Как известно, крипторынок переживает кризис, но многие из крупнейших в мире финансовых организаций по-прежнему делают ставку на лежащую в основе криптовалют технологию, считая ее лучшим способом выстраивать доверительные отношения с клиентами и друг с другом
«Новые технологии обработки платежей будут появляться всегда, ― уверен 55-летний Майкл Мибак, генеральный директор Mastercard, второго по охвату оператора платежей в мире. ― Сначала были карты, использовавшие технологию передачи сообщений ISO 8583 [цифрами в ISO обозначаются международные стандарты], сегодня ей уже 50 лет, а затем настало время платежей в реальном времени благодаря ISO 20022. Потом пришел блокчейн, и мы подумали: «Хорошо, какая от него польза?» Блокчейн может решить огромное множество проблем в реальной жизни».
В конце января Мибак заявил аналитикам и акционерам, что его компания преодолела рубеж в 2 млрд «токенизированных» транзакций в месяц, то есть на 38% больше, чем годом ранее, и что Mastercard запускает цифровые платежи в 110 странах. В чем же главная выгода? Мошенничества станет меньше.
Сегодня токенизация в Mastercard означает, что номер из 16 цифр на пластиковой кредитной карте заменяется на уникальную цифровую подпись для каждой транзакции, причем личных данных в виде номера кредитной карты у продавца не остается вообще. Технология также помогает клиентам пользоваться цифровыми кошельками. На блокчейн разработка пока не переведена, но в настоящее время Mastercard сотрудничает с банками и торговыми точками, чтобы токенизировать целый ряд активов, включая вклады, которые можно будет отслеживать в многочисленных общедоступных и частных блокчейнах.
«Превратить в токен можно что угодно, ― уточняет Мибак. ― Мне кажется, что скоро мир начнет токенизировать все и передавать безопасным способом любые данные».
Mastercard ― одна из 22 финансовых компаний, вошедших в рейтинг «Блокчейн 50» 2023 года по версии Forbes USA. В список попали фирмы с капитализацией в миллиарды долларов, которые находят реальное применение технологии распределенных реестров. Кроме этого, Mastercard ― это типичная корпорация-посредник. В прошлом году она заработала $22 млрд выручки при $10 млрд прибыли на комиссиях, взимаемых с финансовых учреждений, по сути, за то, что помогает клиентам тратить их собственные деньги. Иными словами, компания находится именно в той категории, которую адепты криптовалют люто ненавидят.
Зато ей доверяют миллионы торговых точек по всему миру. И на фоне непрекращающейся череды скандалов, афер и мошенничества из-за наступления эры Web 3.0 доверие в отрасли сейчас ― самый ценный ресурс. Предвидя благоприятные возможности для бизнеса, известные финансовые гиганты, в том числе BlackRock, JPMorgan и Fidelity, стали ключевыми первопроходцами в новом направлении деятельности.
Провалы на мировом крипторынке
Для криптосектора год выдался не из простых ― досталось и блокчейну. Ниже масштабные блокчейн-проекты, которые отложили в долгий ящик.
A.P. Moller-Maersk
TradeLens, блокчейн-платформу, которую Maersk разработала совместно с IBM, запустили в 2018 году, чтобы сэкономить время и сократить объемы документации при отслеживании контейнеров при перевозке между морскими портами по всему миру. Однако достичь необходимого уровня сотрудничества между конкурирующими фирмами и на уровне правительственных органов оказалось невозможно, поэтому в текущем квартале программу в Maersk готовятся свернуть.
Австралийская фондовая биржа
В ноябре, спустя пять лет попыток выстроить блокчейн-альтернативу своей устаревшей системе взаиморасчетов, главный фондовый рынок Австралии решил завершить проект, так как разработчики Accenture выявили в его коде серьезные недочеты. В рамках данного проекта Австралийская фондовая биржа понесла убытки на $170 млн.
Honeywell
Промышленный холдинг пользовался блокчейном для оцифровки ключевых сведений о воздушных судах и даже располагал специальной площадкой для реализации бывших в употреблении запчастей самолетов под названием GoDirect Trade. К ноябрю разработка была приостановлена, а задействованные в проекте сотрудники ушли из компании.
Silvergate Bank
Специализирующийся на криптовалютах банк ощутил последствия краха FTX на себе. В течение 2022 года объем вкладов сократился с $14,7 млрд до $3,8 млрд. Руководство уволило 40% работников и потеряло почти миллиард долларов. Кроме того, организация списала в убыток покупку провалившегося криптовалютного проекта Meta (организация признана в России экстремисткой и запрещена) под названием Diem.
Какие возможности блокчейна
«Что нужно для масштабирования блокчейна? ― спрашивает Мибак, чья компания в прошлом году запустила 35 новых дебетовых и кредитных карт с возможностью работы с криптоактивами. ― Люди полагаются на опыт, приватность данных и знают, что их не обведут вокруг пальца».
Руководители других традиционных финансовых компаний, так же как и Мибак, нахваливают криптотехнологии. В декабре Дэвид Соломон, генеральный директор Goldman Sachs, опубликовал авторскую статью в The Wall Street Journal под заголовком «Блокчейн не заканчивается на криптовалютах». В ней глава легендарной организации с Уолл-стрит посоветовал не отвергать технологию из-за фиаско Сэма Бэнкмана-Фрида и FTX. Главный аргумент материала: «Под руководством регулируемого финансового учреждения вроде нашего инновационного блокчейна могут найти наилучшее воплощение».
Крупные банки типа Goldman Sachs преимущественно избегают напрямую вкладываться в криптовалюты, но без лишнего шума работают с технологией, которая лежит в их основе. «Мы видим огромные коммерческие возможности», ― подчеркивает Мэтью Макдермотт, начальник отдела цифровых активов в Goldman Sachs. В ноябре его команда из 70 сотрудников подписалась на выпуск облигаций для Европейского инвестиционного банка совместно с Santander и Société Générale. Процедура заняла всего 60 секунд. Обычно обработка подобных облигаций занимает около пяти дней.
«Есть люди, которым хочется дальше торговать на крипторынке, и мы готовы помогать посредством деривативов и опционов», ― добавляет Макдермотт. Еще одним серьезным доказательством доверия к разработке можно назвать следующее: в 2022 году на больших нерегулируемых криптобиржах, например Binance, Huobi и OKX, объемы торгуемых средств упали к сентябрю более чем на 25%, хотя на CME Group, фьючерсной бирже с высокой степенью регулирования в Чикаго, обороты фьючерсов биткоина и эфира за тот же период выросли на 62% и 80% соответственно.
Аналогичным образом с кризисом доверия к крипторынку борется фирма Fidelity, которая заполняет ленту Instagram (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) рекламой готовящейся к скорому запуску платформы Fidelity Crypto. «Запишись в очередь на ранний доступ, чтобы торговать биткоином и эфиром, ― гласит одно объявление. ― Начни с тех, кого знаешь, инвестируй с тем, кому доверяешь».
Старейший банк Соединенных Штатов, 238-летний BNY Mellon, уже предлагает услуги по хранению цифровых активов американским распорядителям собственности и выступает в роли бэк-офиса для 19 канадских ETF (биржевых инвестиционных фондов) и фондов взаимных инвестиций. Как Дэвид Соломон в Goldman Sachs, гендиректор BNY Mellon Робин Винс решил объявить о серьезности планов своего банка в сфере криптотехнологий через СМИ и в декабре написал статью в The Financial Times под названием «Пора перезагрузить возможности на крипторынке».
Прошлой осенью 66-летний генеральный директор JPMorgan Chase Джейми Даймон назвал криптовалюты «децентрализованными финансовыми пирамидами», однако с 2020 года его банкиры активно используют блокчейн-разработки для исполнения соглашений об обратном выкупе на общую сумму $550 млрд.
«Следующим шагом в развитии рынков, новейшим этапом для ценных бумаг станет токенизация», ― уверял в ноябре на конференции DealBook Ларри Финк, генеральный директор BlackRock, крупнейшей в мире инвестиционной компании, управляющей активами на $8,6 трлн. Пока что BlackRock выступает как поставщик услуг для отдельных так называемых криптоориентированных компаний. Фирма заключила партнерскую сделку с Coinbase, чтобы предлагать тысячам корпоративных инвесторов и клиентов доступ к биткоину и прочим криптовалютам через свое программное обеспечение Aladdin по управлению портфельными активами. Кроме того, корпорация держит $34 млрд в виде ценных бумаг министерства финансов США как резерв для привязанного к американскому доллару стейблкоина USDC от Circle.
Крипторынок под контролем?
Пока известные финансовые учреждения хитро пытаются вытеснить криптостартапы, сторонники криптоиндустрии в ее первозданном виде очень переживают за будущее блокчейн-технологии. Главный камень преткновения в том, что адепты Web 3.0 любят децентрализованные «публичные» блокчейны на открытом исходном коде. Крупные предприятия (а еще тоталитарные правительства) предпочитают «частные» блокчейны как раз потому, что те дают больше контроля над системой.
Все это остается актуально даже после оглушительного провала некоторых частных блокчейн-проектов. Так, в 2020 году Honeywell, бывший участник рейтинга «Блокчейн 50», начал пользоваться частным блокчейном Hyperledger Fabric для покупки и продажи бывших в употреблении авиазапчастей. В ноябре 2022-го работу в рамках программы приостановили. В том же месяце Maersk и IBM свернули блокчейн-платформу TradeLens для операций по всемирным цепям поставок, хотя специально наняли 19 сотрудников и посвятили проекту четыре с лишним года.
Публичные блокчейны отличаются преимуществом в скорости и стоимости. Инвестиционная компания KKR, через фонды которой управляются активы на сумму $496 млрд, недавно открыла специальный стратегический фонд в сфере здравоохранения. С помощью платформы Avalanche через него будут распределяться $4 млрд, причем блокчейн может похвастаться скоростью 4500 транзакций в секунду (Ethereum способен лишь на 15). Среди прочих пользователей Avalanche значатся CME Group, а также платежные операторы FIS и Mastercard.
В Китае криптовалюты и их майнинг находятся вне закона, однако блокчейн ― это важная составляющая государственной стратегии развития «Видение 2035» Си Цзиньпина. Ни один из разрешенных в Поднебесной блокчейнов не является публичным. Технологическая база китайского блокчейна, в том числе специализированная сервисная сеть BSN, которую называют цифровой версией Великого шелкового пути (она соединяет и отслеживает многие блокчейн-платформы), на голову опережает прогресс в Соединенных Штатах.
Два года тому назад участник списка «Блокчейн 50» China Construction Bank, создал платформу, заменяющую собой SWIFT, самую распространенную в мире межбанковскую систему перевода средств. Недавно банк запустил гигантский распределенный реестр кредитной истории, который позволяет дочерним предприятиям банковских организаций делиться друг с другом информацией и соблюдать при этом установленные государственными органами правила обеспечения конфиденциальности данных. С помощью данного блокчейна 2 млн клиентов уже получили $4,2 млрд кредитных средств, а к середине 2025 года руководство банка рассчитывает достичь отметки 700 млн клиентов. Помимо China Construction Bank в рейтинге «Блокчейн 50» текущего года фигурируют имена пяти китайских корпораций, включая Tencent, WeBank и Ant Group под крылом Alibaba.
Мибак из Mastercard полагает, что последние неурядицы криптоиндустрии на самом деле могут подтолкнуть участников к более скорому внедрению новой технологии: «В отрасль придет больше известных игроков, а потенциальными рисками займутся регуляторы. Таким образом технология станет действительно повсеместной. Думаю, что недавняя криптозима тоже станет большим подспорьем».