Биотехнологические стартапы занимаются не только медицинскими разработками, но и производством высокотехнологической пищи – «еды будущего». В подборке ниже – самые перспективные проекты и компании.
- «Пища будущего» Soylent
Проект Soylent пресса встретила с большим интересом. Компания в 2013 году разработала растворимый напиток, который должен в будущем полностью заменить привычную пищу. Порошок содержит более 30 ингредиентов, а в версии продукта Soylent 2.0 покупатели его получают уже в виде жидкости, разлитой по бутылочкам. Продукт имеет вегетерианскую версию, без некоторых жиров.
Роб Райанхарт, основавший компанию, решил создать новый продукт после того, как посчитал, какое количество времени он тратит на покупку продуктов и готовку. Теперь питание Роба практически полностью состоит из Soylent.
Человек, полностью питающийся Soylent, не тратит время на приобретение продуктов, готовку, мытье посуды и т.д., что освобождает огромное количество сил и ресурсов для чего-то другого.
Приготовить напиток можо в домашних условиях – все технологии открыты и доступны в сети. Пользователи могут оформить подписку на готовый напиток на сайте компании, заплатив $29 в месяц за 12 баночек. Покупатель может рассчитать, сколько баночек ему нужно употребить за 30 дней исходя из своего веса.
Проект привлек $21,5 млн. в двух инвестиционных раундах. Имена и названия инвесторов не раскрываются.
- Мясо растительного происхождения Impossible Foods
Компания производит «пшеничное мясо» – продукт из растительного сырья, который по своему виду, вкусу и текстуре практически не отличить от мяса. Проект основал 60-летний профессор в области биологии и физики из Стэнфорда Патрик Браун.
Основной целью Баруна при разработке Impossible Foods было понять, что делает мясо таким, какое оно есть. Это помогло ему создать уникальный продукт и кардинально изменить представление людей о мясе растительного происхождения.
Браун разработал «растительную кровь» – ингредиент, который окрашивает продукт Impossible Foods в красный цвет и придает ему вкус, похожий на мясной. Эта жидкость добывается из растений.
Стоимость производства одной котлеты из такого «мяса» обходится в $20. По мнению руководства компании, себестоимость производства будет падать при росте масштаба. В конце этого года продукция Impossible Foods уже может поступит на прилавки магазинов.
Всего стартап привлек $75 млн. от таких фондов, как Google Ventures, Khosla Ventures и основателя Microsoft Билла Гейтса. Большая часть инвестиций была использована для расширения производства.
Летом 2015 года Google пыталась приобрести компанию за $30 млн.
- Майонез без животных жиров Just Mayo
Стартап Hampton Greek производит майонез Just Mayo, в котором нет животных жиров. Создатели уверяют, что по вкусу он ничем не отличается от традиционного майонеза.
Летом этого года на проект обратили внимание американские власти. Американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов в прошлом месяце предъявило компании претензию – по мнению ведомства, Hampton Greek Greek вводит своих покупателей в заблуждение, используя для определения своего продукта термин «майонез». Приготовление майонеза подразумевает использование яиц, считает Управление.
Кроме Just Mayo, компания выпускает линейку продуктов без растительных жиров – печенье Just Cookies и тесто для выпечки печенья Just Cookie Dough.
Стартап был основан в 2011 году и успел привлечь $120 млн. от фонда Питера Тиля Founders Fund, сооснователя Facebook Эдуардо Саверина, основателя Yahoo Джерри Янга, основателя Microsoft Билла Гейтса и других крупнейших инвесторов.
- Вегетарианское молоко Muufri
Американский стартап Muufri разрабатывает «вегетарианского молока» без лактозы и холестерина. Создатели производят напиток при помощи генетически модифицированных дрожжей, что может оказаться гораздо полезнее коровьего молока.
При этом Muufri по вкусу практически идентичен натуральному молоку, что выгодно отличает его на рынке заменителей. Основатели проекта хотят разработать такой продукт, который не будет вызывать неудобство у потребителей при переходе на него (в том числе – отсутствие различий).
«Молоко» Muufri состоит примерно из 20 ингредиентов. Команда постоянно экспериментирует с составом, чтобы сделать свой продукт еще полезнее. К примеру, в нем нет лактозы, поскольку около 65% населения США имеют проблемы с ее усвоением.
Сооснователи проекта – вегетарианцы, считающие животноводство бесчеловечным занятием.
Стартап привлек около $60 тыс. инвестиций в рамках единственного раунда, закрытого весной 2014 года.
- Яйца неживотного происхождения Clara Foods
Биотехнологический стартап Clara Foods занимается технологией производства «куриных яиц» неживотного происхождения. Яичные белки производятся при помощи генетически модифицированных дрожжей.
Стартап стремится снизить время и стоимость производства яичного белка. Это будет интересно для компаний, использующих этот продукт в собственном производстве – макаронные бренды, к примеру. Компания уже ведет переговоры с Barilla, одним из крупнейших игроков в отрасли.
Пока что Clara Foods не собирается продавать свой продукт потребителям напрямую – по мнению руководства стартапа, новая технология будет полезнее в В2В-сегменте.
Компания уже успела привлечь $,7 млн. инвестиций.
- Вегетарианское мясо Beyond Meat
Beyond Meat также производит мясо из растительного сырья. Создатели утверждают, что их продукт «больше белка, чем настоящая говядина, больше кальция, чем молоко, и больше антиоксидантов, чем черника».
Этан Браун, основатель и СЕО компании, начал изучение мяса в 2009 году, когда прочел отчет института Worldwatch Institute, посвященный проблеме изменения климата. Исследователи выяснили, что более 50% всех парниковых выбросов в США производятся животноводческими хозяйствами.
Бран стремится удешевить производство Beyond Meat, чтобы оно было выгоднее содержания животноводческих ферм. Когда компания станет действительно большой, говорит основатель, она поможет миру избавиться от многих проблем.
В проект инвестировали основатель Microsoft Билл Гейтс, сооснователь Twitter Биз Стоун, фонд Obvious Ventures. Привлеченная сумма не раскрывается.
- Ореховый сыр Miyokos Kitchen
Мийоко Шиннер, основавшая компанию Miyokos Kitchen, – вегетарианка и автор нескольких кулинарных книг. Также она автор рецепта производства сыра без молока.
Компания производит девять сортов сыра на ореховой основе. Стартап планирует расширять производство и создать собственные точки продаж вегетарианского сыра. Сейчас Miyokos Kitchen продается в более чем 200 розничных сетей в США, в 2016 году количество партнеров должно вырасти до 1000.
Мийоко Шиннер считает, что большое количество местных конкурентов сильно уступает в масштабах производства ее компании.
По мнению Мийоко Шиннер, спрос на вегетарианский сыр будет расти, а через 5-10 лет отрасль станет более чем востребованной.
- Выращенная в лаборатории говядина Modern Meadow
Компания Modern Meadow выращивает мясо в лаборатории. Началось все с «выращивания» кожи, а производство говядины, птичьего мяса и рыбы стало побочным продуктом.
Мясо и кожа выращиваются на основе натуральных материалов, полученных с помощью биопсии. По словам гендиректора компании, для животных эта процедура совершенно безболезненна.
Основатели проекта считают производство кожи более прибыльным, чем производство мяса, к тому же государственные регуляторы могут запретить продажи выращенного мяса в розничных магазинах. Клиенты положительнее относятся к выращенной в лаборатории одежде, чем к еде.
Летом 2015 года проект закрыл два инвестиционных раунда суммарно на $1,2 млн. Среди инвесторов проекта были фонд Sequoia Capital, сооснователь PayPal Питер Тиль и другие.
- Продлевающий жизнь йогурт Ageria
Основатели Ageria называют свой стартап«компанией следующего поколения» и считают, что смогут провести революцию в отрасли. Несколько лет назад команда стартапа заинтересовалась созданием пищи, продлевающей жизнь, провели исследования и выявили два вещества, которые замедляют процесс старения организма. Именно тогда и возникла идея производства йогуртов.
Основным преимуществом Ageria является то, что йогурт действует глубже, чем другие продукты, которые лишь создают видимость антивозрастной терапии.
Как отмечают создатели проекта, йогурт был выбран не случайно — другая пища не так хорошо подходит для этого. Покупатели обычно хранят йогурт в холодильнике, что помогает сохранить действие веществ, замедляющих старение, и кроме того, они употребляют его в пищу практически каждый день.
В планах стартапа — начать поставлять продукт на прилавки магазинов к началу 2017 года.