Следуя трендам здорового образа жизни и популяризации занятий спортом, интерес к фитнес-центрам у украинцев с каждым годом растет.
На начало 2021 г. в Украине было зарегистрировано 2027 операторов, которые проводят свою деятельность в сфере фитнес-услуг. По сравнению с 2019 г. их количество выросло на 9,7%. Более 83% приходится на ФЛП. По данным Fitness Connect UA, около 40% всех фитнес центров в Украине является сетевыми. Исходя из аналитики MOST, на начало 2021 г., больше всего фитнес-центров находилось в Киеве, Харьковской, Днепропетровской и Одесской областях.
Структура количества фитнес-центров по регионам Украины на начало 2021 г.
Когда стоит вопрос, нужно ли инвестировать в фитнес-индустрию, нет однозначного ответа - да или нет. До 2020 г. этот рынок стабильно развивался – среднегодовой денежный прирост последних пяти лет составлял 25,7%, а объем рынка в 2019 г. оценивался в 1,4 млрд грн. Но 2020 г.- первую половину 2021 г. сложно назвать самыми радужными для отрасли. Из-за первых весенних карантинных ограничений, фитнес центры и спортивные залы не работали с 12 марта до 1 июня 2020 г. и за это время рынок успел значительно просесть: сравнивая с первым полугодием 2019 г., объем реализуемых товаров и услуг просел на 30,6%. Основное снижение пришлось на второй квартал, когда показатели упали на целых 71,3%. Сразу после открытия, операторы рынка столкнулись с сезонным снижением спроса, которое в основном наблюдается в летний период. Ближе к осени спрос понемногу начал восстанавливаться. Но уже в ноябре и в январе-мае 2021 г. были введены новые ограничения – сначала как карантин выходного дня, а потом как полноценный «локдаун» во время которого не работало большинство спортивных центров (ограничения отличались в зависимости от области), и которые опять выбили фитнес-индустрию «из колеи».
С точки зрения инвестиций в фитнес-услуги, потенциальному предпринимателю следует учитывать следующее:
- карантинные ограничения. Уже сейчас прогнозируется ухудшение ситуации с заболеваемостью в Украине, что в свою очередь приведет к новым ограничениям в осенне-зимний период. Возможны послабления для людей, которые прошли вакцинацию. Это позволит залам работать, но посещаемость может снизится, что в свою очередь приведет к увеличению периода окупаемости для нового фитнес-центра. Худший сценарий – полный локдаун, во время которого новому предпринимателю, для того чтобы «выжить», могут понадобится дополнительные инвестиционные средства.
- аренда. Когда были введены первые карантинные ограничения, самой острой проблемой стала арендная плата, которую нужно было выплачивать несмотря на отсутствие дохода. Некоторым операторам удалось договорится о льготах. Те, кто не договорился, либо полностью закрылся, либо переехал. Сейчас, для нового игрока, рекомендуется еще на этапе оформления аренды проговаривать условия сотрудничества в случае новых ограничений.
- целевая аудитория. ЦА является ключевым моментом, отталкиваясь от которой уже и стоит думать о локации, формате и направлениях работы будущего фитнес-зала. Так, ориентируясь на население с высоким доходом, нужно открывать фитнес клуб премиум сегмента возле бизнес центра с бассейном, SPA-комплексом и перечнем дополнительных услуг.
- локация. Желательно чтобы фитнес-клуб был либо по дороге потенциального клиента «работа – дом», либо находился недалеко от работы/дома. В большинстве случаев люди не готовы тратить на дорогу в фитнес-центр много времени. Для абсолютно нового клуба хорошим вариантом будет место недалеко от торгового центра, бизнес центра или жилого комплекса. Пешая доступность к метро или остановкам общественного транспорта – также станет дополнительным преимуществом.
- потребительские предпочтения. Согласно опросам, выбирая фитнес клуб, отечественные потребители обращают внимание на следующие факторы:
Факторы, на которые обращают внимание потенциальные посетители фитнес клубов
- концепция работы фитнес-заведения и его уникальность. Рынок развивается довольно активно, и с каждым годом появляется все больше заведений, что увеличивает конкуренцию среди игроков. Для того, чтобы привлечь потенциальных клиентов уже мало открыть просто зал с разными тренажерами. Важно иметь продуманную концепцию, которая позволит клубу качественно отличаться от других игроков рынка.
Сам по себе рынок фитнес услуг на протяжении последних лет развивался довольно активно. В 2020-2021 гг. главными преградами стали именно карантинные ограничения. В дальнейшем же, с ослаблением влияния пандемии на жизнь людей, спрос восстановится. Поэтому, для предпринимателей, которые просто планируют развивать действующую сеть, целесообразность инвестиций в фитнес услуги зависит от популярности клуба, а также внутренних финансовых возможностей.
С точки зрения нового игрока, можно рассматривать два варианта инвестиций в фитнес-услуги: открытие собственного фитнес-центра и покупка франшизы.
Первый вариант подходит для тех потенциальных предпринимателей, которые уже имеют видение будущего фитнес клуба, форматов его работы и целевой направленности. Само по себе создание нового бизнеса – дело не простое. Оно требует значительной подготовительной работы для развития узнаваемости и появления базы потенциальных клиентов, способных обеспечить бесперебойное функционирование зала. С точки зрения инвестиций – минимальные вложения составляют в среднем $50000, из которых весомая доля приходится на закупку оборудования. Главная проблема, с которой сталкиваются предприниматели с точки зрения развития – это неизвестность бренда, что в свою очередь может отобразится на окупаемости проекта. Управленческий опыт – также немаловажный фактор. Ведь если раньше потенциальный предприниматель не работал в сфере фитнес-услуг, он может допустить первые ошибки еще на этапе выбора оборудования или тренерского состава. В таких случаях нужно будет нанимать человека с опытом ведения этого бизнеса, либо же привлекать бизнес-консультанта.
Второй вариант инвестирования для нового предпринимателя, который раньше не работал в этой отрасли и имеет поверхностное представление о самой сфере фитнес-услуг, или же для бизнесмена, который уже на начальных этапах не хочет заниматься активным развитием узнаваемости бренда – это франшиза. Если посмотреть с точки зрения масштабирования, то в Украине практически все сети, которые имеют более 10 точек, развиваются по франшизе. Самыми яркими примерами являются Sport Life, Atletico и Малибу.
Средние инвестиции в фитнес-клуб, зависимо от формата зала, спектра предоставляемых услуг, города развития, могут колебаться от $1500 до $75000. Дополнительно платится одноразовый паушальный взнос (порядка $5000-$20000) и роялти – до 7% от оборота.
Преимуществами франчайзинга являются не только бренд и узнаваемость, но и поддержка франчайзера, которая может включать в себя помощь с подбором помещения, закупку и облуживание оборудования, помощь с подбором персонала, а в некоторых случаях и его обучение. Но самым важным преимуществом является предпринимательский опыт: за годы работы на рынке, франчайзеры сталкивались с различными трудностями и отрабатывали свою бизнес-модель в разных городах, на разных локациях, и в разных форматах работы фитнес-заведения. Они знают, как правильно решить или предотвратить те или иные проблемы, тем самим сэкономив время и деньги.
В отличии от собственного фитнес клуба, франшиза не дает той свободы в выборе формата работы и организации процессов. Более того, франчайзинг сам по себе предусматривает стандартизацию – франчайзи получает книгу стандартов, где описаны все бизнес-процессы, скрипты общения с потенциальными клиентами, и даже требования к внешнему виду сотрудников. Но в условиях постоянных «сбоев в работе» финтес-центров из-за карантинов, эксперименты в управлении – довольно дорогое удовольствие.
Как и другие виды деятельности, инвестиции в рынок фитнес услуг имеют свои преимущества и недостатки. На фоне пандемии, открытие абсолютно нового центра может быть довольно рискованным из-за больших начальных инвестиций и нестабильного спроса. К тому же, не стоит забывать о потребности в довольно дорогом рекламном продвижении, которое особо необходимое на начальных этапах работы. Франшиза в этом случае менее рискованная инвестиция, поскольку требует меньше начальных капиталовложений, а сам фитнес клуб является узнаваемым среди потенциальной аудитории.