Какая отрасль показывает двузначные темпы роста в денежном выражении, привлекает все больше людей (ежегодный рост более 15%, а совокупное количество игроков уже перевалило за 3 млрд человек), а также взращивает вокруг себя экосистему, которая в разы превышает саму отрасль? Несмотря на то, что под это описание подойдет несколько отраслей, но ответ на сегодняшний вопрос – гейминг (не путать с азартными играми).
Отрасль относительно молодая и сейчас регулярно привлекает внимание новостных порталов, венчурных и «классических» инвесторов.
Но что же из себя представляет эта отрасль?
Есть несколько «слоев», таких как разработка и продажа «железа», разработка, издательство и дистрибуция игр и игровых атрибутов, разработка инструментария. С развитием интернет-сервисов и отрасли в целом эти слои были значительно дополнены такими развлечениями как просмотр игр, онлайн-трансляциями киберспортивных событий, «облачным» геймингом и пр.
Постараемся коротко разобраться в каждом из этих слоев.
Железо. При упоминании этого слова на ум приходит картинка с компьютерными энтузиастами, ковыряющимися в системных блоках. Или же просто ребят занимающихся со свободным весом в ближайшей качалке. Обе эти картинки по-своему правильно описывают данную категорию.
Тем не менее, в современном понимании «железо» включает в себя всю аппаратную часть, которая и позволяет окунуться в игровой мир и взаимодействовать с ним. Мониторы, системные блоки и их компоненты, манипуляторы, клавиатуры, VR-очки или шлемы, наушники, консоли, облачные серверы и т.д. – все это создается чтобы принести часы развлечений в наш мир.
Конечно, все это можно использовать и для повседневной работы или других повседневных целей, но именно игровая индустрия зачастую является драйвером прогресса. Не многие сейчас помнят, что такое мегабайты или даже килобайты оперативной памяти, что каждое, порой незначительное улучшение внутренностей системного блока, приводило к тому, что ты мог запустить свежие игрушки. Сейчас вычислительные мощности телефона могут сравниться с мощностями систем, которые отправляли ракеты в космос каких-то 60 лет назад и занимали целые здания.
Так вот, геймерское железо – отдельная категория. Она воплощает в себе самые современные технологии, очень качественные материалы, особый внешний вид – да, на это есть свой ценник, который значительно выше обычного, но это обусловлено не только маркетингом. Среди производителей такого железа, уважаемый читатель можно знать такие фирмы как ASUS, Razer, SteelSeries, Roccat, Logitech, MSI, Lenovo. Их намного больше и не стоит забывать про разработчиков компонентов, например, Intel, Nvidia, Qualcomm, AMD, и прочих.
Разработка и издательство игр. Тут все предельно просто и скорее всего нам всем знакомы такие компании как Ubisoft, EA, Sony Entertainment, Valve, Take-Two, Square Enix, Namco Bandai, Activision Blizzard, SEGA, Zynga, Nintendo. Может части аудитории эти названия ничего не говорят, зато скажут такие как Warcraft, Diablo, Half-Life, Counter-Strike, DOTA, Assassins Creed, Super Mario, GTA, God of War и многие другие. Да, все верно – первые это разработчики и/или издатели, а вторые, собственно, их игры. Эти и другие игры выходят на разных платформах, но также нашли свое отражение в реальном мире в виде коллекционных предметов, плюшевых и прочих мягких игрушек, костюмов и пр. Очень часто подобные реальные предметы сопровождаются коллекционными внутриигровыми предметами, которые иным способом не приобрести.
Этот слой на сегодня является самым денежным – совокупная выручка от продажи игр составила 139 млрд долл. США в 2018 году, что на 7.6% больше, чем годом ранее (данные Newzoo 2019 Global Games Market Report), в то время как Топ-35 глобальных публичных компании сгенерировали 114 млрд долл. США от продажи игр, что на 14% более чем в 2017 году.
Интересным является тот факт, что в 2018 году 44% продаж всех игр приходится на мобильные телефоны и планшеты, 31% - на консоли и только 25% на компьютеры. Именно смартфоны и консоли оказывают значимое влияние на игровую индустрию в последнее время и демонстрируют наиболее динамичный рост – в отличии от игр на ПК, консоли и смартфоны наращивают свою долю.
Хочется обратить внимание на одну важную особенность отрасли, а именно на внутриигровые активы, например, скины (внешний вид персонажа, оружия, местности и т.д.), бустер-паки (специальные наборы, которые помогают быстрее развиваться в игре, например, упаковки карточек в Hearthstone), предметы, которые меняют механику игры или дают преимущество владельцу и многие другие. Казалось бы, что в этом особенного? Может и ничего, но размер рынка оценивают в колоссальные 50 млрд долл. США. Более точных данных нет, т.к. сам рынок носит скорее закрытый P2P характер.
Дополнительный инструментарий. Любая игра использует движок, в киберспорте – системы сбора и анализа данных, дизайнеры – программы для разработки моделей/карт, иными словами – различные инструменты, разработанные собственными силами или сторонними разработчиками.
Среди известных движков можно назвать Unreal, Frostbite, Unity, Source и пр., в то время как 3DS Max будут использовать наряду с Maya (или другими программами) для разработки 3D-моделей, а SHADOW или Esports Charts будут предоставлять аналитику для команд из различных киберспортивных дисциплин.
Этих инструментов на сегодня есть обильное множество и они заслуживают отдельной дискуссии.
В сухом остатке. Игровая индустрия – быстроразвивающаяся молодая отрасль, которая привлекает все больше людей и строит вокруг себя уникальную экосистему.
В следующих статьях хочется окунуться глубже в сами игры и их типы, а также современные технологии, за которыми будущее (VR / MR / XR).