Бизнес в период войны: какие потери несет украинский бизнес и как восстанавливаться

Бизнес в период войны: какие потери несет украинский бизнес и как восстанавливаться

Победить в войне будет трудно полагаясь лишь на поддержку Запада, необходимо функционирование бизнеса, позволяющего украинцам обеспечивать себя и поддерживать ВСУ

За месяц войны украинский бизнес потерял больше чем за два года пандемии. Объем причиненного ущерба и долгосрочные последствия оценить сложно, ведь боевые действия на территории страны продолжаются.

По оценкам Национального банка, во время войны экономика Украины теряет 50% "непроизведенного" ВВП. То есть, каждая неделя стоит национальной экономике более 50 млрд грн. И это без учета потерь от разрушений.

МВФ оценивает потери Украины из-за военного вторжения российских кафиров 35% ВВП.

Многие предприятия оказались в районах активных боевых действий и вынуждены были эвакуироваться в более безопасные регионы или прекратить работу. Однако даже те бизнесы, которые относительно далеко от обстрелов, страдают из-за проблем с логистикой и нехваткой сырья.

Помощь в перемещении бизнеса на безопасные территории Украины

Как показывает опрос ЕБА, только 17% компаний работают в полном объеме, а каждая третья не работает. Треть предпринимателей планирует возобновить деятельность. Приблизительно такие же результаты показали и опросы других организаций.

"Компаниям, предоставляющим услуги и имеющим иностранных клиентов, представителям интеллектуальных и креативных профессий легче выехать и возобновить работу в относительно безопасном месте. Аграрии, производственные и логистические предприятия имеют территориальную привязку, поэтому они ограничены в мобильности", - констатирует исполнительный директор ЕБА. Анна Деревянко.

Даже в условиях войны бизнес должен работать там, где это возможно, платить налоги и предоставлять стране ресурс для продолжения обороны. Этот тезис в последнюю неделю повторяют почти все представители правительства.

В каком состоянии сейчас украинские предприятия? Кто понес наибольшие потери, и способен ли бизнес оперативно восстановиться?

Аграрии

Едва ли не в худших условиях оказались аграрные предприятия. Их бизнес привязан к конкретной территории, а работы в поле или ферме нельзя отложить на неопределенный срок или перенести.

По словам главы Всеукраинского аграрного совета Андрея Дикуна, рынок страдает от дефицита рабочей силы, горючего, удобрений и оборотных средств.

Многие работники фермерских хозяйств мобилизованы или ушли в терроборону. Значительную часть горючего страна импортировала из России и Белоруссии. Эти поставки остановились после первых ракетных обстрелов украинских городов из этих стран.

Кроме того, кафиры заблокировали морской путь, который мог легко компенсировать нехватку горючего.

Из-за обстрелов россиянами портов аграрии не могут продать зерно. Им не хватает оборотных средств для закупки семян, удобрений, средств защиты растений. Кроме того, цены на эти и другие товары выросли.

В южных регионах Украины уже началась посевная. Аграрии Одесской области к 21 марта засеяли более 22 тыс. га площадей из 750 тыс. га запланированных. В Николаевской области полевые работы начались в тех районах, где не ступала нога кафиров.

Украина останется с хлебом в любом случае, уверяют в правительстве. А какой будет цена зерна в мире, зависит от того, будут ли дальше падать снаряды на головы украинским аграриям.

ИТ-сектор

ИТ-отрасль ожидаемо оказалась наиболее устойчивой. Карантин хорошо подготовил компании к худшему испытанию – войне.

Как сообщил исполнительный директор ассоциации IT Ukraine Константин Васюк, почти у всех ее участников (92%) были четкие планы действий на случай форс-мажорных обстоятельств.

"Отчасти была проведена релокация ключевых сотрудников в офисы компаний в европейских странах. После начала войны компании оперативно провели эвакуацию людей: обеспечили транспорт, поселение и организовали рабочие места в наиболее безопасных регионах страны", – говорит Васюк.

"Бизнес-процессы в компаниях настолько хорошо построены, что иногда большие релизы новых продуктов происходили на второй день войны", – добавляет он.

Многие ИТ-компании имели офисы за рубежом, так что после начала войны часть работников переехала туда.

По словам Васюка, отдельные компании даже настаивали на релокации специалистов и финансировали это, а другие оказывали поддержку, если сам специалист желал переехать.

Впрочем, большая часть ИТ-специалистов остается в Украине и работает в безопасных регионах. На их эффективность, говорит Васюк, могут отрицательно повлиять три ключевых проблемы.

Первая – постепенное замедление экономики, в частности, ограничение работы банковской системы.

Вторая – угроза деградации цифровой инфраструктуры, то есть потенциальные ограничения доступа в интернет из-за возможных повреждений телекоммуникационной сети или электропитания.

Третья – мобилизация специалистов, большинство из которых – мужчины.

Металлургия

Металлургический рынок находится в затруднительном положении из-за зависимости от экспорта продукции морем. Большинство предприятий отрасли сосредоточены в юго-восточной части Украины, где продолжаются активные боевые действия.

Предприятия не могут отгружать готовую продукцию из-за заблокированных портов и морских путей. Некоторые заводы, например, "Азовсталь" в Мариуполе начали консервировать еще в первый день войны, 24 февраля.

Крупнейший оператор этого рынка, компания "Метинвест", сообщила, что металлургические предприятия Мариуполя, а также "Запорожсталь" и "Запорожкокс" находятся в режиме горячей консервации, а "Запорожогнеупор" – в режиме временной консервации технологического оборудования.

Авдеевский коксохимический завод подвергся массированному обстрелу и тоже работает в режиме частичной консервации. Под обстрелами была и "Азовсталь", однако установить степень повреждений пока невозможно.

ГОКи и другие предприятия работают в штатном режиме. Компания продолжает платить зарплату сотрудникам.

Какие украинские промышленные предприятия уничтожила Россия во время войны

Энергетика

Через три недели после военного вторжения РФ энергосистема Украины присоединилась к энергосистеме континентальной Европы ENTSO-E.

К тому же в критических случаях вся страна, кроме трех западных областей, зависела от поставок электроэнергии из страны-агрессора и ее вассала Беларуси.

Проблем с генерацией электроэнергии в Украине нет. Крупнейший оператор маневровых мощностей ДТЭК сообщил, что почти все ТЭС компании работают в штатном режиме.

Исключения – Луганская ТЭС, остановленная ранее из-за военных действий в области, и частично Запорожская ТЭС, которая перешла на газ и работает минимальным составом оборудования из-за повреждения моста и остановки железнодорожного сообщения в регионе.

"Станции снабжены топливом. Компания приняла на свои ТЭС около 17 тысяч тонн угля из 60 тысяч тонн импортного, предусмотренного в рамках контракта с угледобывающим предприятием Bogdanka (Польша)", – сообщили в ДТЭК.

Запорожская атомная электростанция – единственная полностью работающая АЭС из оказавшихся под контролем оккупантов – продолжает работать и давать электроэнергию в объединенную энергосистему Украины.

Логистика

Логистический рынок понес значительные потери, так как многие территории были отрезаны от сообщения.

В компании "Новая почта" сообщили, что за первую неделю войны объемы доставки упали на 95%.

"Наш бизнес очень пострадал, как и вся экономика страны. Многие терминалы и отделения закрылись из-за постоянных обстрелов. Произошли массовые перемещения сотрудников и клиентов. У людей изменились приоритеты. Как следствие – упал спрос на товары, которые мы раньше доставляли", – отмечают в компании.

Если до войны "Новая почта" ежедневно перевозила около 1 млн. посылок, то в первую неделю боевых действий этот показатель упал в 20 раз – до 50 тыс. посылок в день.

В Новой почте добавляют, что компания продолжает работать во всех областях, однако часть отделений пришлось закрыть. Компания постепенно открывает отделение там, где это относительно безопасно.

"Мы запустили 29 сортировочных станций из 141, открыли 1600 отделений по всей стране и 1500 уличных почтоматов в 16 городах. Это только пятая часть нашей сети, однако мы работаем над возобновлением работы отделений в тех местах, где это безопасно", – отмечают в компании.

Самая сложная ситуация в Харьковской и Киевской областях, где на работу вышли всего 15% работников.

В "Новой почте" отмечают, что основной проблемой являются заблокированные дороги, проверки документов, разбитые мосты.

Многие магистральные пути разрушены, поэтому приходится строить новые маршруты. Кроме того, в Украине действует комендантский час. Ночью автомобили не могут двигаться, что исключает работу круглые сутки.

"Мы стараемся минимизировать риски водителей: тщательно планируем маршрут, учитывая все возможные опасности и горячие точки, в режиме онлайн отслеживаем реальную ситуацию на дорогах".

В случае необходимости оперативно меняем маршрут, инструктируем. Это усложняет передвижение, поэтому сроки доставки растут до трех-шести дней», – сообщили в Новой почте.

Страховой рынок

Рынок страхования переживает нелегкие времена. Генеральный директор ассоциации "Страховой бизнес" Вячеслав Черняховский отмечает, что две трети компаний имеют падение поступлений на 50-90%.

"На рынке только 5% компаний, которые работают без проблем. Это те, у кого офисы только на западе Украины. Около 60% компаний имеют проблемы и сбои в работе, но они продолжают работать".

Почти треть имеют перебои в работе и могут работать частично. 10% компаний не могут продолжать деятельность», – объясняет Черняховский.

Четверть компаний имеет подразделения и офисы в пострадавших от российской агрессии регионах.

Ассоциация Черняховского провела опрос, показавший, что 23% компаний имеют существенные повреждения офисов и работу там невозможно возобновить. У 80% страховых компаний объем финансовых поступлений сократился более чем на 50%.

"Морское страхование не работает, потому что сейчас невозможно ни зайти, ни выйти из украинских портов. Страхование грузов проблематично, авиастрахование остановилось, туризма нет, медицинское страхование еще как-то держится, автострахования также почти нет", – отмечает Черняховский.

Страховщики держат резервы в депозитах и ​​государственных облигациях, поэтому компании не могут быстро конвертировать их в денежные средства. При этом страховые случаи происходят чаще, чем раньше.

По словам Черняховского, при сохранении такой ситуации компаниям придется увольнять работников или отправлять их в долгосрочные отпуска. Поскольку новые договоры не заключаются, то потребуются только бухгалтеры и работники, регулирующие страховые случаи.

Основная проблема бизнеса в период войны – человеческий капитал

По данным ООН, по состоянию на 23 марта из Украины выехали около 3,6 млн граждан. Чуть меньше половины из них – люди трудоспособного возраста. Почти все женщины.

Большое количество мужчин трудоспособного возраста было мобилизовано, часть работников переехала в относительно безопасные регионы. Поэтому бизнес, который не может релоцироваться, страдает от нехватки рабочих рук.

По данным исследования Advanter.Group, 48% предприятий малого и среднего бизнеса не могут перевезти производство, 31% не успели это сделать, около 20% совершили частичную релокацию бизнеса или в процессе переезда.

Проблема мобилизации работников особенно актуальна в сфере услуг.

Самая острая тема – мобилизация специалистов без военного опыта, которые входят в мобилизационный и общественный резервы.

С первых дней вторжения кафиров почти все айтишники, имевшие боевой опыт и готовые взять в руки оружие, присоединились к ВСУ.

Остальные продолжают борьбу с врагом на кибер-фронте и возле компьютеров на своих рабочих местах", – объясняет Васюк.

Практика массового призыва айтишников, добавляет он, чревата существованием украинской ИТ-индустрии, что приведет к уменьшению объемов валютных поступлений.

Проблема нехватки персонала актуальна и для отраслей, обеспечивающих население товарами первой необходимости – лекарствами и продуктами.

"Многие аптеки закрыты, потому что многие фармацевты и медики переехали в более безопасные места. Аптечные сети радостно принимают на работу студентов по специальности и других специалистов, квалификация которых причастна к фармацевтике", - отмечают в Аптечной профессиональной ассоциации Украины.

Какая поддержка от государства необходима бизнесу

Соучредитель Центра экономического восстановления Андрей Длигач считает, что государство, прежде всего, должно поддержать производителей продуктов и лекарств, аптеки, аграриев (особенно в период посевной), а также легкую промышленность.

"Помощь должна идти всем бизнесам, но эти сферы важны для выживания страны прямо сейчас", - объясняет Длигач.

Государство призывает бизнес в относительно спокойных регионах возобновлять работу. Правительство снизило налоги, разрешило платить 2% с оборота вместо 20% НДС. Для предпринимателей первой и второй групп уплата ЕСВ стала добровольной.

"Самые актуальные способы поддержки крупного бизнеса – это анонсированные налоговые льготы. Около половины опрошенных нами компаний планируют ими воспользоваться", – отмечает Деревянко.

Среди предложений бизнеса – отмена перечня критического импорта как существенной преграды для ведения расчетов с поставщиками и покупателями, содействие оживлению импорта и экспорта, логистическая поддержка и упрощение таможенных процедур (требований к полноте перечня дополнительных документов).

Украинский бизнес во время действия военного положения будет иметь возможность получить кредит под 0%, также будут максимально сокращены регулятивные документы для работы бизнеса.

Для экспортных предприятий чрезвычайно важно восстановление возмещения НДС по экспорту.

"Компании нуждаются в восстановлении расчетов с иностранными контрагентами для пополнения собственных оборотных средств и обеспечения производств сырьем", - говорит Деревянко.

Читайте также