Э
Приближаем победу: как помочь бизнесу наладить работу в условиях войны

Приближаем победу: как помочь бизнесу наладить работу в условиях войны

Какие должны быть программы и инициативы поддержки украинского бизнеса в условиях войны

Недавно президент Украины Владимир Зеленский призвал бизнес возобновить деятельность там, где это позволяет безопасность. Однако это непросто. По данным Advanter Group, с начала войны полностью остановлены 54% предприятий, почти остановлены - 25%, работают частично - 14%. Чтобы помочь бизнесу приспособиться к новым условиям, нужно модернизировать налоговую модель. 15 марта Верховная Рада проголосовала изменения в Налоговый кодекс, обеспечивающие стимулы для предпринимателей на период военных действий и последующего восстановления.

В частности, крупному бизнесу, объем дохода которого за календарный год не превышал 10 млрд грн, разрешается пользоваться упрощенной системой и платить единый налог 2%. Вместе с тем предприниматели-единщики, которые не имеют доход, освобождаются от ЕСВ за себя, а также за мобилизованных на военную службу работников.  

Снижение НДС на горючее до 7% и отмена акциза позволит удержать цены на АЗС, что особенно важно для АПК, логистики и перерабатывающей промышленности.

Кроме того, правительство намерено расширить программу кредитования в рамках «5-7-9%». Предполагается выдача ссуд до 60 млн грн любому бизнесу под 0% на время военного положения плюс один месяц после войны. Дальше будет действовать минимальная ставка – 5%.

Релокация бизнеса: шанс на самосохранение

Временно перенести производство на запад Украины, где нет активных боевых действий, или за границу нынче выглядит одной из опций для дальнейшей работы бизнеса. Украинские предприятия, которые находятся в зоне активных боевых действий, могут получить государственную помощь в перемещении на Западную Украину в рамках государственной программы релокации бизнеса. Предприятиям будет предоставлена ​​помощь в подборе мест для производственных мощностей, перевозке и расселении персонала, поиске новых работников. По данным Закарпатской ОВА, по состоянию на 18 марта, уже запущено 11 эвакуированных предприятий.

Предприниматели, которые хотят избежать бюрократии, которой, к сожалению, часто «грешат» государственные инициативы, могут воспользоваться предложениями от частных компаний. К примеру, InVenture предлагает помощь в релокации или создании нового бизнеса на подконтрольных территориях в Украине. Компания, имея доступ к базе промышленной недвижимости и связи по всей стране, осуществляет поиск и подбор производственных, складских, офисных помещений в Центральной и Западной Украине. Также InVenture может помочь в организации совместной деятельности, аренде, выкупе активов, предоставлении во временное пользование.

«Вместе с этим не все так просто. Перенос производства это длительный во времени и относительно дорогостоящий процесс. Помимо нахождения подходящей под параметры производства недвижимости, сложности возникают с организацией демонтажа, перевозки и дальнейшего монтажа, и наладки производственных линий. Для этого необходимы профессиональные технологи и инженеры, которых довольно тяжело привлечь в этом время. Также необходимо собрать на новом месте требуемый персонал и переместить часть имеющего с обеспечением его проживания и социального обеспечения. Вплоть до организации новых поставок сырья и выстраивания дистрибуции на новой локации. Многие собственники считают для себя утопическими или неподъёмными такие действия сегодня, надеясь на скорую победу Украины в войне. Но кому сейчас легко?!», резюмирует Алексей Олейников, управляющий партнер InVenture.

Что еще можно сделать

В целом шаги для поддержки бизнеса, предпринятые властью, правильные, говорят эксперты. Однако есть пробелы, устранив которые, можно значительно упростить бизнесу задачу наладить деятельность в условиях войны и восстановиться. Мы попросили экспертов поделиться мнениями.

«Прежде всего нужна логистическая поддержка, - говорит экономист Евгений Олейников. - Сегодня логистика – сплошной ужас. Например, блок-пост на Дарницком мосту проходил два часа только потому, что на проверке авто стоит один (!) человек, а рядом – еще семеро… Ну какой бизнес сможет функционировать при такой логистике, если в пределах одного города невозможно нормально передвигаться?».

По его словам, целесообразно было бы создать в кооперации с логистическими компаниями в каждой области координационные штабы, которые помогали бы с организацией маршрутов и централизировано предоставляли информацию о транспортных средствах, а также обеспечивали приоритетное движение груза – сразу за военными.

Дмитрий Яблоновский, заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии, считает, что не лишним будет разработать для бизнеса, который планирует релокацию за границу, специальный механизм. Он должен помочь отечественным предпринимателям нанимать за рубежом украинцев, которые тоже выехали, и платить налоги в госбюджет Украины.

Владимир Дубровский, старший экономист CASE Украина, обращает внимание на проблемы, связанные с наймом вынужденных переселенцев на предприятиях, которые находятся в безопасных зонах. На его взгляд, необходимо максимально либерализировать трудовые отношения.

«Нужно отменить трудовое законодательство в части минимальной зарплаты, упростить процедуры найма. Единственный документ, который должен быть, - трудовой контракт. Также необходимо упразднить НДФЛ, ЕСВ, военный сбор, - убежден он. - Логика работодателя понятна: он боится нанимать переселенцев, поскольку они завтра могут уехать назад, прихватив с собой что-то. Поэтому нужен контракт, но без обременения нормами законодательства, с его запретами на увольнение, налоговыми обязательствами».

В Торгово-промышленной палате призывают урегулировать схему призыва специалистов экспортных отраслей с мобилизационного и гражданского резервов - только после полного закрытия потребностей ВСУ с первой и второй очереди оперативного резерва. Это особенно важно для ІT-специалистов. Также в ТПП предлагают создать двухконтурную денежную систему, в рамках которой деньги, направленные в ВПК, не перетекают на потребительские рынки. Это поможет ограничить рост потребительской инфляции из-за увеличения расходов на нужды обороны. Логика развития такового денежного механизма может заключаться во внедрении «цифровой оборонно-промышленной» гривны, которая оставляет «цифровой» след, поскольку по меньшей мере аккумулируется на особых счетах, и соответственно употребляется только в процессе производства продукции ВПК.

В целом в новых условиях военной экономики важно, чтобы государство выполняло свои обязательства, в частности перед бюджетниками. Ведь у населения должны быть деньги, чтобы обеспечить потребительский спрос на товары, произведенные внутри страны.

Читайте также