Осталась ли еще инвестиционная привлекательность Украины?

Осталась ли еще инвестиционная привлекательность Украины?

Результаты исследования EBA показывают, что негативные настроения бизнесменов в Украине в 2017 году не исчезли, но значительно ослабли

В 2017 году индекс инвестиционной привлекательности Украины достиг максимума за последние шесть лет – 3,15 балла по 5-бальной шкале. Такое решение вынесла Европейская Бизнес Ассоциация после проведенного опроса среди руководителей 142 крупнейших международных и украинских компаний.

Результаты опроса показали, что негативные настроения бизнесменов не исчезли, но ослабли.

О том, за счет чего Украине удалось улучшить инвестиционную привлекательность, что это значит для бизнеса и как повысить инвестиционный климат в стране, поведали ключевые эксперты рынка.

Игорь Мазепа, глава инвесткомпании Concorde Capital

Осталась ли еще инвестиционная привлекательность Украины?

Этот рост подтверждается неплохой ситуацией на рынках биржевых товаров, где Украина является активным игроком. Это зерновые, сельхозпроизводство, металлы и руда.

С другой стороны, все это происходит вопреки действиям власти или даже несмотря на действия власти. Так как Украина очень долгое время находится в кризисе. И весь этот рост происходит на фоне очень низкой базы сравнения. За последние четыре года ВВП страны в долларовом выражении потеряло до 40%. Поэтому даже в отсутствии каких-то мега-усилий со стороны правительства или властей экономических жизнь берет свое, люди берут свое.

Сегодня есть несколько причин, которые продолжают тормозить всю эту историю роста. Во-первых, это все те проблемы, которые накопились с долгами. В Concorde Capital мы оцениваем, что около 80% долгов или кредитов, выданных до 2014 года, они на самом деле плохие. То есть бизнесмены не способны платить по своим долгам.

Во-вторых, во многих ситуациях мы видим, что, как ни странно, узким местом у бизнеса становится рынок рабочей силы. Когда у тебя растут потребительские настроения, когда у тебя растет спрос, рынок требует поставлять больше продукции.

Западным бизнесменам нравится наш украинский рынок. Сегодня существующая доля рынка – это то, что привлекает сейчас, а рост нашего рынка – это то, что будет привлекать в будущем. Поэтому здесь одно другого абсолютно не исключает, а больше даже дополняет. Если бы у нас действительно проводились многие реформы, либо они начали имплементироваться намного раньше, а не только в последнее время. То тот рост, который мы наблюдаем, он был бы в разы больше. Он и будет в разы больше, если правительство пойдет по такому рыночному пути.

Для улучшения инвестиционного климата нам надо сделать целый ряд вещей, которые можно даже на пальцах руки посчитать. Это приватизация. Огромные денежные потоки “пылесосятся” из экономики через непрозрачные коррупционные схемы, которые господствуют на госпредприятиях. Это судебная реформа, это пенсионная реформа, реформа медицины. И еще пару-тройку индустриально-секторальных. Кстати, земля – очень важный вопрос. И можно считать, что какая-то основная база для того, чтобы Украина двигалась по рыночным рельсам, уже есть. А дальше уже вопрос времени, как этот инструмент наладить и настроить.

Алексей Гончарук, глава Офиса эффективного регулирования (BRDO)

Осталась ли еще инвестиционная привлекательность Украины?

Если говорить в общем о климате, то у меня нет эйфории или какого-то впечатления, что что-то очень сильно изменилось. Но постепенно ситуация действительно улучшается, совершенствуются подходы власти сейчас. Появляются такие вещи, как автоматическое возмещение НДС. В прошлом году мы очень сильно усовершенствовали инспекционную систему. И очень надеемся, что осенью уже заработает принципиально новая, полностью в онлайне, система проверок.

Помимо этого, в 2017 году мы должны вырасти в рейтинге Doing Business, потому что очень много точечных инициатив было осуществлено.

Поэтому моя общая оценка: становится лучше, но не критично. Для того, чтобы бизнес на самом деле это почувствовал, нужно возобновить кредитование, нужно наконец освободить землю и природные ресурсы и позволить им быть полноценной частью гражданского оборота. Потому что сейчас, даже если ты владеешь каким-то карьером, ты не можешь привлечь кредитные ресурсы, для того чтобы поставить там новую линию. Потому что государство все еще разрешениями тебя держит в петле.

Для того, чтобы бизнес мог полноценно развиваться, нужно все же полноценно переходить на рыночные отношения. Земля должна быть товаром. И режим использования природных ресурсов должен быть таким, чтобы был конкретный владелец, который конкретно отвечает за качество их использования. Но в то же время может полноценно ими распоряжаться.

Сегодня для иностранного инвестора важны три вещи. Первое – это понимание того, что если ты свободно вложил свои средства, то так же можешь их отсюда свободно и забрать. Чтобы я не боялся, что их у меня заберут, национализируют или просто заморозят.

Второе – это понимание работающих правил. То есть, как себя вести в этой стране, чтобы у меня не было проблем.

И третье - это стабильность. Это то, чего они хотят. Стабильные прогнозируемые правила и свободное движение капитала, который позволит им быть мобильными. Если я сегодня сюда какие-то средства вложил, то я имею возможность прибыль отсюда вывести без проблем. Это три ключевые вещи, которые нужны сейчас иностранным инвесторам.

Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии

Осталась ли еще инвестиционная привлекательность Украины?

Любое восприятие бизнесом климата для инвестиций и развития предпринимательства у нас идет немножко с задержкой. Например, наиболее реформаторские действия, которые были введены в 2015-2016 годах, они сначала принимаются как законы, а потом они реализуются, как решение правительства и затем фактически они начинают выполняться. Поэтому бизнес с задержкой начинает чувствовать, что ситуация в стране улучшается.

К примеру, если взять среди таких наиболее радикальных вещей, например, увеличение прозрачности возмещения НДС. То это политическое решение было принято еще в конце 2016 года и бизнес начал чувствовать, что оно работает только летом 2017 года. Когда уже прошел соответствующий цикл внедрения и какое-то количество волн возмещения для предприятий прошло, и они смогли об этом уверенно утверждать. Это одна составляющая.

Другая составляющая – это то, что на сегодняшний день нельзя сказать, что абсолютно все вертикали по всем направлениям государственной политики являются коррумпированными и монополизированными одной силой. То есть, существуют конкретные предприятия, которые захвачены заинтересованными лицами, будь то олигархи или приближенные к президенту люди, или те, кто контролируют политические силы – бизнесмены или политики-бизнесмены.

На сегодняшний день для иностранных и внутренних инвестиций в Украину наиболее важным фактором остаются риски. Риски на востоке, которые достаточно существены для международных компаний.

Они могут создать для инвесторов ситуацию, когда потенциальная прибыль перевешивается слишком большими рисками.

Если мы говорим о повышении потребительских настроений, о росте внутреннего рынка в целом, то оно не может произойти само по себе. Для того, чтобы это произошло, нужны те же инвестиции, необходимо кредитное финансирование.

Когда одновременно будут усиливать заинтересованность для иностранных инвесторов и уменьшение рисков для них, то и привлекательность рынка благодаря экономическому росту, повышению благосостояния граждан и увеличению внутреннего спроса будет расти.

Источник: НВ

Читайте также