10 базовых принципов построения эффективного и долгосрочного бизнеса

10 базовых принципов построения эффективного и долгосрочного бизнеса

Советы, которые помогут избежать основателю бизнеса ряда типичных ошибок

Немало начинающих предпринимателей на старте сталкиваются с множеством сложностей, которые мешают успешному развитию бизнеса и препятствуют последующему получению инвестиций. Ниже мы приводим 10 базовых принципов построения эффективного долгосрочного бизнеса. Которые, как мы надеемся, помогут вам избежать ряда типичных ошибок фаундера стартапа.

1. Правильный старт — залог успеха

Не пожалейте своего времени и усилий и позаботьтесь о юридической составляющей проекта еще на старте. Вам может казаться, что это скучно, или отвлекает вас от усовершенствования вашего продукта, но это важно.
Правильно выстроенная правовая сторона бизнеса максимизирует шансы вашего стартапа стать масштабируемым и получить инвестиции.

Это самый простой способ избежать проблем в будущем, сэкономить драгоценное время и деньги. Стартапы с неправильно выстроенной правовой структурой часто провальны — у них быстро заканчиваются деньги, а венчурные капиталисты не готовы в них инвестировать. В таких случаях им приходится оперативно исправлять свои ошибки. Независимо от выбранной ниши, юридическая составляющая стартапов очень похожа. Вы, как фаундер, несете ответственность за то, чтобы изначально правильно настроить все процессы, равнозначно распределить ресурсы, назначить ответственных и создать команду. Подпишите юридические соглашения с самого первого дня, с четко обозначенными целями, ролями и обязанностями, выполнение которых является ключевым фактором. Именно по этой причине венчурные капиталисты предпочитают инвестировать в юрисдикции общего права. Если вы являетесь основателем в Эр-Рияде, ваша холдинговая компания должна находиться на глобальном рынке Абу-Даби (ADGM). Если вы являетесь учредителем в Джакарте, создайте свою холдинговую компанию в Сингапуре.

2. Изучите свой рынок

Фаундеры — зачастую хорошо умеют решать проблемы. У вас может быть идея создания отличного продукта, который решает конкретную проблему. Вашим самым большим челенджем будет превратить это решение в работающую бизнес-модель. Для этого вам нужно изучить и оценить все риски рынка и регулярно отслеживать, как рынок реагирует на ваше решение. Не полагайтесь на устаревшие исследования рынка. Подтвердите свои предположения:

  • Какую проблему решает ваш продукт или сервис?
  • Кто ваши клиенты?
  • Каков спрос на ваш продукт или сервис?
  • Кто ваши конкуренты?

Получите обратную связь от ваших первых пользователей и клиентов.
Эти бесценные практические знания помогут вам определить, действительно ли ваш продукт соответствует требованиям вашего целевого рынка.

3. Реализация преобладает над идеями

Хорошая идея — это только начало.
Идея нуждается в успешной реализации, которая приведет к построению прибыльного бизнеса. А профессиональная команда может проверить эффективность концепции, создать продукт, выпустить его на рынок и привлечь внимание клиентов. На данном этапе важно сохранять динамику развития. Если вы не сможете этого сделать, ваша хорошая идея так и останется просто мечтой. Прежде всего, инвесторы поддерживают команды заряженных специалистов. Ваши предположения могут быть неверными, а бизнес потерпеть неудачу, но хорошая команда всегда будет готова и профессионально подкована, чтобы приступить к новым задачам и перейти на следующей этап. Приготовьтесь справляться со сложными вызовами и услышать зачастую жесткую обратную связь. Будьте открыты к изменениям. Макс Левчин и его учредители в конечном счете все же запустили PayPal, после нескольких неудачных итераций и нелестных фидбеков: «Вы не можете придерживаться единого конкретного плана. Это самый большой урок, который я усвоил в PayPal».

4. Будьте организованными

Фаундеры должны хранить и систематически обновлять важную корпоративную информацию. Если вы не можете предоставить необходимые финансовые отчеты в течение 24 часов после запроса, не стоит ожидать, что инвесторы отнесутся к вам серьезно. Будьте готовы предоставить сводные таблицы капитализации, составленные соглашений с заинтересованными сторонами, результаты аудиторских проверок.

5. Инвестируйте в профессиональные консультации

Знайте, что упущенные детали или дешевые способы вскоре обойдутся вам в копеечку. Не экономьте на профессиональных консультациях, когда дело касается юридических аспектов и налогов. Не пытайтесь самостоятельно справиться со всеми правовыми вопросы.

Ваш самый дефицитный ресурс — это время.

Пользуйтесь советами, принимайте правильные решения и возвращайтесь к стратегическим задачам.

6. Сбор средств требует временных ресурсов

Для поиска нужных инвестиций потребуется время. Когда вы находитесь на стадии фандрайзнига, как фаундеру проекта вам нужно будет посвятить все свое время встречам с инвесторами и сосредоточиться на том, чтобы заинтересовать их и получить инвестиции. Провели ли вы ресерчинг о том кто инвестирует в вашу отрасль? Могут ли вас познакомить с этими людьми? Какова репутация инвестора? Построение отношений также требует времени. Если вы ищете инвестора, который сможет сделать ценный вклад в ваш бизнес и хотите заключить долгосрочное партнерство, вы должны говорить открыто и честно.

Взаимное уважение, общая система ценностей и способность находить общий язык являются решающими факторами.
Договаривайтесь с вашим инвестором о самой выгодной сделке. Венчурные капиталисты требуют высокой рентабельности от вашего бизнеса. Они вкладывают деньги других людей. Если вы получили «да», закройте сделку как можно скорее и получите деньги на счет в банке. Помните, что соглашение не является юридическим обязательством: это не означает, что инвестор должен финансировать вас. Иногда инвесторы могут оказаться ненадежными и отказаться в последний момент, даже если ранее сказали «да». Скорее всего, вам придется заниматься фандрайзингом в несколько раундов, поэтому будьте готовы посвятить этому свое время и энергию. Помните, что у вас может быть несколько неудачных попыток, и это может быть болезненно.

7. Вы не единорог

И это нормально — единороги это редкость. Инвесторы в вечных поисках неуловимого перспективного стартапа, который волшебным образом превратиться в единорога. Не стоит ожидать, что инвесторы сочтут таковым ваш, и что более того единогласно будут заинтересованы в вашем проекте. Выясните реальную стоимость вашего бизнеса, иначе вы рискуете впустую потратить свое время. Понимание того, какие инвесторы, вероятнее всего инвестируют в ваш бизнес (а не только те, которые вы бы действительно хотите ли чтоб инвестировали), может помочь вам выстроить отношения с нужными людьми. Будьте настойчивыми. Даже если инвестор не заинтересован в инвестировании на текущем фандрайзинг раунде, он может инвестировать в следующих раундах, если ваша компания будет процветать.

8. Будьте осмотрительны с тем, что отдаете

На этапе фандрайзинга вы делитесь правом собственности на свою компанию. С каждым последующим раундом общий процент, который вы отдаете, становится все выше. Это может значительно ослабить право собственности фаундеров. То сколько вы отдаете — это огромный вопрос. Благодарность и вознаграждение за инвестиции процентом от собственности компании является мощным инструментом фандрайзинга. Но фаундерам важно сохранить достаточную долю для себя, чтобы не потерять мотивацию и получать компенсацию за свои усилия. Многие начинающие компании не могут запустить свои последующие раунды, так как больше не подлежат инвестициям, потому что слишком много отдали. Если это лишь ваш первый или второй раунд, помните, что вам снова придется рейзить.

9. Помните, что принадлежит именно вам

Вестирование — это гарант обязательств со стороны фаундеров для инвесторов, поскольку акции учредителей распределяются постепенно, а не все сразу. Это значительно увеличивает шансы того, что фаундеры и ключевые сотрудники останутся приверженными компании несколько лет. Если вы являетесь учредителем и в настоящее время не обладаете полномочиями, то будьте готовы к тому, что инвесторы потребуют выполнения данного условия на этапе первого раунда финансирования и будут диктовать условия вестирования. Позаботьтесь о плане вестирования на этапе создания компании и выпуска акций, а не ждите сюрприза, когда дело дойдет до привлечения инвестиций.

10. Наймите юридического консультанта

Поразительное количество фаундеров полагаются на консультанта своего инвестора во всех юридических вопросах. Для юристов инвестора составление документации — это стандартная процедура, но вам нужен собственный юрист-консультант, который поможет вам ориентироваться в процессе, понять риски и отстаивать собственные интересы на переговорах. Опытный юрист проходил этот процесс сотни раз до этого. Одним из главных преимуществ вашей совместной работы будет то, что они помогут вам понять, как ваши условия сопоставимы с другими компаниями рынка.

Читайте также

Обратный звонок
✓ Valid