Стоит ли инвестировать в яблочный бизнес?

Стоит ли инвестировать в яблочный бизнес?

Артем Чёрный, коммерческий директор и соучредитель компании MOST о перспективах инвестирования в яблочный бизнес

Яблочный бизнес с каждым годом привлекает к себе все больше внимания фермеров и простых предпринимателей. Предлагаем разобраться выгодны ли яблочные сады в Украине и что стоит учитывать инвестируя в этот вид бизнеса.  

 По состоянию на 2020 г. в Украине площадь садов достигала 94,6 тыс. га, из которых 85 тыс. га – насаждения в плодоносном периоде.

Исходя из географии Украины, можно отметить, что яблочная отрасль развивается в основном в Центрально-Западном регионе. Больше всего насаждений сосредоточено в Винницкой (16,5 тыс. га), Черновицкой (9,1 тыс. га), Хмельницкой (7,5 тыс. га) и Закарпатской (7,4 тыс. га) областях. В общей структуре на них приходится 47,6%. Развитию яблочного бизнеса здесь способствуют благоприятные погодные условия и подходящая почва.  Меньше всего насаждений в Николаевской области (1 тыс. га). Говоря о тенденциях – площадь под яблоками в 2015-2020 гг. сократилась на 12,6%. Можно выделить две основные причины сложившейся ситуации. Первая, это то, что весомая доля промышленных садов была заложена довольно давно и на текущий момент яблони уже не продуктивны. Вторая причина скрыта в урбанизационных процессах: если посмотреть на структуру площадей, то на предприятия приходится всего лишь 33,2%, тогда как остальные 66,8% - на хозяйства населения. Поэтому сокращение количества сельского населения отражается на показателях отрасли.

Больше всего уменшилось площадей в Харьковской (-50%), Луганской (-36,36%) и Черкасской (-36%) областях. Увеличились площади только в трех областях – Херсонской, Тернопольской и Львовской.

Снижаются и объемы производства – после рекордного урожая в 2018 г. в 1,4 млн тонн, показатели сократились до 1,1 млн тонн. Но здесь стоит учитывать и сезонный характер, и погодные условия. 

Источник: данные Государственной службы статистики Украины

Садоводство отнюдь не самый легкий бизнес. Здесь существует много рисков, среди которых погодные, производственные, ценовые.

  • погода – плодоовощной бизнес подвержен жесткому влиянию погодных условий. Так, например, сильные заморозки в мае могут привести к потере соцветий, и к потере урожая в конце концов. Дождливое лето способствует развитию разных болезней, которые делают яблоки непригодными для экспорта или продажи в магазине, единственным выходом остаются заводы по переработке, которых в Украине не так уж и много.
  • как бы это парадоксально не звучало, но и большой урожай яблок в Украине и мире – это также риск для производителей. Основная причина здесь кроется в цене на этот фрукт. Чем выше показатели производства, тем более перенасыщенным становится рынок. Например, в рекордный 2018 г. фермера в сентябре не могли продать яблоки и по 2 грн/кг., а некоторые производители озвучивали, что реализовывали выращенный товар по 75 коп./кг. Немного лучше была ситуация с десертными яблоками – их могли продать в среднем по 7-8 грн. В 2019 г. ситуация улучшилась, а цена поднялась до 10-11 грн/кг. В 2020 г. цена выросла уже до 12-13 грн./кг. Тем не менее, если учитывать те инфляционные процессы, которые наблюдались в последние годы, такой рост нельзя назвать весомым. К тому же, рост цен на отечественное яблоко способствует импорту более дешевого продукта с Польши или Молдовы.

В периоды, когда предложения значительно превышает спрос, а цена становится настолько низкой, что реализация продукции попросту не перекрывает расходы на производство фермеры попросту выбрасывают или даже не убирают яблоки. Почему? Просто это значит, что до уже убыточного производства нужно добавить еще и расходы на оплату труда сезонным сотрудникам и расходы на логистику. В том же рекордном 2018 г. сразу несколько крупных производителей заявили о своих намерениях избавиться от части продуктивных яблочных садов. С еще более сложной ситуацией столкнулись и мелкие производители.

  • Украина как рынок сбыта для стран Европы, в частности для Польши. Так, на протяжении последних лет наблюдался рост импорта яблок в Украину, а по итогу 1 пол. 2021 г., показатели импорта уже превысили результаты 2020 г. Основным поставщиком яблок является Польша. В 2019 г. на долю этой страны приходилось 99%, в 2020 г. общие поставки снизились на 50%, а доля Польши составила 86%. В 2021 г. эта страна по-прежнему останется лидером. Несмотря на рост импорта, на протяжении 2019-1 пол. 2021 гг. увеличились и экспортные поставки.

ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЯБЛОКАМИ В 2019 – 1 ПОЛ. 2020 Г.

Показатели экспорта яблок из Украины в 2019 – 1 пол. 2020 г.

 

Показатели импорта яблок в Украину в 2019 – 1 пол. 2020 г.

 

Источник: данный Государственной службы статистики Украины

  • Украинский рынок яблок частично зависит от ситуации на мировом рынке. Среди ключевых тенденций здесь можно выделить рост конкуренции, увеличение производства и снижение торговли. Это объясняется тем, что все больше стран может самостоятельно удовлетворять внутренний спрос. Стабильный спрос остается на яблока «премиум» сегмента.

Говоря о том, выгодно ли в Украине заниматься производством яблок, нужно изначально понимать цель производства и рынок сбыта. Например, если предприниматель хочет экспортировать продукцию за границу, то прежде всего нужно изучить спрос, предпочтения, требования к продукции и логистику. Казалось бы, это же яблоко, разве оно не потребляется везде? Тем не менее, в каждой стране есть свои предпочтения касательно сортов: где-то любят Джона Голд, а где-то Айдаред.

С другой стороны, не изучив особенности рынка, начав выращивать яблоки для рынка Европы, предприниматель неожиданно для себя может открыть конкурента в лице польского производителя. Или же столкнуться с необходимостью наличия ряда сертификатов, относительно технологии производства и хранения, необходимых для экспорта в страны Европейского Союза.

Другой пример, производитель нацелился на рынок Китая. Но три года спустя, когда партии уже почти готовы, обнаруживает для себя, что логистические расходы очень велики, а договориться с местными сетями о покупке яблок невероятно сложно.

Среди факторов, которые способствуют развитию рынка яблок в Украине:

  • более 70% яблок являются техническими, на средний и премиум сегмент приходится не так много, тогда на протяжении последних лет именно сортовые яблоки набирают популярность среди украинцев. Некоторые эксперты даже отмечают дефицит качественного яблока на рынке.
  • наблюдается рост потребления яблок на внутреннем рынке. С каждым годом показатели потребления в расчете на 1 человека увеличиваются. Если такая тенденция продолжится и в будущем, то это поспособствует увеличению спроса на внутреннем рынке.
  • либеральная налоговая политика и система государственной поддержки садоводства в Украине: сумма государственной поддержки садоводства и виноградарства каждый год меняется, в 2021 г. с госбюджета было выделено 450 млн грн. Программа может частично покрыть расходы на закладку сада (покупка материала, саженцев, техники, работы по установке шпалеры), на технику и оборудование для обслуживания работы сада, строительство холодильных складов и сортировочных линий.

Яблочный сад. Территория 40 га, в Полтавской области

Как и любой другой бизнес, производство яблок должно быть разумным. Недостаточно просто посадить 10-20 га яблок и ждать, когда или если этот бизнес принесет прибыть. Стоит учесть следующие моменты:

- сезонность производства. Использование сортов с разным периодом созревания позволит получить первый урожай уже в средине лета, а закончить сезон ближе к концу октября. Летние яблоки помогут получить необходимые оборотные средства для дальнейшего сбора и хранения уже более дорогого ценового сегмента.

- наличие холодильных складов и сортировочных линий. Если о сортировочных линиях можно еще размышлять, то наличие складов – условие обязательное. Прежде всего, реализация продукции на пике ее производства в этом виде бизнеса не самое лучшее решение, поскольку цена в такие временные промежутки довольно низкая. К тому же, правильное хранение поможет сохранить урожай на довольно длительный период, тем самым снизить влияние сезонности реализации.

-  весомым преимуществом могут быть мощности по переработке яблок. Такой шаг позволит предпринимателю минимизировать риски, связанными с падением цен вследствие переизбытка производства или сезонностью производства. Так, в случае переизбытка предложения на рынке – фермер может распределить какую долю урожая ему выгодно продать, а какую переработать. Если же урожай довольно хороший и цена на рынке приемлемая, то такой предприниматель может свое яблоко продать, а для перерабатывающего завода закупить более дешевое сырье.

Как и любая деятельность, яблочный бизнес имеет свои преимущества и недостатки. И рентабельность этого бизнеса в первую очередь будет зависеть от подхода самого предпринимателя. Вкладываясь в яблочные сады, нужно заранее сделать анализ, определится с сортами, потенциальными объёмами производства, направлениями сбыта – будет ли это экспорт, либо же продажа в магазины, или же реализация на переработку. Важным является и технологическое оснащение – внедрение капельного орошения, шпалер и других технологических решений, способствующих снижению рисков от погодных условий. 

Автор: Артём Чёрный, соучредитель, коммерческий директор компании MOST 

Читайте также