Почему я не буду инвестировать в ваш стартап – 25 причин

Почему я не буду инвестировать в ваш стартап – 25 причин

Джон Рэмптон, серийный предприниматель и ангельский инвестор о типичных раздражающих ошибках стартапов

Каждый инвестор хочет сделать выигрышную ставку. Так зачем терять деньги на собственном предположении? Но азартным играм присущ риск. То же самое касается инвестиций в стартап.

В последние месяцы я собирал воедино питч моего следующего стартапа, бесплатной хостинговой компании. Это натолкнуло меня на размышления о сотнях основателей стартапов, которые обращались ко мне и о некоторых моментах в их действиях, которые меня действительно раздражали (я инвестировал в 16 стартапов за последние четыре или пять лет).

Не важно, на какой стадии находится ваш стартап, вам все равно нужны инвестиции, в том или ином размере. Итак, чтобы сберечь нам всем много времени, я написал 25 причин по которым я лично не буду инвестировать в стартап. Просмотрите и используйте эти тезисы, когда попытаетесь привлечь финансирование от инвестора вроде меня.

1. Отсутствие доказательства вашего потенциального успеха

Нет доказательств того, что ваш стартап кому-то интересен или кого-то привлекает. Вы хоть что-то продали? Вы прошли успешную кампанию на Kickstarter? Вы запускали стартап раньше? Пройдя этот тест, вы докажете мне, что у вас действительно есть то, что способно поднять стартап.

Покажите мне, что ваш бизнес стоит того, чтобы вложить в него мои тяжким трудом заработанные деньги, и что мои инвестиции будут работать на меня, когда ваша компания начнет добиваться успеха.

2. Я не доверяю вам

Я преследую каждую компанию, в которую я лично инвестирую. Обычно я инвестирую в людей. Вы можете зайти в мой офис и презентовать мне одну ручку от вашего продукта. Если вы не восхитите меня как человек, то забудьте о моих инвестициях в вашу компанию.

Если я не могу доверять вашему характеру, суждениям или лидерским качествам, то давайте не будет тратить время друг друга.

3. У вас неопытная команда

Челны вашей команды кажутся недостаточно опытными для работы над стартапом.

Скажем, мне нравитесь вы и ваша идея, но не ваша команда. Не ожидайте от меня инвестиций. Я должен быть уверен, что у вашей команды достаточно квалификации и дисциплины для выполнения поставленных задач, дедлайнов и четкого следования намеченной цели.

4. У вас не клеится работа внутри команды

Сооснователи или члены команды вашего стартапа окончательно переругались. Потому мне будет очень непросто с вашим проектом. Я не хочу рисковать и инвестировать в запуск, если сотрудники не ладят друг с другом. Все ли у вас хорошо в команде?

5. Вы скрываете от меня что-то

Вы скрываете от меня информацию. Я не прошу вас открывать мельчайшие секреты работы вашего стартапа. Но если я инвестирую в вашу компанию, я должен как минимум знать основы того, что заставляет ее работать.

Инвесторы хотят знать все о вашем проекте. Не волнуйтесь: я не украду вашу идею. Я слишком занят для этого.

6. У вас нет бизнес-модели или плана

Вы не смогли сказать мне, как и где будет развиваться ваш стартап в ближайшие несколько лет, хотя и сообщили, что ваш продукт вызывает интерес на рынке. Именно потому создание бизнес-плана является очень важной деталью мозаики в целом.

Если меня не впечатлил ваш бизнес-план, то я не буду вкладывать в ваш стартап. Cayenne Consulting может объяснить самые частные ошибки в бизнес-планах.

7. Недостаточно доказательств, что ваш стартап будет приносить прибыль

У вас не очень много предзаказов или подписок на ваш продукт или услугу. Потому я не буду инвестировать в вашу компанию. Если вы не можете доказать, что люди готовы платить за ваш продукт, то почему я, как инвестор, должен давать вам деньги?

8. Я не верю, что вы можете создать свой продукт

Хорошая идея – это одно. Воплощение ее в реальность – совсем другое. Вы не убедили меня, что ваш продукт сможет функционировать. Я лично хочу увидеть что-то вроде работающего прототипа. Еще я бы хотел увидеть нескольких покупателей, пользующихся вашим продуктом.

9. Ваша компания не первая на рынке или не уникальная

Я обычно не инвестирую в стартапы, которые не стараются создать что-то новое или не приносят отличную от стандартной бизнес-модель. Вы должны чем-то отличаться от своих конкурентов или иметь нечто уникальное. Возможно, создать новую идею из старой бизнес-модели.

10. Основатель или СЕО необучаемы

Вы не хотите слушать советы или предложения и становитесь «в позу», когда я критикую какой-то элемент вашего бизнеса. Соответственно, я не могу работать с вами.

Однажды, когда несколько основателей пришли ко мне с презентациями, я внес одно предложение, и они сразу же обиделись. Некоторые даже зашли так далеко, что написали в блоге, что я ничего не знаю. Сейчас их компания не работает.

11. Ваш проект стоит слишком дорого

Вы можете думать, что ваша новая компания достойна $10 млн. Но я считаю, что она стоит десятую часть от этой суммы.

Определение цены вашего стартапа может стать вызовом. Стоимость должна базировать на прошлых достижениях и потенциале компании. Если я чувствую, что стартап переоценен, то я поищу другую возможность для инвестирования.

12. Вы плохо справляетесь с отказами

Вы предприниматель, который хватается за голову и стонет, как несправедлива к нему жизнь. Уверен, вам отказал инвестор. И это часть процесса. Но примите этот отказ достойно.

Определите, что пошло не так, и сделайте соответствующие выводы. То, что происходит после питча и отказа, очень многое говорит о предпринимателе. Инвесторы наблюдают даже после того, как сказали «нет».

13. Вы используете на мне «холодные звонки»

Вы рассылаете свой план каждому бизнес-ангелу или венчурному капиталисту или еще кому-то, чью контактную информацию вы смогли найти. Ваш запрос просто будет выброшен в спам. Вместо того, чтобы подобраться к инвестору через знакомых или рекомендации от людей, которым они доверяют и которые могут поручиться за вас.

Я инвестирую в стартап только тогда, когда основателей мне порекомендовали или же они выходят за рамки служебной обязанности, чтобы привлечь мое внимание.

14. Я не тот инвестор, который вам нужен

Сфера деятельности вашей компании вне моих интересов. Инвестор может иметь специализацию точно так же, как и врач. Проведите некоторые предварительные исследования и определите тех инвесторов, которые работают именно на вашем рынке.

15. Вы не сфокусированы

Вы пытаетесь запустить абсолютно все идеи, которые у вас есть. Вместо того, чтобы притормозить и сфокусироваться на создании того продукта, который вам удается лучше всего.

Вы не собираетесь удовлетворить каждого покупателя. Но вы должны удовлетворить ВАШЕГО покупателя, иначе ситуация выйдет вам боком – возможно, плохим отзывом в интернете.

16. Вы еще не доросли до моих денег

Вы хотите создать идею, которая произведет революцию в вашей рыночной нише. Но ваша концепция еще слишком сырая. Я останусь в стороне, пока не будет проведено больше исследований, ваш проект привлечет покупателей или же другие инвесторы проявят интерес. Инвесторы обычно придерживаются проверенных технологий и отраслей.

17. Технология вашей компании уже забыта

Честно говоря, за последние полгода я получил презентации, касающиеся VHS записей. Бизнес-тренды, особенно технологические, меняются невероятно быстро. Почему я должен рисковать своими деньгами, поддерживая стартап, который делает VHS записи более эффективными, даже если в 2012 году около 13 миллионов пустых кассет и VHS записей было продано только в Америке?

18. Вы слишком медлительны для запуска продукта

Ваша компания развивается слишком медленно. Не важно, не хватает ли вам уверенности в себе или вы перфекционист, чем больше времени вы тратите на запуск продукта, тем дольше мне придется ждать возврата инвестиций. Помните, нет ничего плохого в том, чтобы запустить версию 1.0 и постепенно вносить небольшие корректировки.

19. Вам не хватает маркетинговой стратегии

Ваш стартап готов начать продажи, но не хватает плана стимулирования продаж и достижения конкурентного преимущества. Я, как и еще тысячи инвесторов, могу разбить на кусочки ваш проект за несколько секунд. Вы поставили перед собой маркетинговый цели? Как вы будете продвигать свой продукт? Это ключевые вопросы маркетинга, которые вы должны задать себе до того, как стучаться в мою дверь.

20. Какую проблему вы опять пытаетесь решить?

Когда вы создаете свой стартап, вы делаете это с намерением решить какую-то проблему. Но вы, предприниматель, сместили свое внимание с рассмотрения самой идеи к управлению действующим бизнесом. Вы потеряли видение той первоначальной проблемы. Я должен подтвердить, что вы все еще разбираетесь с существующей проблемой и ваше решение выполнимо.

21. Вы не понимаете отрасль

Как предприниматель, вы, кажется, не совсем понимаете свой сектор рынка, потому мне не интересно инвестировать в ваш проект. Если у вас есть опыт в указанной сфере, это как минимум сообщит мне, что у вас есть хоть какие-то знания относительно потенциальных клиентов или некая мысль о том, как улучшить саму отрасль.

Проанализируйте реальные цифры касательно вашей конкретной ниши на рынке и заучите их. Если у вас нет этих данных, это будет плохо, но еще хуже, если я приду со своими собственными расчетами.

22. В не понимаете значения слова «бережливый»

Вы тратите деньги на вещи типа брендированная кепка, брелки для ключей или кружки. Почему я должен хотеть инвестировать в ваш стартап? Инвестирование предполагает длинный путь до момента получения готового к выходу продукта. Это значит не тратить тонны денег на барахло. Парочка футболок для узнаваемости бренда – это нормально, но не надо лишних трат.

Также не платите себе большую зарплату только потому, что вы босс. По данным Compass, около 66% основателей стартапов в Кремниевой Долине, пользующихся их инструментами, устанавливают себе зарплату ниже $75,000 в год. Согласно тому же Compass, средняя зарплата по миру составляет $32,000 – $72,000. А сколько вы платите себе?

23. Вы не задумываетесь о завтрашнем дне

Такое впечатление, что ваш стартап основан только на сегодняшнем тренде. При таком раскладе вы не можете рассчитывать на долговечность вашего проекта. Я знаю, что мы не можем предвидеть будущее, но я хочу инвестировать в стартап, чей основатель думает о будущем, а не только о текущих трендах.

24. В проекте нет других инвесторов

Я не нашел доказательств того, что кто-то еще инвестировал в ваш бизнес, даже пару тысяч долларов. Я должен видеть интерес со стороны других инвесторов, если я только не являюсь пылким фанатом вашего стартапа. Присутствие других инвесторов дет мне понять, что кто-то еще видит потенциал в вашем проекте, и другие люди разделяют ваше видение. Хорошо иметь парочку инвесторов, поскольку они помогут вам раскрутить свой ваш бизнес.

25. Вы не сообразительны

Многие из указанных выше тезисов подходят и для вас, но вы не поняли этого. И это большая проблема. Я ненавижу вести дела с людьми, которые не видят собственных ошибок и проявляют невежество в пытке преодолеть их. Помните, никто не идеален. Примите свои слабые стороны и работайте над их улучшением.

Пусть эти причины, по которым я не инвестирую в некоторые стартапы, послужат для вас ориентирами, когда вы будете готовить питч для инвестора.

Читайте также