Первое, что вам надо знать о технологическом рынке Европы, это то, что его не существует. «Европейский» рынок – это сборище стартап-хабов, которые возникли в самых благополучных европейских странах и более или менее изолированы – большинство из них очень редко общается с себе подобными.
Европа может являться единым рынком, но это точно не единая технологическая экосистема. Этот факт сильно затрудняет нахождение «пульса» и ритма рынка. Но более внимательному наблюдателю открываются очень интересные моменты – молодые европейские компании стали достойным ответом единорогам Кремниевой Долины! Для того, чтобы как-то систематизировать все данные, Sirris.be, бельгийская неприбыльная компания, провела анализ среди европейских технологических стартапов, которые привлекли $1 млн. и более в 2016 году. Данные, которые собирались с более чем 1 000 транзакций в 30 странах, показали 10 удивительных вещей. И вот они – все странности и нюансы старушки-Европы.
- Париж, а не Берлин, является претендентом на место Лондона после Brexit
Много уже было написано о будущем положении Лондона как европейской технологической столицы после Brexit. Да, объем и темп привлекаемых инвестиций не уменьшился. Наоборот, в июле было отмечено наибольшее число сделок в 2016 году. И, несмотря на все слухи, конкурентом Лондона будет не Берлин, а Париж. Столица Франции привлекла намного больше капитала, чем Берлин. Однако этому городу еще предстоит получиться пиару. Хорошая возможность для этого будет в 2017 году, когда в городе откроется крупнейший в мире инкубатор.
- Любопытный случай в крошечной Швеции
По количеству сделок Стокгольм подошел очень близко к Берлину. Согласно данных Spotify, Стокгольм уже втрое обогнал столицу Германии по объему инвестиций в долларах. Было время, когда стартапы уезжали из Стокгольма в Берлин для расширения бизнеса. Но сейчас у Швеции появились собственные единороги, такие как Skype, Minecraft, Klarna, Spotify и King. И кто же сегодня не знает MySQL, Kazaa, uTorrent и Pirate Bay? Страна лидирует в 2016 году в ряде отраслей, в том числе игровых, музыкальных, технологических и спортивных технологий, что дает фору по деньгам странам с гораздо большими экономиками, таким как Германия, Великобритания, Испания, Италия и Франция. Еще больше удивляет, что при таком количестве сделок население страны составляет всего 10 млн., из которые меньше 1 млн. живет в самом Стокгольме.
- Не всегда столица становится эпицентром растущей экосистемы
Барселона (Испания), Милан (Италия), Лозанна (Швейцария), Гент (Бельгия), Порто (Португалия) и Краков (Польша) – самые активные города в своих странах. Разрыв между Миланом (16 сделок) и Римом (1 сделка) очень внушительный. То же касается Барселоны (28 сделок) и Мадрида (8 сделок). Часто тому есть простое объяснение. Барселона и Милан – экономические столицы свих стран. Что касается других городов, как Гент, например, то у них есть сильная и развитая стартап-экосистема, родившая Showpad, Engagor, Tele Atlas, Teamleader, Adam Software, Drupal и т.д., и мощные акселераторы: iMinds. Lausanne. С другой стороны, там есть университет, которому удалось создать прослойку высококлассных специалистов, которые заполняют технологическую экосистему Европы. Эти города также являются домом для двух масштабных проектов автономных машин: WayRay, которые привлек €8 млн. ($9 млн.) и BestMile, привлек €2.3 млн. ($2,6 млн.)
- Рынок ФинТех горячий, но блокчейн еще на уровне сплетен и разговоров
ФинТех индустрия доминирует среди растущих экосистем в этом году со 122 сделками. Это подтверждает, что рынок по-прежнему разогрет. В этой сфере лидирует Великобритания, в частности – Лондон.
Интересно то, что только 7 стартапов в сфере ФинТех используют технологию блокчейн. Это говорит о том, что блокчейн все еще на стадии активного обсуждения. Все говорят о нем, но только несколько проектов смогли настолько развить свои модели, что привлекли капитал и начали масштабирование.
- Университеты не имеют никакого отношения к инновационной сфере
Только 5% европейских технологических стартапов были созданы на базе предыдущих исследований и бизнесов. Такие проекты – это не единственный способ монетизации университета, и они являются индикатором того, что инновации происходят в основном за пределами кампусов и лабораторий. Университеты и большие корпорации утратили свою многолетнюю монополию на инновации. Однако, они играют заметную роль в разработке патентуемых проектов в таких специфических областях, как медицинские технологии, биотех, шифрование, изучение материалов, робототехника, нанотехнологии, полупроводники и т.п. Обратите внимание на более высокую производительность маленьких Швейцарии и Бельгии.
- Вам не нужно становиться резидентом акселератора для масштабирования
Только 7% успешных европейских стартапов вышли из акселерационных программ. Выпускники программ не обязательно привлекают больше денег, но они в среднем на 2 года младше на момент привлечения инвестиций. Вполне возможно, что они могут начать масштабирование раньше или иметь более широкий доступ к инвесторам благодаря акселераторам.
- Самый активный венчурный инвестор 2016 года в Европе – французское правительство
Bpifrance – французский публичный фонд с фокусом на инвестирование в инновации малого и среднего бизнеса во Франции. Его миссия состоит в том, чтобы подготовиться к "France 2030", программе превращения французский экономики в цифровую, и они явно на верном пути. Кроме того, самым активным фондом последние 10 лет является государственный фонд High Tech Gründerfonds из Германии. Номер 6 в рейтинге наиболее активных фондов – французский Kima Ventures от предпринимателя Ксавьера Ниля (Xavier Niel). Если мы добавили 6 инвестиционных сделок, которые Ниль провел лично, то получили бы в общей сложности 16 сделок, поставив Францию на первое и второе место в рейтинге наиболее активных инвесторов.
- Европейская экосистема ориентирована на В2В
В отличие от Силиконовой Долины, где 2/3 стартапов ориентированный на потребителя, европейские проекты являются главным образом B2B (55%). В Бельгии наибольшее количество B2B-стартапов. Это отражает состояние всей экосистемы страны, которая очень сильно ориентирована на В2В. Еще более удивительным является то, что производственный гигант Германия чуть больше ориентирован на потребителя (48% B2B). Но это из-за веса Берлина в немецкой экосистеме, что еще раз подтверждает высказывание, что "Берлин – не Германия." Берлинские стартапы в основном ориентированный на потребителя. Сравните это с Мюнхеном, где 78% B2B-проектов.
- Посредник мертв; да здравствует посредник
Интернет должен был уничтожить посредников. До определенной степени это произошло. Но интернет сам стал новым посредником. Не удивительно, рыночный подход является ведущей бизнес-моделью для стартапов в Европе, охватывая 21% всех проектов. В качестве примера возьмем " Airbnb для лодок": модель маркетплейса, которая соединяет владельцев лодки с людьми, желающими получить опыт морепланивания. Не менее 4-х европейских стартапов подняли Раунд А в свой сфере в 2016 году:
- Итальянский Sailsquare – основан в 2012 года и привлек €1.3 млн. ($1.5 млн.)
- Австрийский Zizoo – основан в 2013 году и привлек €1.7 млн. ($2 млн.)
- Французский SamBoat – основан в 2014 году и привлек €1 млн. ($1.1 млн.)
- Испанский Nautal – основан в 2013 году и привлек €1 млн. ($1.1 млн.)
10. Вы должны быть основаны в 2012-м, чтобы привлечь Раунд А в этом году в Европе
2012 год – именно тогда в среднем были основаны быстрорастущие стартапы, поднявшие раунд А в 2016 году. Для Раунда В стартапы были в среднем основаны в 2010 году, а для Раунда С – в 2009-м. Удивляет, что для компании, чтобы собрать по меньшей мере $ 1 миллион в краудфандинге, необходимо быть созданной в 2011 году.
Европейская стартап-экосистема живет и процветает. Там нет границ в цифровом мире, пока экосистемы характеризуются близостью и личными контактами. Объединение всех этих национальных и региональных экосистем, которые не только имеют различные уровни зрелости, но и свою собственную ДНК, является реальной проблемой для Европы.