Национальный банк Украины 8 раз снижал учетную ставку в течение 2016-2017 годов. Учетная ставка за этот период снизилась с 22% до 12,5% годовых.
По логике НБУ, учетная ставка, как ориентир стоимости привлеченных и размещенных денежных средств в финансовом секторе, должна была повлиять на удешевление кредитования бизнеса и населения.
Но, как свидетельствуют данные компании Простобанк Консалтинг, кредиты для физлиц за последние полтора года снизились на 0,5-4,5 процентных пункта (п.п.), в зависимости от объекта ссуды. Так, например, автокредиты подешевели с 23,3% до 18,7%, ипотека – с 24,9% до 22,5%. Эффективная ставка по безналичным кредитам снизилась за этот период с 83,88% до 83,38%.
Больше всего подешевели годовые займы для малого и среднего бизнеса – на 5,6 п.п. Так, по состоянию на 1 июня текущего года кредиты стоили 21,18%, в начале января прошлого года ставки были на уровне 26,84%.
Однако этого не достаточно, чтобы говорить о полномасштабном возобновлении кредитования. Для того, чтобы заемщики могли активно привлекать финансирование для своих нужд, стоимость кредитов должна снизиться еще примерно на 10 п.п.
Мы обратились к экспертам с вопросами о том, почему, по их мнению, в Украине не снижается стоимость кредитования, в какой перспективе и при каких условиях украинцы смогут начать пользоваться доступными кредитами для улучшения качества жизни и развития бизнеса.
Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг инвесткомпании Dragon Capital
Кредитование, в принципе, является рискованным бизнесом. Но в цивилизованных странах эти риски являются экономическими. То есть банки должны хорошо проанализировать клиента, чтобы управлять этой рискованностью. Возникают разве что проблемы, если приходит кризис, и экономическое качество тех компаний, которые берут деньги, существенно меняется.
В Украине другая проблема. Во-первых, действительно есть кризис, действительно есть плохое экономическое состояние, что влияет на кредитное качество компаний. Но самая большая проблема в судебной системе. Проблема в том, что если я взял 100 миллионов кредита, то мне легче 10 миллионов заплатить судье и не возвращать банку 90, чем нести все 100. И этой возможностью многие компании пользуются. Из-за этого банки действительно очень осторожно относятся к кредитованию.
Сейчас у нас права банков не защищены. К сожалению, в парламенте уже несколько лет находится законопроект, который бы мог изменить ситуацию, но он там и продолжает лежать. А принять этот закон о защите прав кредиторов, это первое, что надо сделать, чтобы изменить ситуацию. А, во-вторых, это осуществить реформу судебной ветви власти. Защита права собственности – это ключевой вопрос.
Также надо учесть, что уровень инфляции в Украине в 2016 г. составил 12%, и прогнозируется на уровне 10% в этом году. Качественные заемщики, например, аграрии, сейчас могут получить кредиты и под 16%. (Учитывая стоимость депозитов, которые должны находиться на 2-4 процентных пункта выше уровня инфляции, стоимость кредитов, которая должна быть выше на 2-4 п.п. за стоимость депозитов, на уровне 18-20%). Это реальная, экономически обоснованная ставка. То есть мы не можем говорить, что кредиты в Украине слишком дорогие.
Мы должны снизить такие системные риски, как инфляция и кредитный риск государства, а потом уже говорить о том, чтобы появились дешевые кредиты.
В дальнейшем ставки, наверное, будут уменьшаться, поскольку Национальный банк продолжает либерализовать валютный рынок и продолжает снижать ставку рефинансирования.
Государственные банки, которые являются крупнейшими в системе, также должны пойти на снижение стоимости кредитов, потому что нет никаких ограничений для этого, и деньги у них не стоят больше. Государственные банки не должны привлекать средства так дорого, потому что они в лидерах по уровню процентных ставок по депозитам. Это проблема, а не то, что они кредитуют дорого. Когда они уменьшат свои процентные ставки до разумных уровней, они будут кредитовать на разумном уровне.
Мария Репко, заместитель директора Центра экономической стратегии
На сегодня банки выдают кредиты очень медленно. Здесь проблема не столько в том, что кредиты выдавать рисково, есть проблема в защите права собственности. На самом деле самые большие проблемы с защитой прав кредиторов – это не возможность банков забрать залоги и вернуть хотя бы часть кредита. Шаг в этом направлении был сделан, когда приняли закон о финансовой реструктуризации. Это досудебное урегулирование проблем между кредитором и заемщиком. И после формирования необходимых органов руководства, секретариата по вопросам этой финансовой реструктуризации, рынок должен получить дополнительный инструмент для урегулирования таких споров, а кредиторы получат инструмент для защиты своих прав. Но этого не достаточно. Нужен закон о защите прав кредиторов, который пока не принят.
Как для любого бизнеса нужна судебная реформа. В нее упирается защита прав собственности, защита прав кредиторов, защита прав инвесторов.
Обычно банк понимает, какие активы есть в собственности, какие есть денежные потоки и он может оценить, способна ли компания погасить этот кредит, а в случае финансовых трудностей, каким образом будет происходить коллекторство. В случае Украины бизнес не структурируется прозрачным и приемлемым образом и банки часто не в состоянии отследить цепочку собственности. Если бизнес структурирует свои активы таким образом, что на одной компании находятся активы, через другую ООО получает выручку, другая компания, которая даже не зарегистрирована в Украине, является владельцем этих двух, то банкам очень сложно выдать кредит, чтобы еще и свои интересы защитить. А для чего делается такая структуризация бизнеса? Для защиты прав собственности от рейдерства, как правило. То есть если у нас будут нормальные суды, нормальная защита права собственности, то появится значительно больше потенциально интересных заемщиков для банков.
Руслан Черный, шеф-редактор портала Finclub
С 2009 года в Украине появилась такая игра - "возьму в банке кредит и не отдам". Каких-то кардинальных изменений за последние годы не произошло. Те люди, которые с 2009-го или с 2013 года не платят по кредитам, они и до сих пор их не возвращают.
Поэтому сейчас появился новый тренд среди небольших банков, которые выдают небольшие кредиты – до $20 тыс. Это та сумма, которая делает экономически неоправданными попытки "кинуть" банк и через суд оставить себе деньги. Как раз такие суммы на любые нужды банки выдают и не боятся, что их не вернут.
В целом именно бизнесмены пользуются той "игрой". Не простые люди, а именно бизнесмены. Много таких бизнесменов сидят в Верховной Раде. И они фактически блокируют принятие закона о защите прав кредиторов. Он не является панацеей, но с этим законом было бы легче выдавать кредиты, не боясь попыток фиктивного банкротства компаний-должников, или потери залогов по кредиту и т.д. Поэтому получается, что преградой для кредитования на сегодняшний день является именно Верховная Рада.
Для того, чтобы кредиты стали более доступными, надо сбалансировать экономику. ВВП должен расти, инфляция должна падать. Как раз инфляция влияет на ставку депозитов, потому что люди хотят сохранить свои деньги. А ставка депозитов отражается на ставке кредитования. Что такое ставка кредита? Это ставка привлечения, то есть депозита, плюс маржа банка – несколько процентов на операционные расходы и ведение кредитов. Если депозиты будут снижаться, как это происходит сейчас, мы будем видеть снижение стоимости кредитов.
В ближайшие 2-3 года дешевые кредиты не предусматриваются. Мы не будем видеть существенного снижения стоимости кредитов до 10%, как в России или в Польше, потому что риски украинской экономики достаточно велики. Мы видим разбалансировку в Верховной Раде и политической системе. Постоянно нас пугают очередными выборами президента или парламента – это политическая нестабильность. И эта политическая нестабильность влияет на экономику и на риски государства, как такового. Поэтому пока не будет риск государства такой, как в Европе, у нас не будут такие кредиты, как там.