Давайте для начала задумаемся, как мы на практике продаем обычные товары? Прежде всего мы попытаемся выяснить, какова стоимость аналогичного товара на рынке. Если мы, к примеру, рассчитываем продать личный автомобиль, то, скорее всего, зайдем на какой-нибудь крупный интернет портал, где торгуют авто, выберем похожие модели по марке, по пробегу, по году выпуска и комплектации. На основе этой выборки мы выведем среднее арифмитическое цены, на которую можно рассчитывать при продаже авто. Вероятнее всего вы навряд ли будете завышать цену вдвое только потому, что лично вам нужно больше, чем вы реально можете выручить от продажи.
При продаже бизнеса все гораздо сложнее. Любой бизнес как индивидуальный организм, он по природе уникален, и определить стоимость бизнеса простым просмотром предложений на рынке продажи бизнеса практически невозможно. На практике, учитывая ограниченный круг инвесторов, сумма, которую запрашивает владелец бизнеса, и сумма, которую он в конечном итоге получает, в некоторых случаях существенно разнится.
Владелец бизнеса может выбрать две альтернативы. Первый вариант – эвристический. Другими словами, цена формируется исходя из субъективной оценки самим собственником, бизнес вставляется на продажу и цена впоследствии корректируется в зависимости от поступившей реакции потенциальных покупателей. В конце концов, этот путь приводит либо к излишним затратам времени, либо к недополучению средств из-за слишком низкой оценки.
Второй вариант – методический. В таком случае, собственник бизнеса обращается к профессионалам в области продажи бизнеса, которые делают профессиональный расчет стоимости бизнеса для продажи или же экспресс-оценку стоимости бизнеса. В таком случае, собственник несет дополнительные расходы по проведению оценки активов, но они окупается с лихвой выигрышем в цене продажи бизнеса и во времени проведения трансакции купли-продажи бизнеса.
В данном материале мы кратко отметим популярные подходы при провдении оценки бизнеса, которые на практике также используют специалисты InVenture Investment Group при предпродажной подготовке бизнеса.
Стоит отметить, что бизнес в качестве объекта оценки является достаточно капризной вещью. Ситуация осложняется тем, что многие предприниматели склонны заказывать оценку своего актива не как работающего бизнеса, а в качестве объекта коммерческой недвижимости, что вообще не отвечает действительности и ведет только в потере времени и потраченным впустую деньгам.
Оценить стоимость бизнеса вне зависимости от формы собственности (акционерное общество, частное предприятие, ООО) можно на основе 3 базовых подходов оценки: затратный метод, доходный метод и сравнительный метод (метод аналогов).
ОЦЕНКА БИЗНЕСА - ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД
Чаще всего используется для сравнения затрат, необходимых для приобретения конкретного предприятия и затратами, необходимыми для создания такого же бизнеса «с нуля».
Оценивать таким способом можно любые фирмы, владеющие существенными материальными активами. Однако, чаще всего этот подход к оценке бизнеса применяется к новым предприятиям, которые еще не приносят стабильный доход.
В этом подходе существуют два метода оценки бизнеса, из которых наиболее активно применяют - метод стоимости чистых активов.
В этом случае профессиональный оценщик должен точно определить рыночную стоимость входящих активов, которыми владеет фирма, а также совокупную стоимость ее обязательств, после чего последнее вычитается из общей суммы активов.
В результате оценщик бизнеса получит текущую рыночную стоимость активов компании, которая включает в себя Goodwill – деловую репутацию фирмы или бренда, а также другие нематериальные активы бизнеса.
Другой используемый метод в этом подходе – Метод ликвидационной стоимости, когда проводится практически аналогичная процедура, однако оценщик при этом:
- не закладывает стоимость нематериальных активов;
- существенно занижает стоимость материальных активов компании относительно рыночной стоимости аналога.
Этот метод, как правило, применяется при банкротстве компаний. Ликвидационная стоимость компании – это конечная сумма, которая остается после проведения ликвидации активов и выплат всей кредиторской задолженности. Поскольку сейчас мы рассматриваем оценку бизнеса для последующей продажи, то мы не будем детально останавливаться на этом методе.
Основное преимущество затратного метода оценки бизнеса в том, что он относительно прост и требует минимальных трудовых затрат. Хотя этот метод не подходит для оценки интеллектуальной стоимости бизнеса. Для учета в стоимости бизнеса нематериальных активов используется формула эмпирического подхода для определенного типа бизнеса.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА - ДОХОДНЫЙ ПОДХОД
Здесь проводится чисто экономическая оценка бизнеса. Этот подход применяется для проведения оценки действующих и прибыльных предприятий. Тут стоимость бизнеса зависит от его способности приносить прибыль, а не от стоимости самих активов. Конечно, оценка бизнеса этими двумя подходами существенно отличается, потому последний в основном и используют бизнес-брокеры.
Инвесторы обычно предпочитают работать на перспективу, потому внимание в оценке уделяется не только нынешним, но и будущим доходам бизнеса. При этом, в отличие от обычных оценщиков, которые обычно используют для расчетов гипотетические усредненные доходы подобного бизнеса на рынке, оценщики бизнеса использует реальные данные из управленческого учета компании (пренебрегая бухгалтерские данные).
В таком случае оценщик бизнеса должен определить размер прибыли, а также прогнозный период, на протяжении которого предприятие будет эту прибыль генерировать. В данном подходе используется 2 метода.
Метод дисконтированных денежных потоков применяется для проведения оценки малого и среднего по размерам бизнеса, когда необходимо спрогнозировать изменение денежных потоков.
Оценщик бизнеса устанавливает период, в течение которого покупатель будет интересоваться бизнесом (прогнозный период окупаемости бизнеса). За каждый год в рамках этого срока высчитываются денежные потоки, которые будет генерировать данное предприятие. Будущие (прогнозируемые) денежные потоки дисконтируются по ставке, рассчитанной оценщиком, в которой учитывается инфляция, инвестиционные риски, минимально возможная отдача от инвестиций, экономические показатели компании. Затем денежные потоки приводятся к нынешней стоимости.
Этот метод оценки бизнеса пригоден для оценки компаний, находящихся в периоде высоких прибылей и стремительного роста. Единственный недостаток в этом случае – некоторая неточность прогноза будущих доходов. Для минимизации этой ошибки используют завышенную ставку дисконтирования, по сравнению с обычной рыночной ставкой.
Метод капитализации прибыли
Этот метод применяется, если понятно, что в прогнозном периоде доходы предприятия останутся на текущем уровне и не будут расти. Рыночная стоимость бизнеса при оценке этим методом вычисляется по формуле:
V=D/R,
где D – чистый годовой доход бизнеса,
R – коэффициент капитализации.
Если предприятие не является капиталоемким, то этот метод прекрасно подходит для его оценки. Если доходы компании растут, то необходимо использовать корректирующие коэффициенты в привязке к коэффициенту дисконтирования.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД
Этим подходом оценивается готовый бизнес, его также можно применить к мелким или крупным действующим компаниям. Единственным недостатком этого метода является необходимость использования достоверной информации о прошедших сделках купли-продажи аналогичного или схожего бизнеса и точной информации о рыночной цене акций аналогичных компаний. Погрешность оценки по такому методу в Украине обсулавливается небольшим количеством проведенных трансакций купли-продажи бизнеса, их прозрачностью, сроком давности и общей нестабильностью экономики. Несмотря на то, что для оценки выбираются предприятия максимально приближенные к объекту оценки по основным признакам (производственная мощность, отрасль, структура капитала) каждому понятно, что найти абсолютное соответствие не получится.
Для корректировки этого подхода может потребоваться определение мультипликаторов, которые позволят вывести прямую зависимость между стоимостью аналогичной компании и ее финансово-экономическими показателями (валовой доход, доналоговая и чистая прибыль, структура капитала и т.д.).
Метод рынка капитала
Это основной метод для оценки акционерных предприятий. Согласно этому методу оценка основывается на данных о стоимости акций подобный компаний, если такие торгуются на бирже.
Метод сделок
Этот метод можно применить только в том случае, если на рынке уже проводились сделки по продаже 100% или контрольного пакета акций аналогичной компании или готового бизнеса. По сути, этот метод аналогичен методу рынка капитала, но применим для тех компаний, которые не выходили на IPO и не присутствуют на открытых рынках.
Метод отраслевых коэффициентов
Этот метод пригоден для определения стоимости небольших по размеру компаний, а также для того бизнеса, стоимость которого зависит от прибыльности. Также стоимость бизнеса определяется на основе уже состоявшихся сделок. Основными мультипликаторами здесь выступают отраслевые различия между проданными бизнесами. Оценщик бизнеса находит зависимость между стоимостью бизнеса и ее экономическими показателями.
Перечисленные выше подходы являются стандартами оценки бизнеса на практике. Применение каждого подхода, в теории, должно привести к одинаковому результату оценки. Однако такое возможно только в идеальных экономических условиях.
На самом деле условия сильно отличаются от идеальных, особенно в Украине. Из-за несовершенства национального рынка результаты оценки стоимости бизнеса могут существенно отличаться в зависимости от выбранных методов оценки.
Оценщик должен сам определить наиболее оптимальный подход к оценке бизнеса в каждом конкретном случае. Часто на практике, эксперты InVenture для получения достоверной оценки бизнеса используют сразу несколько методов оценки, чтобы рассчитать нижнюю и верхнюю границы стоимости или же вывести среднее значение. В процессе оценки бизнеса, эксперт должен четко выяснить основные факторы, которые формируют стоимость и влияют на цену продажи бизнеса, что позволит собственнику бизнеса получить дополнительные аргументы в период неизбежного торга с покупателем.
Продажа бизнеса в Украине - размещение объявления на InVenture поможет быстро продать бизнес
Оценка стоимости бизнеса в Украине, проведение предпродажной подготовки бизнеса, поиск покупателей, продажа бизнеса на этапе структурирования сделки - все эти процедуры мы рекомендуем доверить профессионалам, что в в итоге сэкономит Ваше время, и ваши средства.
Оценка стоимости бизнеса пример, оценка стоимости бизнеса учебник, оценка рыночной стоимости компании, оценка стоимости бизнеса калькулятор, оценка стоимости бизнесав Украине. Оценка бизнеса онлайн. методы оценки бизнеса. Подходы в оценке бизнеса. Оценка бизнеса википедия. Оценка бизнеса методы. Оценка бизнеса пример. Оценка бизнеса для продажи. Оценка бизнеса pwc. Оценка стоимости компании пример. Методо дисконтированных денежных потоков.