Корпоративные венчурные инвестиции: компании в поисках стартапов

Корпоративные венчурные инвестиции: компании в поисках стартапов

Рынок венчурных инвестиций серьезно меняется, все чаще охотятся корпорации, которые надеются укрепить свои позиции среди конкурентов.

Рынок венчурных инвестиций серьезно меняется: если раньше основными инвесторами выступали венчурные фонды и бизнес-ангелы, то сейчас за стартапами все чаще охотятся корпорации, которые надеются укрепить свои позиции среди конкурентов. 

В США корпоративное венчурное инвестирование (CVC) как явление существует уже более ста лет: первым знаковым событием в этом сегменте считаются инвестиции американской химической компании DuPont в автомобильный стартап под названием General Motors в 1914 году. С тех пор рынок прошел уже несколько волн роста, последнюю из которых мы наблюдаем сейчас: согласно данным CB Insights, с 2014 года количество сделок в формате CVC выросло более чем в два раза, а в деньгах сегмент прибавил более чем втрое. Однако, несмотря на текущую популярность CVC в целом и корпоративных акселераторов в частности, с точки зрения интересов самих стартапов, они зарекомендовали себя хуже, чем классические венчурные инструменты: есть исследование, согласно которому участие стартапа в корпоративном акселераторе снижает вероятность его успеха с 11% до 8%. Учитывая, что 90% стартапов проваливаются, это значимая разница.

Стартап под ключ

Все это постепенно привело к появлению новой модели взаимодействия между стартапом и корпорацией — венчурной студии.

Хотя венчурные студии могут несколько отличаться друг от друга, у них есть две ключевые особенности:

  • Венчурные студии работают со стартапами уже на стадии идеи и проходят с основателем весь путь от подтверждения ценности гипотезы до работающего продукта;
  • Если задача акселератора — прокачать как можно больше проектов в сжатые сроки в обмен на небольшую долю (в среднем 3-7%), то студии сосредоточены на более длительной и всесторонней поддержке небольшого количества стартапов, но и их доля в проекте будет существенно больше.

Сейчас одной из крупнейших в мире венчурных студий является Rainmaking Venture Studio, часть инкубатора Rainmaking с офисами на четырех континентах. У них есть несколько отличительных особенностей, которые вы не встретите, пожалуй, больше ни у одной компании из этой сферы. Прежде всего, студия не берет деньги за создание стартапа — вместо этого она инвестирует в него собственные средства вместе с корпорацией, выступая в качестве равноправного партнера. Как объясняет глава студии Джордан Шлипф, такой подход обеспечивает более эффективное использование средств, поскольку стороны несут равные риски и понимают, что от их вовлеченности зависит успех всего предприятия.

Вторая особенность основана на том, что успех будущего стартапа будет во многом зависеть от нерыночных преимуществ (доступ к клиентской базе, арендные площади, логистика), которые может дать ему корпорация. Именно поэтому решение о запуске стартапа всегда основано на наличии этих преимуществ и готовности партнера обеспечить к ним доступ.

И последний пункт — управление стартапом и продажа. Rainmaking руководят деятельностью нового предприятия в течение первых четырех-пяти лет, что свойственно также и классическим венчурным фондам. Разница лишь в том, что по истечении этого периода студия «выходит» из стартапа, продавая свою долю самой корпорации и никому больше. Именно к этому моменту бизнес стартапа уже отлажен и готов к масштабированию; при этом доля корпорации в нем может доходить до 90%, что даст ей возможность пожинать плоды быстро растущей выручки. Таким образом венчурная студия проводит проект через самый рисковый этап — от создания до раунда А или В.

Корпоративные венчурные инвестиции в Украине

....

Пока что венчурные студии в Украине мало работают с корпорациями, однако мы видим большой интерес к этой модели среди корпораций, у которых акселераторы и поиск стартапов не увенчались успехом, однако есть надежда, что украинские студии неизбежно придут к работе в сегменте CVC. А приживется ли у нас больше модель создания стартапа «под заказчика» или же совместное инвестирование — покажет время.

Читайте также