По данным последнего отчета Massolution, обороты индустрии краудфандинга к 2016 году превысят суммарный оборот по венчурному рынку в целом. Еще в 2010 году оборот рынка краудфандинга составлял всего лишь $880 млн., а уже в 2014 году – $16 млрд. 2015 год эксперты оценивают в $34 млрд.
Для сравнения, в среднем венчурная индустрия имеет около $30 млрд. годового оборота. Ежегодно показатели краудфандинга удваиваются благодаря поддержке сразу нескольких моделей финансирования, в том числе нефинансовые вознаграждения, кредиты и акции.
По всему миру принимаются новые законы, которые способствуют развитию краудфандинговой индустрии.
Традиционный финансовый рынок vs. Экономика совместного потребления
Принцип совестной экономики, то есть совместное владение и потребление, создает новые революционные модели проектов в таких отраслях, как транспорт и недвижимость. Сегодня, благодаря интернету и автоматизации процессов, масштабировать такие бизнесы относительно легко.
Тенденция хорошо иллюстрируется в инфографике развития совместной экономики, созданной на основе данных основателя Mesh Labs Лизы Гански. За последние четыре года было создано 17 новых компаний в секторе sharing-economy, каждая из которых сегодня оценивается примерно в $1 млрд.
В секторе роста показатели меняются экспоненциально. Многие проекты предпочитают обращаться сразу же на краудфандинговые платформы, а не искать поддержки у бизнес-ангелов и венчурных фондов.
Показатели Краудфандинговой индустрии согласно отчету Massolution Crowdfunding Industry Report 2015
Превзойдет ли Краудфандинг бизнес-ангелов и венчурные компании?
По данным Всемирного Банка, к 2020 году обороты краудфандинговой индустрии достигнут $90 млрд. Однако, если текущая тенденция к активному росту сохранится, то этот прогноз может сбыться уже в 2017 году.
Для оценки перспективы стоит взглянуть на данные венчурного рынка. В среднем, компании за год обрабатывают примерно $30 млрд. В 2014 году суммарно было инвестировано около $45 млрд. венчурных средств, тогда как объем ангельских вложений составил $20 млрд.
Согласно с JOBS Act Title II, новая отрасль краудфандинга, краудинвестинг, официально начала функционировать в сентябре 2013 года. Операционная деятельность в данном сегменте ограничена только аккредитованными инвесторами, однако даже при таких ограничениях оборот индустрии составил $1 млрд. Эксперты считают, что в 2015 году эта сумма вырастет до $2,5 млрд.
При ежегодном удвоении показателя, краудинвестинг к 2020 году достигнет объема в $36 млрд. и превысит суммарные возможности венчурного рынка, став основным источником финансирования для стартапов.
Необходимо помнить, что краудинвестинговые платформы – это не самостоятельные источники финансирования. Сегодня в раундах принимают участие онлайн-инвесторы наравне с бизнес-ангелами и венчурными фондами. Краудинвестинг – это инструмент вложения средств, который охватывает как частных, так и институциональных инвесторов.
Краудинвестинговые платформы очень легко масштабируются, тогда как венчурные фонды это сделать не могут.
Рынок краудинвестинга сегодня сильно ограничен участием только аккредитованных инвесторов. Однако, после вступления в силу JOBS Act Title III и IV, 250 млн. американцев получат потенциальный доступ к инвестированию на таких платформах. И тогда рост индустрии окажется просто ошеломляющим.
Конечно, этим инвестициям присуща повышенная доля риска, за что они заслужили критику, особенно со стороны государственных регуляторов по ценным бумагам, которым были сильно уменьшены льготы на федеральном уровне.
На данный момент идет разработка нового законодательства для уменьшения риска и улучшения регулируемости отрасли. По одному из законопроектов будут увеличены ликвидные возможности инвесторов и создны так называемые «венчурные биржи», где они могут продать и купить акции частных компаний.
Как бизнес-ангелы и венчурные капиталисты реагируют на бурный рост индустрии Краудинвестинга?
Как изменится инвестиционный и венчурный рынок, если краудинвестинг продолжит развиваться? И как отреагируют на изменения венчурные компании?
Тим Дрейпер, известный предприниматель и инвестор в такие платформы, как Crowdfunder и AngelList, заявил в своем интервью: «Краудинвестинг предоставляет предпринимателям доступ к новой группе инвесторов, которые могут значительно поддержать их бизнес. Лично я приветствую такой вид инвестирования. Это означает, что компания приобретает большое количество промоутеров еще до достижения соглашений с традиционными инвестиционными институтами».
Часть венчурных фондов и бизнес-ангелов включили в свои стратегии интеграцию с краудинвестин7говыми платформами. Генеральный партнер одного из новейших венчурных фондов Лос-Анджелеса Arena Ventures Пейдж Крэйг, отметил, что хочет собрать через краудинвестинговые платформы 10 тыс. бизнес-ангелов.
По словам Пейджа, стратегия Arena Ventures будет выглядеть следующим образом: «Я рассматриваю Краудинвестинг не в качестве финансового инструмента; Краудинвестинговые платформы – наши полноправные партнеры, помогающие венчурным капиталистам создать новую среду и модель венчурного финансирования.
Фонды выигрывают за счет своей стабильности, финансовых запасов и предсказуемости; ими управляют команды посвященных инвестиционных экспертов, которые тратят каждую свободную минуту на то, чтобы найти интересные проекты и помочь им масштабировать свои компании.
Краудинвестинг открывает возможности финансирования всему остальному миру, позволяя инженерам, финансовым профессионалам, агентам по недвижимости, представителям малого бизнеса и людям из списка Fortune 500 формировать новую волну инноваций. Если вы объедините стабильность и опыт венчурной компании с энтузиазмом и богатым опытом толпы, вы сможете создать невероятно мощную финансовую экосистему».
Еще одним явным преимуществом краудинвестинга является прозрачность сделок. По словам Крейга, на платформах инвесторы могут получить самые актуальные данные, тогда как многие сделки на венчурном рынке проходят непублично.
Финансирование стартапа – проще, чем прежде
Практически невозможно отделить сферы влияния различных игроков растущего инвестиционного рынка. Очень часто на базе краудфандинговых платформ создаются венчурные фонды. Тогда как институциональные инвесторы включают эту модель в свою стратегию благодаря большим выгодам, которые они могут получить.
Сегодня на наших глазах формируется новый рынок капитала.
Наверняка можно сказать, что предприниматели получили доступ как к венчурным фондам, так и к краудфандинговым платформам, которые могут привлечь микро-инвесторов со всего мира.