Рынок офисной аренды трансформируется и гибкие решения играют важную роль. Стремительное развитие сегмента гибких офисов показывает, что операторы быстро реагируют на запросы рынка, ведь компании все больше отдают предпочтение функциональности среды и нетрадиционной форме аренды, которая является более эффективной, поскольку предлагает гибкий подход к срокам аренды и размеру арендуемых площадей, что позволяет быстро менять формат работы в современной бизнес среде.
Сейчас наблюдается увеличение доли арендаторов гибких офисов в лице крупных компаний. Данная тенденция начала приобретать популярность еще до карантина и является альтернативой для средних и крупных компаний, чаще для последних, для минимизации бизнес рисков, оптимизации расходов и гибкости в плане расширения или уменьшения площади. Компания-резидент имеет возможность арендовать секцию или целый этаж в коворкинге с полным спектром услуг (напр. офис-менеджер, клининг, материально-техническое обеспечение, системное администрирование и ИТ поддержка и т.д.) и возможностью пользования общими зонами (кухней, лаунж-зоной, игровыми комнатами). Данная опция является достаточно гибкой и в случае непредвиденных ситуаций позволяет арендатору оперативно изменить площадь офиса или прекратить аренду, что в свете последних событий очень актуально.
Для удовлетворения потребностей более широкой аудитории, сегмент гибридной модели, то есть аренды «офиса в офисе», будет продолжать укрепляться на рынке. Последние годы растет спрос со стороны крупных компаний на гибкие офисные решения, в таком случае, коворкинг-оператор может предложить компании-арендатору обустройство отдельного офисного пространства. Данное решение предполагает полноценный офис, который ничем не отличается от традиционного офисного пространства в бизнес-центрах, с возможностью персонализировать помещения, которое будет соответствовать корпоративным стандартам. В результате, компания-арендатор оптимизирует расходы на аренду офисной площади за счет использования общих зон, а также дополнительно может отказаться от части сопутствующих услуг коворкинга.
Если раньше владельцы бизнес-центов рассматривали коворкинг наряду с другими офисными арендаторами, то в последнее время такой формат начинают воспринимать как отдельный объект инфраструктуры. Расположение коворкинга в бизнес-центре выгодно для владельца здания, так как, во-первых, коворкинги «берут на себя» малых арендаторов, которых бизнес-центр не может администрировать как клиентов, в то же время такие арендаторы приносят доход в качестве резидентов коворкинга. Во-вторых, среди клиентов коворкингов есть перспективные стартапы и компании, которые со временем могут стать арендаторами офиса в бизнес-центре, так как в будущем может появиться потребность в аренде большого офисного пространства на долгосрочную перспективу.
ОСНОВНЫЕ АРЕНДНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРИ РАБОТЕ С КОВОРКИНГ
1. Коворкинг - как постоянное решение для основного офиса при наличии концепции hot-desking в компании
Компании все чаще вводят концепцию hot-desking (пер. - технология, позволяющая нескольким сотрудникам работать за одним физическим рабочим местом попеременно), которая, в свою очередь, является инструментом для оптимизации расходов на офисное помещение. Если в штате компании есть работники, у которых нет необходимости постоянно находиться в офисе, таких работников можно не обеспечивать постоянным рабочим местом в офисе, а предоставить рабочее место в зонах общего пользования коворкинга, доступ к которым резиденты получают автоматически после организации частного офиса в пределах коворкинга. В таком случае, кроме площади для размещения рабочих мест, также сокращается площадь общих зон и в результате площадь офисов компании в коворкинге может уменьшиться в несколько раз. При этом не теряется качество помещений и появляется гибкость - возможность оперативно расширяться в пределах локации, уменьшить или прекратить аренду. Полностью исчезает статья капитальных затрат, так как офисы с полным обслуживанием предоставляют готовые решения с мебелью и техникой, кроме этого, организовывают сопутствующие услуги, такие как клининг и офис-менеджмент.
2. Главный офис в традиционном бизнес-центре + офисы сателлиты
Все большую популярность набирает формат офисов-сателлитов в коворкинг-пространствах. В случае если компания имеет офис в центральной части города и нуждается в расширении офисных площадей, то для оптимизации затрат на расширение офисной площади компания открывает офисы-сателлиты в коворкингах. С появлением офисов-сателлитов с нецентральным расположением сокращается площадь основного офиса в центре, а аренда офисных площадей в нецентральных районах существенно ниже, чем в центре. Также, для удобства сотрудников компании, такие локации могут открываться именно в районах проживания работников. Компании останавливают свой выбор именно на коворкингах, из-за оптимизации капитальных затрат и гибкости коворкинг-пространств.
3. Сокращение площади своего офиса за счет перевода некоторых команд на удаленную работу, при этом существует аренда в коворкинге для коллаборации и командной работы
В начале карантина, компания CBRE Ukraine провела исследование влияния распространения вируса Covid-19 на условия аренды офисных помещений после карантина и возможное изменение формата офисной работы в сторону удаленной. Согласно результатам опроса, около 51% респондентов рассматривают возможность частично или полностью изменить формат работы на удаленный в будущем. В таком случае, для работников на удаленном режиме, коворкинги предлагают почасовую или дневную аренду, с возможностью арендовать рабочую зону для проведения встреч, обсуждения командных проектов и тому подобное.
4. Гибридная модель офиса в коворкинге - площади в пределах коворкинг - локации арендуются на гибких условиях без предоставления сопутствующих услуг коворкинга
Данное решение подходит крупным компаниям, которые стремятся к минимизации рисков и не хотят капитальных затрат, ведь гибридная модель офиса в коворкинге — это полноценное офисное пространство в пределах коворкинг-локации, полностью отделенное от общей зоны. Операторы коворкингов могут предлагать формат аренды схожий с традиционной офисной арендой за квадратный метр. Дополнительным преимуществом является то, что резиденты такого офиса автоматически получают доступ ко всем общим зонам, а также могут предоставляться сервисные услуги коворкинга. Такие офисы могут быть персонализированными под корпоративный стиль компании-арендатора. Оптимизация площади происходит за счет использования общих зон, а также осуществляется сокращения расходов, из-за отказа от дополнительных услуг коворкинга, таких как услуги по рекрутингу персонала, ведение бухгалтерской отчетности, юридической поддержки, консьерж сервиса, трэвел-менеджмента и других.