С момента появления франчайзинга в Украине 30 лет назад изменилось многое: население стало более осведомлённое о данном методе масштабирования бизнеса, на рынок вышло много международных и национальных игроков, с каждым годом количество франчайзинговых точек и в Украине, и в мире увеличивается.
Виды франчайзинга:
Сегодня поговорим о франшизах в сфере производства. Этот вид франчайзинга не так популярен, как, к примеру, бизнес-франчайзинг, но именно производственный франчайзинг является наиболее емким и одним из первых на рынке франшиз.
Что же такое франчайзинг в сфере производства?
Это формат франчайзинга, при котором партнер-франчайзи покупает право на производство и реализацию продукции под ТМ франчайзера.
Это, пожалуй, самый сложный вид франчайзинга во всех аспектах.
Как работает производственный франчайзинг:
- Собственник ТМ передает партнеру технологии и ключевое сырье.
- Партнеры обговаривают требования к производственному процессу, объёму выпускаемой продукции, её качеству, планы продаж, квалификацию персонала, отчетность.
- Франчайзи инвестирует в построение производства и начинает изготовлять продукцию.
- Франчайзер полностью обучает партнера и помогает наладить все производственные процессы.
- Франчайзи реализует продукцию и платит за это роялти собственнику бренда.
Также при передаче всех технологий по производственному франчайзингу, необходимо учесть, что у собственника бренда должны быть свои механизмы удержания партнеров.
Каталог франшиз в Украине от InVenture
Франчайзинг и лучшие франшизы в Украине в 2021 году по версии InVenture
Образцовый вариант – производственная франшиза Сoca-Cola. Франчайзер держит в секрете технологию приготовления концентратов, поставляя их франчайзи для разлива в фирменные бутылки и распространения под именем компании на своей территории. В результате достигается значительная экономия средств, в частности - на транспортных издержках.
Таким образом, для удержания партнеров в сети франчайзер зачастую хранит в секрете рецепт фирменных ингредиентов или имеет другие производственные тайны.
Несомненно, в производственном франчайзинге есть как преимущества, так и недостатки.
Плюсы и особенности производственных франшиз:
- Проверенный налаженный технологический процесс
- Готовые каналы сбыта и логистика (в большинстве случаев)
- Обучение всем аспектам бизнеса, в т.ч. практика на производстве
- Полный пакет документации на производство, стандарты дизайна, маркетинга, продаж
Минусы производственных франшиз:
- Большие начальные инвестиции
- Сложности в налаживании производственных бизнес-процессов
- Ответственность за качество произведенной продукции
- Риски законодательного регулирования
При производстве продукта, зачастую выше маржинальность и шире целевая аудитория – оптовые и розничные продажи.
Но при покупке такой франшизы нужно учесть, что есть риски по реализации продукции – не всегда есть спрос на покупку товаров, особенно в период пандемии и кризиса.
Сейчас на рынке франчайзинга представлено много производственных франшиз в различных сферах:
- Агросектор
- Продукты питания
- Одежда и обувь
- Косметика
- Бытовая химия
- Автохимия, моющие и дезинфицирующие средства
- Мебель
- Оборудование
- Отделочные материалы
- Строительные материалы, плитка
Особым спросом у покупателей франшиз пользуются франшизы для малого бизнеса с минимальными вложениями, в частности строительные и отделочные материалы, а также франшизы по производству продуктов питания.
В последнее время наблюдается рост спроса на франшизы в сфере производства. Преимуществом является меньшая конкуренция – создать компанию полного цикла гораздо сложнее, поэтому большинство предпринимателей сориентированы только на перепродажу.
Зачастую производство рентабельнее других капиталовложений, но создание такого предприятия требует больших инвестиций в оборудование, помещение, сырье, создание производственных условий.
Если знать все нюансы ниши, в которую вы планируете инвестировать, производственная франшиза может оказаться очень выгодным решением.
Стоит ли инвестировать в производственные франшизы?
На самом деле, ответить однозначно нельзя. Все зависит от направления производства, трендовости направления и многих других факторов.
Если вы все же приняли решение инвестировать в производственную франшизу, обратите внимание на следующие аспекты:
- Бренд франчайзера. Если вы начинаете работу под известным брендом, вы гарантировано получаете рынок сбыта.
- Наличие опыта в сфере производства или возможность пройти обучение и получить все необходимые компетенции и навыки.
- Размещение производства в небольших городах: ниже стоимость земли, аренды, зарплата персонала и т. д. К тому же, именно небольшие города больше всего нуждаются в создании новых рабочих мест.
- Качество франшизы – франчайзер должен передать все технологии и полностью наладить производственный процесс. Если собственник бренда не предоставляет полное сопровождение на начальном этапе, инвестировать в такую франшизу не целесообразно. «Набить шишки» вы можете и создав производство «с нуля».
Прежде, чем остановить свой выбор на производственной франшизе, проанализируйте саму компанию-франчайзера, его репутацию на рынке, качество выпускаемой продукции и трендовость направления. По возможности - сами посетите производство, соберите отзывы и данные об опыте других партнеров сети. Хорошим показателем производственных франшиз является вложение средств в развитие, исследования, совершенствование технологических процессов.
Автор: Вереновская Наталья, проектный менеджер, франчайзинговый эксперт компании MOST