Switch to English
Вход
Инвестиционные предложения
Новости
Аналитика
инвестировать Найти инвестора

Объявлены победители программы «Климатические Инновационные Ваучеры»

10 апреля Greencubator и ЕБРР объявили победителей V волны программы «Климатические Инновационные Ваучеры». Награждению предшествовала дискуссия о перспективах финансирования «зеленых» инноваций в ...

Greencubator, ЕБРР и ЕС объявили имена победителей V волны программы «Климатические Инновационные Ваучеры». Ими стали пять украинских компаний, которые получили гранты общей суммой €100 тыс.:

  • Delfast — электробайки с самым большим запасом хода,
  • Integro-SD — производство органических удобрений из куриного помета,
  • «Інтегральні комплесні системи» — беспроводная система двусторонней передачи данных и управления энергопотреблением,
  • IOT ТРЕЙД — «умный» хаб, который управляет сетью сенсоров в жилой и коммерческой недвижимости,
  • «Оболонь Оіл» — мобильные установки для переработки пластиковых отходов в альтернативные виды топлива.

Программа Инновационных Ваучеров направлена на развитие украинских компаний, которые разрабатывают климатические технологии. Проекты оцениваются экспертами программы, и лучшие компании получают финансовую грантовую поддержку. Ваучеры можно использовать на оплату услуг и сервисов, чтобы воплотить в жизнь экологические инновации.

В течение первого этапа программы «Климатические Инновационные Ваучеры» 30 компаний получили грантовое финансирование на общую сумму €1 млн. Больше о победителях предыдущих четырех волн программы можно узнать на сайте.

Роман Зинченко, сооснователь общественной организации greencubator, подвел итоги первого этапа грантовой программы и отметил, что за время предыдущих четырех волн жюри получили 157 заявок. Из них 123 компании прошли квалификацию, и 26 команд в конечном итоге подписали грантовое соглашение с ЕБРР.

Компании-победители представили различные сегменты: электротранспорт и мобильность — 5 компаний, возобновляемая энергетика — 3, технологии для кондиционирования и управления климатом — 3, smart home — 3, агросектор — 3, «зеленая» металлургия — 2, несколько проектов в сфере энергоэффективного строительства, энергоэффективности, логистики и фармацевтического бизнеса.

ТОП-3 сферы по количеству полученных посредством ваучеров средств среди проектов-бенефициаров: электротранспорт, агро и ВДЭ.

Как создать в Украине европейский эпицентр зеленых климатических инноваций?

Об этом поразмышляли участники дискуссионной панели:

  • Сергей Масличенко, директор департамента энергоэффективности и изменения климата ЕБРР в Украине;
  • Светлана Коломиец, эксперт экологической политики и управления, соучредитель общественной организации ReThink;
  • Андрей Сорохан, руководитель венчурного направления U.Ventures / Western NIS Enterprise Fund;
  • Роман Кравченко, основатель лаборатории-акселератора IoT Hub.


 

Светлана Коломиец (ReThink) прокомментировала проблемы развития экосистемы зеленых стартапов из трех позиций: с точки зрения практикующего юриста, соосновательницы общественной организации и бизнес-ангела.

Как отмечает Светлана, несовершенство украинского корпоративного законодательства в области стартапов и венчурного инвестирования сейчас не оставляет выбора инновационным командам. Сегодня инкорпорироваться и привлечь зарубежные венчурные инвестиции украинскому стартапу практически невозможно, поэтому большинство технологических проектов юридически мигрирует в США или Европу. В частности, в украинском корпоративном законодательстве нет дефиниции конвертируемого займа (convertible loan), поэтому зарубежные инвесторы не могут инвестировать в отечественные стартапы используя этот механизм. Коломиец акцентировала внимание на важности разработки гибкого корпоративного законодательства для развития стартап-экосистемы.

Недостаток знаний о том, как вести бизнес, построить финансовую модель и донести идею до инвесторов, мешает развиваться экологическим инициативам. По мнению Коломиец, решению этой проблемы будет способствовать появление новых инкубаторов и хакатонов с узкой специализацией на «зеленых» проектах.

Кроме того, Светлана считает, что недостаток коммуникации между большим бизнесом и стартапами лишает первых возможности выгодно вкладывать инвестиции, а вторых — находить финансирование в частном секторе.

Андрей Сорохан (U.Ventures / Western NIS Enterprise Fund) отметил, что существует два основных фактора, которые влияют на развитие зеленых экологических стартапов на ранних стадиях: спрос и доступ к финансированию. Обычно технологические стартапы довольно быстро выходят на глобальный рынок, тем самым нивелируя низкий спрос внутри страны и ограниченные возможности по привлечению инвестиций.

Андрей считает, что в Украине чувствуется дефицит стратегов, которые глубоко разбираются в теме зеленой энергетики и cleantech, и которые готовы руководить выводом стартапов на международный рынок. Как отметил Сорохан, в Украине нехватает инвесторов-стратегов, готовых вкладывать рискованные инвестиции большого объема для вывода технологических проектов на международную арену.

Сергей Масличенко (ЕБРР) рассказал о готовности украинских компаний к привлечению финансирования на поздних стадиях: из 31 компаний-победительниц программы Инновационные Ваучеры, только 3-4 были готовы к привлечению финансирования и масштабированию. Поэтому , как заметил Сергей, возникает ощущение, что сегодня необходимо сделать фокус на развитии стартапов ранних стадий (seeds), чтобы через 2-3 года был смысл создавать фонды и инвестировать в готовые окрепшие проекты на более поздних стадиях.

Роман Кравченко (IoT Hub) отметил, что в Украине высокий потенциал разработки технологий, а в США — высокий потенциал выращивания компаний. То есть у нас в стране фокус смещен на продукт, а в Америке — на культуру взаимоотношений и людей. Из-за низкой культуры коммуникации в Украине часто распадаются команды несмотря на качественные инновационные продукты. Поэтому очень важно акселераторам и бизнес-ангелам выращивать команды, делиться опытом и экспертизой. Роман считает, что для успеха стартапа важны три компонента: личность основателя, качество команды и понимание командой технологии.

Роман Зинченко (greencubator) подытожил, что одним из препятствий на пути создания в Украине точки гравитации для cleantech-проектов является нехватка предпринимательской культуры в целом. Одна из задач программы — развивать культуру предпринимательства, и сделать запуск стартапов — украинской национальной идеей.

Ранее мы писали о том, где найти финансирование для развития «зеленых» экологических бизнесов.

Заполните, пожалуйста, ваши контактные данные, чтобы получать ежемесячную рассылку!
Обратный звонок
Спасибо! Мы с вами свяжемся.