Политика против хаоса
Любой бизнес должен приносить прибыль. Но если владелец не слишком понимает, что с ней делать, заработанные деньги можно быстро потерять.
Существуют два основных варианта распределения прибыли:
- Внутренние — это вложения в развитие собственного бизнеса.
- Внешние — инвестиции в любой инструмент, не связанный с основной деятельностью компании: от покупки бизнесов в других отраслях до игры на биржах.
В западной бизнес-практике есть такое понятие, как IPS: инвестиционная политика. В этом документе прописано, куда и на каких условиях компания инвестирует свою нераспределенную прибыль по итогам года. Так у всех совладельцев и топ-менеджеров появляется четкое понимание: куда можно и нельзя вкладывать средства компании.
Разработка инвестиционной политики
В небольшом бизнесе разработкой инвестиционной стратегии обычно занимаются владельцы. При желании они могут привлечь к этому процессу ключевых специалистов:
- директора по развитию,
- по производству,
- финансового директора.
В более крупных компаниях можно выделить шесть категорий специалистов, мнения которых необходимо учитывать при составлении инвестиционной политики:
- Совет директоров;
- Финансовый департамент;
- Управляющие инвестиционными портфелями;
- Юридический департамент;
- Аудиторы;
- Инвесторы.
- Цели инвестирования — основное, с чего нужно начинать
Компания определяет, какой прирост капитала за какой срок является ее целью (например, «удвоить капитал за 10 лет»). Из этих показателей исходят, когда выбирают принципы и стратегии инвестирования.
К примеру, если целевые показатели амбициозные, следует использовать более выгодные (и зачастую более рискованные) инструменты.
- Принципы инвестирования определяют основные критерии при выборе объектов вложений
Первый вопрос — допускает ли компания в принципе возможность внешних инвестиций. если да, то можно прописать требования к их размеру, категории активов, секторам экономики, минимальной доходности и т.д. Важно, чтобы эти принципы были максимально конкретными и четкими.
- Модель поведения на инвестиционном рынке определяет, как предприятие будет взаимодействовать с ним
Важно помнить о приоритетах. если самое важное — стабильный доход, нужно вкладываться в консервативные инструменты.
- Ограничения — важная часть инвестиционной политики
Это условия, при которых компания точно не вкладывает свои средства во внешние инструменты. Это финансовые условия. Например, «мы не инвестируем в проекты с рентабельностью ниже 15%».
Ограничения могут быть связаны с недопустимо высоким риском финансовых потерь. В политике прописывается, какие виды предприятий компания считает слишком рискованными. Например, рассматривает стартапы, но не инвестирует в крипту, Forex и биржевые сырьевые товары (нефть, золото, пшеница).
Некоторые ограничения диктуются моралью. В инвестиционной политике может быть прописано: «не инвестировать в МФО, табачную или алкогольную индустрию» и т.д.
Ограничения возможны и из-за каких-то взглядов владельцев на бизнес. Например, «Мы не инвестируем в то, что нельзя пощупать руками».
Как уменьшить риски неудачных вложений
Ключевой момент в любом инвестировании — соотношение риска и возможной доходности. Задача собственников — свести вероятность убытков к минимуму.
Для этого существует несколько проверенных способов:
- Диверсификация портфеля инвестиций. Инвестор может разнообразить свой портфель, вкладывая средства в различные виды активов. Он делит проекты на три части по уровню риска: низкий, средний, умеренно-высокий. Затем ставит ограничение на каждый вид инвестиций в соответствии с прописанным в IPS “аппетитом к риску” (Risk appetite). Например, не более 30% в венчурные проекты (риск умеренно-высокий), 30% — в краудлендинговые площадки (риск средний), а остальное — в почти безрисковые гособлигации.
- Ограничение размера инвестиций. Инвестор может ограничить размер вложений в отдельные отрасли, инструменты или компании. Например, в одну отрасль или в один инструмент можно направлять не более 30% инвестиций.
- Анализ состояния интересующего проекта. Особое внимание следует обращать на факторы риска, среди которых — кассовые разрывы (не относится к стартапам), закредитованность (не может применяться к стартапам), частые смены руководства.
- Использование финансовых инструментов, таких как реальные опционы и фьючерсы, для защиты от рисков.
- Стратегии управления рисками — такие, как установление максимальной суммы возможных потерь от одного проекта. еще один вариант — разделить риски с партнерами. Например, в IPS прописывается, что компания инвестирует в стартапы только с другими соинвесторами в количестве не менее трех. Это служит дополнительной страховкой от крупных потерь.
- Разработка кризисного плана, который позволит компании быстро реагировать на любые кризисные ситуации. В инвестиционной политике следует обозначить, как часто и в каких ситуациях она может пересматриваться, в каком составе это должно происходить.
Как принимать инвестиционные решения в бизнесе
Итак, у компании есть проект для внешних инвестиций. Он соответствует всем ее базовым критериям. Как определить, вкладываться в него или нет?
Для этого нужно назначить заседание инвестиционного комитета, который призван оценить проект по нескольким параметрам:
- Анализ рынка и потребностей клиентов
Важно изучить рынок, на котором работает бизнес или планируется запуск проекта «с нуля»: размер и динамика, доля компании на нем, тренды, уровень конкуренции, легкость входа и госрегулирование.
- Оценка показателей компании
Если речь идет о покупке действующего бизнеса, стоит оценить такие критерии — выручку, рентабельность, оборачиваемость активов, ликвидность, финансовую устойчивость. Например, высокая оборачиваемость и стабильная рентабельность могут указывать на возможности для расширения бизнеса.
Для оценки стартапов, где юнит-экономика может быть отрицательной, важный фактор — наличие ранее полученных раундов инвестиций или существенные (от $100 тыс.) денежные вливания личных средств фаундеров в развитие своего проекта.
Кроме этого, важны рост клиентской базы стартапа и рост ее LTV.
- Оценка команды
Нужно принимать во внимание уровень менеджмента, профессионализм руководства, деловую репутацию топ-менеджеров и кадровую стабильность. Стоит изучить резюме и опыт работы ключевых управленцев.
Бывает, что проект выглядит со всех точек зрения перспективным и привлекательным. Но в беседе с основателями инвестор упустил всего один момент, который может стать решающим. Например, уже в процессе выясняется, что у стартапа нет технических специалистов высокого уровня, и он не может их нанять.
- Оценка потенциала инвестиционного проекта
Можно выделить шесть основных показателей привлекательности инвестиционного проекта:
- Ожидаемая доходность инвестиционного проекта (PI);
- Сумма первоначальных инвестиций (I0);
- Чистая приведенная стоимость денежных потоков с учетом суммы инвестиций (NPV);
- Срок окупаемости инвестиций (PP);
- Уровень риска инвестиционного проекта (IRR ÷ WACC);
- Рентабельность инвестиций (ROI).
В IPS эти показатели должны быть приоритезированы и указаны минимальные значения, начиная с которых проект выносится на рассмотрение инвестиционного комитета компании.
Например, некоторые инвесторы могут принципиально не рассматривать проекты с рентабельностью по чистой (или операционной) прибыли ниже, чем аналогичный показатель основного бизнеса.
- Изучение прогнозов
На Западе существует много аналитических инструментов для инвесторов. Самые известные из них — PitchBook и MarketsandMarkets. Они предлагают базы данных по всем сделкам стартапов и вообще по всем финансовым проектам и широкую аналитику.
Эти данные нельзя игнорировать.
Например, отрасль биотехнологий считается очень перспективной. Но, по данным прогнозов, в ближайшие 10 лет ее время еще не придет — при
существующих технологиях там очень долгий цикл разработки. Значит, прибыли в этом временном горизонте от данной отрасли вряд ли стоит ждать.
- Принятие решения
При вынесении финальной оценки нужно убедиться, что инвестиции соответствуют общей стратегии бизнеса и его целям.
Например, если цель бизнеса — повышение рентабельности, то инвестиции должны идти на оптимизацию производства и сокращение издержек. Другой приемлемый вариант — вложения во внешние проекты, чья доходность заметно превышает рентабельность бизнеса при сопоставимых риска.
Оценивать стоит не только проект, но и других соинвесторов, если они есть.
К примеру, кто-то из потенциальных партнеров в последние пять лет показывает невысокие результаты в венчуре: из пяти проектов в одной нише (например, робототехнике) он «провалил» четыре. Наверное, это повод еще раз внимательно оценить перспективы такого сотрудничества.
Почему инвестиционная политика может не работать
если инвестиции не приносят ожидаемого результата, в первую очередь следует проверить, не нарушает ли компания свою инвестиционную политику. Как правило, именно в этом — одна из основных причин неудач. Например, инвесторы закрыли глаза на пункты своей политики относительно рисков, погнавшись за высокой доходностью.
еще одна частая причина неудач — невнимательность в расчетах при оценке стартапа. Например, в презентации было приведено очень много цифр, и инвестор в них просто запутался.
В инвестиционной политике обязательно прописывается регулярность ее пересмотра — например, раз в три года. Но это нельзя принимать за догму. В некоторых случаях политика требует немедленного пересмотра. Первый такой случай — регулярные неудачи инвестиционных проектов.
Второй повод для пересмотра — резкие изменения внешних обстоятельств. Например, весной 2020 года изменилось практически все. И старые установки, даже самые правильные, стали неактуальными. Некоторые отрасли и проекты, которые считались перспективными, перестали приносить прибыль.
Как только становится понятно, что ситуация идет «не туда», необходимо тут же собрать инвестиционный комитет. его задача — решить, что делать со стратегией дальше: кардинально переработать или лишь конкретизировать.
Важно помнить: форс-мажоры и «черные лебеди» будут всегда, они могут вызывать убытки. Поэтому в инвестиционной политике стоит прописать «допустимую сумму потерь». Например: «10% от вложенного за 5 лет капитала». если реализовался какой-либо негативный сценарий — просто фиксируем убытки, делаем выводы и идем дальше.