Инвесторы «охотятся» на бизнесы, которые построены на онлайн платежах

Инвесторы «охотятся» на бизнесы, которые построены на онлайн платежах

И как инвестору оценить стартап

На фоне карантина поведение потребителей стремительно меняется. Люди во всем мире начали отказываться от наличных денег из-за страха подхватить коронавирус COVID-2019. Зато бесконтактные платежи взлетели на 40% в первом квартале 2020 года. И хотя на первый взгляд изменения ситуативные, на самом деле они останутся с нами надолго. Большинство потребителей продолжат использовать бесконтактные платежи по окончанию карантина, а бизнесам придется адаптироваться к новым условиям. Просто установить в магазине POS-терминал будет уже недостаточно. McKinsey считает, что теперь продавцам также нужно иметь полноценный онлайн магазин, где потребители смогут заказать товар с доставкой.

«Онлайн платежи стоят миллиардов! Общее количество цифровых платежей в мире, которые осуществляются только индивидуальными потребителями достигло $4,1 трлн в 2019 году, а к 2023 достигнет $6,7 трлн, что равно совокупному ежегодному темпу прироста на уровне около 12,8%», – утверждает Юнис Чу, директор по политике, Ассоциации ACCA из Гонконга.

Эти тренды не остались без внимания инвесторов. Так, более 300 азиатских инвестиционных профессионалов участвовали в вебинаре, который провела Ассоциация инвестиционных профессионалов CFA Society Ukraine совместно с CFA Institute, АССА и CFA Society Malaysia. Участники интересовались как чувствует себя отрасль онлайн платежей в Украине в сравнении с азиатскими рынками.

«В Украине в 2019 году безналичные платежи впервые превысили наличные и сейчас мы занимаем 4 место в мире по количеству бесконтактных платежей. На начало 2020 года было утверждена национальная "Стратегия развития финансового сектора 2025". Она предусматривает, в том числе, введение удаленной идентификации и евродиректив PSD2, совершенствование финансового мониторинга и KYC-регуляций, создание условий для осуществления мгновенных платежей со счета на счет и т.д.», – сообщил на виртуальной встрече с инвесторами Сергей Карпенко, директор департамента стратегии и развития Национального Банка Украины.

Председатель Украинской ассоциации Финтех и инновационных компаний Ростислав Дюк добавил, что 43% украинских финтех-стартапов сейчас работают на глобальном рынке. Почти 70% компаний основаны за счет собственного капитала и работают без привлечения средств сторонних инвесторов. И 80% из них — операционно прибыльные.

Украина — это как новый Эльдорадо для венчурных инвесторов и по окончанию карантина все они должны приехать к нам”, – добавил он.

Однако есть значительный недостаток, который сдерживает инвесторов от начала активных инвестиций в Украину. Для азиатских инвесторов привычным является приобретение компаний через покупку акций, а в Украине фондового рынка фактически нет.

Тем не менее украинским финтех стартапам стоит понимать каким образом инвесторы выбирают инвестиционные проекты в сфере онлайн платежей.

Недавно CFA Institute совместно с АССА выпустил рекомендации для инвесторов о том, как лучше оценить такой стартап. Документ раскрывает вопросы, которые каждый инвестор задает финтех стартапу, прежде, чем его купить.

Инвесторы «охотятся» на бизнесы, которые построены на онлайн платежах

Ключевые критерии инвестиционной оценки провайдера онлайн платежей:

  • Структурные факторы: население страны, где компания ведет бизнес (возраст и структура расходов), легкость доступа к сети Интернет, какая доля населения имеет смартфоны, доля населения с банковскими счетами и картами, доля безналичных платежей;
  • Место на рынке: фокус на покупателях и продавцах, насколько сервис легкий в использовании, как клиенты привлекаются и удерживаются, есть ли барьеры для входа на рынок (сдерживает появление конкурентов);
  • Драйвер спроса: типы платежей, которые предлагает компания, средний размер платежей в системe,  сопутствующие услуги для пользователей, структура дохода компании по типам продукта;
  • Показатели компании: доход компании, EBITDA и чистый доход по сравнению с ростом числа пользователей / транзакций, планы по инвестициям в инфраструктуру, прогноз прироста объема и стоимости транзакций, уровень аналитики по клиентской базе и возможности ее монетизации, безопасность конфиденциальных данных.

Фото: Pixabay

Читайте также