Исследование проводилось компанией Agrohub при поддержке Raiffeisen Bank, в его основу легли результаты более чем 150 интервью с топ-менеджментом более 20 аграрных компаний разного масштаба, владеющими от 5 до 500 тысяч гектаров земельного банка.
В рамках исследования мы вместе с экспертами описали универсальную управленческую парадигму украинской агрокомпании и построили матрицу зрелости, которая описывает различные стадии развития процессов внутри компании.
Ценность этой работы в том, что теперь каждый может увидеть глубокую картину внедрение инноваций в стране, понять, на каком этапе зрелости находится его компания и как может выглядеть переход на другой уровень развития в конкретном процессе или функции. Этой ценностью мы и собираемся поделиться в отчете, чтобы все могли сделать шаг вперед, каждый по-своему.
Матрица инновационной зрелости агрокомпании
Уникальность документа в том, что он не только дает понимание проблематики и потребностей отрасли, но и соотносит их с технологическими решениями, уже доступными на мировом рынке. В рамках исследования было изучено эффект от их внедрения и сформирован так называемые use cases - примеры практического применения технологии.
Информация об успешных примерах применение технологий от самых агрокомпаний была для нас наиболее ценная: мы проанализировали более 50 примеров применения и хотим поделиться результатами.
Далеко не каждая компания успела попробовать все имеющиеся технологии, поэтому мы считаем, что эта информация с конкретными цифрами и дорожными картами заинтересует специалистов. Мы уделили внимание не только решением от зрелых поставщиков с большим опытом, но и стартапам из мира AgTech, развивающие прорывные инновации», - отметил Кирилл Криволап партнер Agrohub, Ассоциированный партнер CIVITTA.
Исследование состоит из четырех разделов. В первом описываются тренды в агросфере Украины, которые будут определять развитие отрасли в ближайшие годы. Основой для него послужили данные кабинетное исследование отрасли, проведенного специалистами Agrohub на основе отчетов ведущих венчурных фондов, инвестиционных банков, консалтинговых компаний, а также представителей отрасли. Анализ показывает, в каком направлении движется агроиндустрия, с какими вызовами столкнется человечество и агропроизводители, и каким образом Agtech может способствовать решению проблем.
Во втором разделе представлена т.н. матрица зрелости. На основе интервью с представителями и экспертами отрасли исследователи описали типичную управленческую парадигму украинской агрокомпании, которая стала основой для построения матрицы зрелости. Матрица зрелости показывает стадии развития процессов внутри компании и определяет, какие шаги должна сделать компания для перехода на качественно новый уровень развития процессов. Также исследователи выяснили, какие решения сегодня доступны компаниям для улучшения того или иного процесса (более 120 решений), и привели более 30 реальных примеров применения решений в агрокомпаниях.
Направления развития Agtech
Третий раздел посвящен корпоративному климату. На основе опроса в нескольких компаниях исследователи выяснили, как компания может способствовать внедрению инноваций на уровне ценностей, взаимодействия, поведения и процессов. Определено, в каких сферах существуют различия между компаниями-инновационными лидерами и традиционными компаниями, и какие шаги необходимо сделать компаниям, желающим построить корпоративный климат, способствующий появлению и внедрению инноваций.
Традиционные компании отстают от инновационных лидеров во всех категориях, о которых шла речь в опросе. Наибольший разрыв между инновационным лидером и традиционными компаниями наблюдается в корпоративном климате: инновационные лидеры пытаются создать такую атмосферу в компании, при которой изменения и предложения от работников приветствуются, поэтому каждый сотрудник заинтересован в предложении и внедрении новых идей.
Результаты опроса показывают, что в среднем для предприятий большее значение имеют ценности, тогда как процессы является основной сферой, которая нуждается в улучшении.
Исследователи объясняют это тем, что среди игроков рынка распространено стремление к инновациям, поэтому на концептуальном уровне компании готовы развивать инновационный дух среди своих сотрудников. Поскольку это стремление появилось недавно, многие компании еще выстраивают свои внутренние процессы, которые поддерживают инновации.
Последний раздел описывает инновационную экосистему. Описание включает в себя как перечень основных игроков экосистемы, так и ключевых вызовов, с которыми они сталкиваются. Основные выводы раздела касаются сферы образования и обмена опытом, инкубации, финансирования и внедрения инноваций. Хотя в Украине более 20 аграрных университетов, все они не попадают в международные рейтинги, отмечают исследователи. Техническая база университетов и уровень образования нуждаются в модернизации. Лишь некоторые из них сосредоточены на инновациях и технологиях. Обмен опытом находится на стадии формирования. Что касается инкубации, то пока эта сфера недостаточно развита. Существует лишь несколько инициатив. При этом уже есть множество независимых акселераторов, а также мощных корпоративных акселераторов, которые готовы оказать поддержку и предоставить начальный капитал для стартапов. Но акселераторы охватывают широкий спектр отраслей, и AgTech для них не является первым приоритетом. На рынке активны бизнес-ангелы, которые предоставляют начальный капитал для реализации инновационных идей. Корпорации имеют ресурсы и желание внедрять инновации. Они понимают, что инновации в AgTech могут быть ключевым фактором, который даст преимущества в конкурентной среде, потому что экстенсивные меры уже были полностью реализованы.
Инновационная воронка украинского Agtech
Однако их проблемы до сих пор преимущественно неизвестные для рынка, поэтому их нельзя эффективно решать.
Исследование, посвященное выявлению и анализу приоритетов инноваций, призвано помочь компаниям понять, какие есть возможности для увеличения своей прибыли за счет инноваций, как эти возможности можно реализовать их, и какого эффекта от этого можно ожидать, отмечают в Agrohub.
«На украинском рынке, в отличие от американского или израильского, нет сектора профессионального аграрного консалтинга, и лучшие эксперты остаются в корпорациях, где у них есть все необходимые ресурсы для экспериментов и доступа к новейшие технологии.
Поэтому мы выбрали их, чтобы они могли поделиться лучшими практиками... Это дало нам уникальную возможность построить универсальную парадигму управления украинской агропромышленной компанией, выделить ключевые процессы в кластерах и холдингах, а также построить матрицу зрелости, которая описывает различные этапы развития инноваций в компании.
Ценность этого исследования заключается в том, что теперь каждый, кто имеет доступ к отчету, сможет увидеть полную картину внедрения инноваций, понять стадию зрелости компании и как перейти на другой уровень развития в конкретном процесс или функция может выглядеть так», – отметила Юлия Порошенко, основатель Agrohub и соучредитель Radar Tech.