Как продать готовый бизнес в 2021 году

Как продать готовый бизнес в 2021 году

Основные тенденции и тренды, которые окажут наибольшее влияние на рынок продажи бизнеса в 2021 году

В последнее на украинском рынке купли-продажи бизнеса происходят глобальные изменения. Продать бизнес – на самом деле не так уж сложно, как кажется, но вот для того, чтобы продать успешно, по хорошей цене, в сжатые сроки и с минимумом рисков – придется постараться, и, к тому же, придется учесть нынешние тренды рынка.

ВАЛЮТНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

Рынок покупки и продажи готового бизнеса в Украине тесно привязан к курсу валют, а, точнее, к курсу доллара.

Почему так: в продаже бизнеса всегда самое главное – это цифры, причем цифры с денежным знаком; говоря об объекте продажи, продавцы и покупатели стараются найти общую точку опоры, некую стабильную константу, на основании которой можно вести весь диалог о ценообразовании. В то время, как доллар США в течении десятилетий остаётся самой надежной мировой валютой, предсказать поведение гривны – невозможно. Поэтому стоимость готового бизнеса указывается в долларах. Это крайне удобно, учитывая, что переговоры о покупке даже относительно недорогого бизнеса часто затягиваются на несколько недель.

Весь прошлый год мы наблюдали укрепление гривны с ~28,2 до 23,5 (стоимость гривны за доллар США). Такой скачок не мог не оказать заметного влияния на рынок продажи готового бизнеса.

  • Владельцы гривневого капитала усматривают особую выгоду в возможности купить готовый бизнес дешевле, чем это бы предоставлялось возможным ранее. Несмотря на то, что большинство продавцов реагирует на укрепление гривны, на рынке остаётся множество актуальных старых предложений с прежней долларовой ценой.
  • Множество импорто-зависимых предприятий (дистрибьюторы, производители с зарубежной сырьевой базой) испытывает позитивные перемены, повышая свою маржинальность, тем самым рынок пополняется предложениями с действительно высокой инвестиционной привлекательностью.
  • Укрепление гривны, как критерий стабильности, способствует прогнозируемости будущих денежных потоков и ROI. Инвесторам проще вложиться в капиталовложение именно сейчас.

Всё это стимулирует спрос. В то же время для некоторых экспортёров укрепление гривны означает уменьшение прибылей. На такие предприятия тоже существует заметный спрос, в т.ч. и благодаря тому, что ценовая конъюнктура на международных рынках для украинских экспортеров в 2019 стала более благоприятной, однако инвестор, как всегда, реагирует только на адекватные ценовые предложения.

Не исключено, что в 2020-м приток иностранной валюты в гривневые госбумаги сохранится, как и тенденция на усиление гривны. Впрочем, в среднесрочной перспективе возможны и обратные сценарии, вызванные планомерным понижением учетной ставки НБУ, а, соответственно, и доходности гривневых ОВГЗ (облигации внутреннего госзайма), с вытекающими отсюда для курса последствиями. 

ПРОВЕРКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Если покупатели несколько лет назад проверяли приобретаемый бизнес преимущественно своими силами (за исключением заказа аудиторской проверки), то теперь в дополнение к этому покупатели проверяют предприятие по различным базам данных. Наиболее востребованные у покупателей инструменты: проверка ФОП, ООО; проверка судебных дел; проверка кредитной истории.

КОНКУРЕНЦИЯ С ФРАНЧАЙЗИНГОМ

Продавцам готового бизнеса всё сложнее конкурировать с успешными франчайзерами, так как франчайзеры предлагают более выгодные условия для входа в бизнес. В последнее время популярность франшиз среди покупателей только растет, при чем наибольшей популярностью пользуются не успешные франшизы, а те, которые эффективнее себя продают.

Продажа бизнеса в Украине - InVenture

МОДА НА ФРАНШИЗЫ

Мода быть франчайзером – это уже другое явление, именно сейчас наиболее ярко выраженное среди продавцов готового бизнеса. Популяризация слова «франшиза» привела к тому, что уже несколько лет слово «франшиза» используют все, кто хочет, но не только не настоящие франчайзи. Франшизой можно назвать все, что угодно: бизнес, Торговая Марку, проект, бизнес-идею, в общем даже то, что вообще никак с франшизами не связано. Само по себе понятие активно девальвируется псевдо-франчайзерами, лохотронщиками, низшими звеньями в финансовых пирамидах и проектах сетевого маркетинга и… и продавцами готового бизнеса!

Лучшие франшизы в Украине в 2020 по версии InVenture

Именно в 2019 году на рынке стало появляться всё больше предложений продажи готового бизнеса, в которых упоминаться слова: "франшиза", "возможность продавать франшизу", "готовый франчайзинговый проект". И в каждом таком случае слово "франшиза" оказывает серьезное влияние на стоимость бизнеса, демонстрируя не совсем адекватные амбиции продавца.

Всё это было бы не плохо, но в действительности, у 99% таких продавцов нет ни франшизы, ни проекта франшизы, часто такие бизнесмены даже не совсем понимают, что такое франшиза. В лучшем речь идет о претенциозном самопозиционировании без какой-либо подлинной франчайзинговой составляющей. И, это выглядит более чем странно, но в таких случаях продаваемый бизнес обычно как раз и не имеет реализованного высокого коммерческого потенциала и предпосылок для тиражирования своего успеха. Обязательная фраза, которую произносит каждый такой продавец: «Если продать столько-то франшиз, то можно очень хорошо заработать»; и именно на этой фразе построены ошибочные представления продавца относительно стоимости своего бизнеса. 

Однако такая мода на натягивание франчайзингового одеяла есть и неизбежно будет существовать дальше, по всей видимости, приобретая ещё более пугающие масштабы.

РОСТ МОБИЛЬНОГО ТРАФИКА

В 2019-м доля мобильного трафика ещё больше выросла, и это, естественно, касается и аудитории покупателей бизнеса. Для множества людей использовать мобильное устройство – просто удобнее, даже когда речь идет о таком серьезном мероприятии, как поиск готового бизнеса в каталоге. Поэтому, если вы хотите найти покупателя онлайн – используйте только площадки с адаптивным дизайном и удобным поиском по сферам и ценовыми диапазонам. Также не следует забывать, что если объявление о продаже бизнеса будет размещено на профильной площадке, то шанс, что его увидит потенциальный покупатель гораздо выше.

РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ПРОДАВЦОВ БИЗНЕСА

Рынок покупки-продажи готового бизнеса испытывает перемены в своей внутренней конъюнктуре, и прежде всего это касается продавцов. Пусть это явление малозаметно, но при анализе длительной ретроспективы это оно не может не бросаться в глаза.

Речь идет о том, кто такие продавцы бизнеса. Это может показаться странным, но 5, а, тем более, 10 лет назад бизнес продавали иные люди, которые гораздо серьезнее относились к продаже бизнеса.

Если взять внимательно проанализировать продавцов готового бизнеса, то их можно условно разделить на несколько типов. Кроме того, нельзя не замечать, что и продаётся бизнес по-разному. А по отношению продавца к процессу продажи можно также и понять, как предприниматель относиться к своему бизнесу.

Лучшие предложение в Украине - продажа бизнеса в Украине на InVenture.

И какой вывод можно сделать из всего этого, если учесть, что с каждым годом всё большая доля продавцов продаёт бизнес небрежно и "как попало"? На рынке продаётся всё больше того, что имеет сомнительную ценность. И этому способствует популяризация продажи бизнеса. Банальный пример: у кого-то на складе годами пылилось некое производственное оборудование, и вдруг владелец узнал, что оказывается бизнес можно продать… Или другой пример: некое предприятие в Киеве с сомнительными достижениями на ниве коммерческого успеха ведёт своё вялотекущее существование, и вдруг владелец узнаёт, что оказывается бизнес можно продать. Доля продавцов, желающих продать бизнес – с каждым годом всё больше. Продаются немыслимые комбинации активов, которые в своей совокупности называются готовым бизнесом, что на деле, конечно, не всегда так. Однако попытки "попробовать продать" то, что до текущей поры выгоды особо не приносило – как правило, оказываются настолько же вялотекущими, как и сами объекты продажи. И покупатель это прекрасно понимает, а это понимание, в свою очередь, уже на самых первых порах помогает экономить время в процессе поиска единиц по-настоящему интересных предложений на фоне тысяч ничем не примечательных.

Несмотря на увеличение желающих "попробовать продать" бизнес ничего не делая, в противовес этому множество продавцов относится к поставленной задаче максимально серьезно, прикладывая все необходимые усилия. Стоит отметить, что на специализированных порталах все предприятия, выставленные на продажу, проходят серьезный отбор. Так, среди наших инвестиционных предложений покупатель найдет только лучшие объекты.

ВЫДУМАННЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОДАЖИ

Иногда продавец приводит надуманную причину продажи, чтобы развеять сомнения покупателя касательно жизнеспособности приобретаемого бизнеса и отвести внимание от истинных причин продажи. В таких случаях наиболее часто используемое обоснование – переезд на ПМЖ в другую страну. Каждый год действительно огромное количество людей вынуждено продавать бизнес из-за реальных планов смены места жительства. Однако и такая причина продажи становится всё более популярной (на словах) среди тех, кто не собирается уезжать.

ВАЖНОСТЬ РЕПУТАЦИИ

Времена меняются, и сегодня каждый покупатель действующего бизнеса прекрасно понимает, что он покупает не просто актив, но и репутацию. А то, какой именно будет эта репутация – самым прямым образом влияет на ценообразование. И если раньше покупатель проверял непосредственно объект продажи – бизнес, то теперь тщательно проверяется и деловая репутация, в т.ч. отзывы от клиентов и партнеров, публикации в СМИ и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок купли-продажи готового бизнеса ожидают нелегкие времена. Количество фальшивых предложений, псевдопродавцов и псевдопокупателей будет только увеличиваться. В нынешнем году, как никогда будут актуальны услуги профессиональных бизнес-брокеров, которые помогут купить предприятие или продать готовый бизнес.

Как продать готовый бизнес в 2021 году? Продавать бизнес, продать бизнес, купить бизнес, продажа бизнеса, купить предприятие в Украине.

Читайте также