На фоне карантина поведение потребителей стремительно меняется. Люди во всем мире начали отказываться от наличных денег из-за страха подхватить коронавирус COVID-2019. Зато бесконтактные платежи взлетели на 40% в первом квартале 2020 года. И хотя на первый взгляд изменения ситуативные, на самом деле они останутся с нами надолго. Большинство потребителей продолжат использовать бесконтактные платежи по окончанию карантина, а бизнесам придется адаптироваться к новым условиям. Просто установить в магазине POS-терминал будет уже недостаточно. McKinsey считает, что теперь продавцам также нужно иметь полноценный онлайн магазин, где потребители смогут заказать товар с доставкой.
«Онлайн платежи стоят миллиардов! Общее количество цифровых платежей в мире, которые осуществляются только индивидуальными потребителями достигло $4,1 трлн в 2019 году, а к 2023 достигнет $6,7 трлн, что равно совокупному ежегодному темпу прироста на уровне около 12,8%», – утверждает Юнис Чу, директор по политике, Ассоциации ACCA из Гонконга.
Эти тренды не остались без внимания инвесторов. Так, более 300 азиатских инвестиционных профессионалов участвовали в вебинаре, который провела Ассоциация инвестиционных профессионалов CFA Society Ukraine совместно с CFA Institute, АССА и CFA Society Malaysia. Участники интересовались как чувствует себя отрасль онлайн платежей в Украине в сравнении с азиатскими рынками.
«В Украине в 2019 году безналичные платежи впервые превысили наличные и сейчас мы занимаем 4 место в мире по количеству бесконтактных платежей. На начало 2020 года было утверждена национальная "Стратегия развития финансового сектора 2025". Она предусматривает, в том числе, введение удаленной идентификации и евродиректив PSD2, совершенствование финансового мониторинга и KYC-регуляций, создание условий для осуществления мгновенных платежей со счета на счет и т.д.», – сообщил на виртуальной встрече с инвесторами Сергей Карпенко, директор департамента стратегии и развития Национального Банка Украины.
Председатель Украинской ассоциации Финтех и инновационных компаний Ростислав Дюк добавил, что 43% украинских финтех-стартапов сейчас работают на глобальном рынке. Почти 70% компаний основаны за счет собственного капитала и работают без привлечения средств сторонних инвесторов. И 80% из них — операционно прибыльные.
“Украина — это как новый Эльдорадо для венчурных инвесторов и по окончанию карантина все они должны приехать к нам”, – добавил он.
Однако есть значительный недостаток, который сдерживает инвесторов от начала активных инвестиций в Украину. Для азиатских инвесторов привычным является приобретение компаний через покупку акций, а в Украине фондового рынка фактически нет.
Тем не менее украинским финтех стартапам стоит понимать каким образом инвесторы выбирают инвестиционные проекты в сфере онлайн платежей.
Недавно CFA Institute совместно с АССА выпустил рекомендации для инвесторов о том, как лучше оценить такой стартап. Документ раскрывает вопросы, которые каждый инвестор задает финтех стартапу, прежде, чем его купить.
Ключевые критерии инвестиционной оценки провайдера онлайн платежей:
- Структурные факторы: население страны, где компания ведет бизнес (возраст и структура расходов), легкость доступа к сети Интернет, какая доля населения имеет смартфоны, доля населения с банковскими счетами и картами, доля безналичных платежей;
- Место на рынке: фокус на покупателях и продавцах, насколько сервис легкий в использовании, как клиенты привлекаются и удерживаются, есть ли барьеры для входа на рынок (сдерживает появление конкурентов);
- Драйвер спроса: типы платежей, которые предлагает компания, средний размер платежей в системe, сопутствующие услуги для пользователей, структура дохода компании по типам продукта;
- Показатели компании: доход компании, EBITDA и чистый доход по сравнению с ростом числа пользователей / транзакций, планы по инвестициям в инфраструктуру, прогноз прироста объема и стоимости транзакций, уровень аналитики по клиентской базе и возможности ее монетизации, безопасность конфиденциальных данных.
Фото: Pixabay