Для того, чтобы полностью сосредоточиться на создании продукта и бизнеса, необходимо придумать достойное название вашему будущему стартапу.
Поставьте задачу перед командой
Основатель онлайн-сервиса психологической помощи Feelfolio Эльдар Фаизуллин рассказал, что в свое время он дал задание всем членам своей команды придумать три-четыре любых ассоциации, которые связаны с их работой. В конечном итоге получился своеобразный топ-лист слов, потом он изучил открытые списки доменов и немного поэкспериментировал с приставками и суффиксами. После исключения неузнаваемых название остается список из 10-30 слов, для оценки которых приглашается фокус-группа. Основатель агентства для рекрутинга веб-разработчиков DigitallHR Екатерина Гаврилова рекомендует стартапам, нацеленным на мировой рынок, пригласить в такую группу нескольких носителей английского языка, поскольку «русский английский» команды может оказаться жутким «суржиком». Основатель Eruditor Group (восемь сервисов для агрегации услуг частных специалистов) Егор Руди рекомендует обращать внимание на однозначность написания названия проекта и аутентичность бренда. Название проекта должно быть коротким и емким, потому что длинные названия только запутают потребителей и сильно осложнят маркетинг.
Проведите мозговой штурм
Глава сервиса по обмену информацией Trendo Сергей Комаров отмечает, что самым лучшим способом проведения нейминга остается мозговой штурм при как можно большем количестве разных людей, которые будут предлагать самые дурацкие на первый взгляд идеи. Очень важно, чтобы название вашего стартапа не ассоциировалось с вашими конкурентами. Однако, многие команды экспериментируют с названиями уже известных проектов, называя свой стартап подобным именами. Предприниматель считает, что в процессе мозгового штурма следует «играться» не только со словами, которые ассоциируются с деятельностью компании, но и с комбинациями слов, метафорами или даже намеренными ошибками в именах.
Доверьтесь краудсорсингу
Основатель стартапа Lactocore (разработчик компонентов для искусственного детского питания) Антон Малышев, попросил помочь ему с названием проекта своих друзей и подписчиков в соцсети «ВКонтакте». Самым лучшим ответом оказалось название от его партнера по экспедиции на биологическую станцию в Белом море, который был бизнес-аналитиком в международном медиахолдинге Thomson Reuters. Малышев считает, что для того, чтобы добиться успеха через краудсорсинг в социальных сетях, следует разместить небольшое и детальное описание будущего проекта.
В последнее время на просторах русскоязычного интернета появились сервисы, которые помогают в коллективном поиске названия. К примеру, проект может разместить заказ на сайте «ВотИменно» и выбрать себе название из тех вариантов, которые ему предложат фрилансеры-копирайтеры (безусловно, на платной основе). Такие же услуги можно получить на сайте textdreamer.ru, на котором сидят не только профессионалы, но и творческие любители, желающие подзаработать.
Изучить список свободных доменных имен
Генеральный директор проекта «ИнфоДоктор» Максим Белобородов рассказал, что его команда сначала написала список подходящих названий, а потом внимательно просмотрели список доменных имен. Тогда они выбрали infodoctor.ru, поскольку сайт уже имел какой-то трафик. Команда смогла начать с 700-800 уникальных посетителей в день.
К тому же, создатели интернет-стартапов могут просмотреть премиум-доменных имен, чья стоимость может доходить до нескольких сот тысяч долларов. Красивое имя домена запоминается легко, что поможет привлечь посетителей к проекту.
Обратиться к профессионалам
Если стартап не может найти название, ему доступны услуги рекламного агентства, которое подойдет к опросу с маркетинговой точки зрения. Пакет услуг обычно включает поиск емкого имени и разработка бренд-бука. Правда, за свою работу такие агентства просят достаточно много. Крупнейшие инвесторы на венчурном рынке с долей известной осторожности относятся к таким стартапам. PR-директор венчурного фонда Runa Capital Лилиана Пертенаева считает, что сам предприниматель лучше знает, как найти подход к конкретному клиенту, чью проблему он решает. Если у основателя проекта возникает мысль вынести маркетинговую стратегию компании в аутсорс, то ему следует поинтересоваться у самого себя, насколько правильно он понимает оственные бизнес.
Однако, нейминговые агентства могут оказать помощь в анализе свободных полей позиционирования и в юридической области. Как говорит генеральный директор компании Naming.ru Дмитрий Иншаков, стартапы ежедневно подают около 150-170 заявок на регистрацию товарных знаков в различных отраслях. Существует риск, что проекту придется менять название, с которым он начинал запуск стартапа, поскольку кто-то подал заявку на регистрацию точно такого же товарного знака на пару дней раньше. А для стартапа крайне желательно совпадение названия проекта и именем продукта.
Генеральный директор брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев
Разработка имени для стартапа отличается от нейминга «обычной» компании точно так же, как сам стартап идеологически отличается от обычных компаний. Название стартапа должно вдохновлять в первую очередь саму команду, поскольку ими движет не бизнес-план, а именно вдохновение. Название должно быть легко масштабируемым, если стартап выйдет на глобальный рынок. Нейминг должен быть соответствующим позиционированию, легко воспринимаемым на кириллице и латинице, не содержать в себе «мусорных коннотаций», быть лаконичным и частым с точки зрения патента. Законы брендинга для всех одинаковы.
Управляющий партнер Агентства средовых коммуникаций Mybrandbrand.com Константин Гаранин.
Выбирая название для проекта, следует базироваться на стоящей перед разработчиками цели. На стадии идеи необходимо произвести впечатление на инвесторов, потому надо просмотреть названия похожих проектов и понять, как выделить себя на их фоне. Для более зрелого проекта нужно подобрать уже «взрослое» название – проверять на охраноспособность в патентном бюро, подумать о том, насколько имя будет способствовать продвижению продукта, помогает ли в маркетинговой стратегии, будет ли созданный имидж работать и через 10 лет не только на локальном, но и на мировых рынках.
Инвестиционный директор венчурного фонда Russian Ventures Алексей Ликуев.
Венчурный инвестор практически не обращает внимания на название, оценивая перспективы проекта, поскольку поменять имя на начальном этапе достаточно легко. Названия должны быть простыми и короткими, они легче запоминаются, и ваше имя будет чаще светиться в венчурном сообществе. Также следует учесть, что если команда заплатила наемному агентству за разработку бренда, то для инвестора это может быть сигналом склонности команды к излишним тратам.