Тонкости развития бизнеса в сегменте детского образования: куда стоит вкладывать деньги?

Тонкости развития бизнеса в сегменте детского образования: куда стоит вкладывать деньги?

Каковы преимущества и недостатки инвестирования в сферу детского образования?

На протяжении последних лет интерес к дополнительным образовательным услугам вырос – с одной стороны появлялось все больше образовательных центров и курсов для детского развития. Помимо этого, в таких городах как Киев, возникала еще и другая проблема – нехватка мест в государственных детских садах в связи с интенсивной застройкой города, что привело к развитию частного рынка – появлялись центры раннего детского развития. 

Все чаще украинские родители задумываются о всестороннем развитии ребенка, а также обучении чему-то прогрессивному и актуальному – они отдают предпочтение обучающим центрам с интересными новыми методиками, подходами к обучению, техниками вовлечения ребенка. Современные родители уже не стремятся отвести ребенка в школу или садик, чтобы он просто был чем-то занят весь день, а кружки и клубы «юного математика» или «физика» в современном мире уже не очень актуальны.

Целевой аудиторией для центров дополнительных образовательных услуг являются дети дошкольного, среднего и подросткового возраста. В 2019/20 учебном году их численность составляла почти 5,37 млн. детей, из них - 1,23 млн дошкольного возраста (23%), 4,14 млн – школьного и подросткового возраста (77%).

Диаграмма 1.

Тонкости развития бизнеса в сегменте детского образования: куда стоит вкладывать деньги?

СТРУКТУРА ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ЦЕНТРОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ, В 2020 ГОДУ

Источник: данные Государственной службы статистики Украины, аналитического портала МОУ

Рынок дополнительных образовательных услуг для детей в Украине состоит из двух сегментов:

  • государственный – представлен детскими центрами творчества, клубами и кружками по интересам, функционирующих на базе районных и областных отделов образования и дворцов культуры. Такие центры являются неприбыльными организациями и финансируются из государственного или местного бюджета. Чаще всего для детей они бесплатные, поэтому оценить емкость этого сегмента возможно только с точки зрения количества центров, а также детей, посещающих их. Тем не менее, стоит учитывать, что на данный сегмент все же приходится часть аудитории.
  • частный – состоит из частных детских образовательных центров, клубов конструирования и инженерии, языковых и бизнес школ для детей, творческих центров и модельных студий.

Как и большинство направлений, представленных в сфере услуг, сфера образовательных услуг поддалась влиянию пандемии COVID-19. В свою очередь это привело к замедлению развития рынка, особенно в начале пандемии. В это время все операторы рынка условно разделились на четыре категории:

- предприятия, которые смогли оперативно перенести все занятия в онлайн. Проще всего перестроится в онлайн оказалось языковым школам. Аудио курсы и уроки через Skype – удаленный формат уже давно присутствовал в данном направлении. Упрощало ситуацию и то, что для проведения занятий не требовалось дополнительного оборудования или уникальных инструментов. Последовали примеру школы финансовой грамотности и IT – школы;

- операторы, которые частично перенесли занятия в онлайн, тогда как направления, по которым не было видения дальнейшего развития – закрыли;

- предприятия, которые не понимали, как правильно организовать онлайн-обучение по своей методике, поэтому меняли методики, количество групп и детей в них;

- операторы, которые полностью приостановили деятельность и попросту ожидали завершения карантина.

Последние две категории характерны для образовательных центров, которые проводят занятия по STEM-методикам и конструированию, а также занятия по некоторым направлениям искусств. Из-за того, что занятия не проводились – некоторым даже приходилось возвращать деньги за наперед проплаченные курсы.

Каждый рынок по-своему уникальный. Первым шагом по оценке привлекательности направлений образовательных услуг может стать анализ поисковых запросов в интернете. Так, если проанализировать динамику поисковых запросов за 2019-февраль 2021 гг., то можно отметить:

- спрос на онлайн образование растет в зимний период;

- резкий скачок интереса к онлайн сегменту в апреле 2020 г., связанный с карантинными ограничениями. По этой же причине спрос на другие услуги просел, а количество запросов в апреле, по сравнению с мартом, в зависимости от направления снизилось от 12% до 45%.

- рост интереса к STEM-образованию в марте 2021 г., по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. снизился на 24,8%, но по сравнению с 2019 г. – вырос на 28,2%. Таким образом, наблюдается общая тенденция по росту спроса, которая была «приостановлена» карантинными ограничениями.

- популярными поисковыми запросами являются и подготовительные курсы для учеников 10-11 классов. Рост в 2020 г. частично связан с переходом школьников на дистанционную форму обучения. Таким образом, с одной стороны у детей появилось больше времени для дополнительного образования (преимущественно в онлайн), с другой стороны, родители переживали что дистанционное обучение менее качественное, а поэтому для того, чтобы их дети хорошо сдали экзамены, занялись поиском курсов подготовки.

- в разрезе запросов на курсы иностранного языка, лидером остается английский. Помимо него, наблюдается интерес к чешскому и японскому.

График 1-2

ДИНАМИКА ПОИСКОВЫХ ЗАПРОСОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В 2019-ФЕВРАЛЕ 2021 Г.

 

Тонкости развития бизнеса в сегменте детского образования: куда стоит вкладывать деньги?Тонкости развития бизнеса в сегменте детского образования: куда стоит вкладывать деньги?

Источник: Google Ads, аналитика MOST

Среди рисков, с которыми может столкнуться предприниматель при выходе на рынок могут быть:

- неправильное место расположение. Если центр детского развития будет находится в «труднодоступном» месте, далеко от целевой аудитории, то надеяться на высокую посещаемость не приходится;

- падение спроса на услуги из-за перенасыщенности программ и последующего роста цен.  При попытке оказать широкий спектр услуг, и внедрить большое количество направлений и преподавателей, стоимость обучения детей в центре может оказаться достаточно высокой, что в свою очередь может привести к уменьшению спроса и сужению целевой аудитории;

- частое изменение трендов в методологиях и подходах к обучению. Если не следить за тенденциями, то растет риск, что через некоторое время услуги «устареют»;

- снижение уровня дохода населения. Несмотря на то, что для многих людей образование их детей – приоритет, тем не менее со снижением доходов, падает и спрос на услуги;

- некачественный ремонт, оборудование, зонирование помещения приводят к снижению спроса. Многие люди очень щепетильно подходят к выбору места времяпрепровождения своих детей. Ремонт и внешний вид помещений – это первое, что видят родители, посещая потенциальный центр развития для их детей.

Можно ожидать, что в будущем, для усиления конкурентных преимуществ, центры будут все сильнее присматриваться к зарубежному опыту. Сейчас популярные методики работы:

- билингвистическая среда (обучение проводится сразу на иностранном языке);

- круглосуточная работа, 24/7 (среди центров общего развития ). В странах СНГ популяризируются круглосуточные детские сады и центры развития, в которых родители могут оставить своих детей на несколько дней.

Исходя из структуры спроса и предложения на рынке, потенциал к созданию новых школ однозначно высокий. При планировании к открытию нового центра, стоить обратить внимание на следующие моменты:

  • с точки зрения потенциальных инвесторов, лучше всего обстоят дела в небольших региональных городах – там практически нет ни центров раннего развития, ни школ английского языка высокого уровня, ни тем более бизнес-школ или школ конструирования и программирования;
  • онлайн. С точки зрения родителей, главными преимуществами онлайн-обучения являются возможность обучаться в любом месте и в любое время, экономия времени на дорогу к школе/центру, а также возможность повторно посмотреть и разобрать материал. Среди недостатков – отсутствие «живого общения», высокая степень «диджитализации» ребенка. К тому же, из-за организации дистанционных занятий «на быструю руку» весной 2020 г., практически 50% детей потеряли вовлеченность и, соответственно, интерес к занятиям. В некоторых школах, онлайн-курсы стоят дешевле, что частично связано с более низким качеством услуг: преподаватели не имеют возможности так же проконтролировать весь процесс, как при живых встречах. Тем не менее, нельзя отбрасывать онлайн-сегмент, который с каждым годом только укрепляется.
  • среди платформ, на которых проводится обучение, чаще всего в Украине пользуются Google Classroom, Zoom, Youtube. В более 50% случаев используется как минимум 2 и больше платформы, и в дополнение еще и социальные сети. Среди мессенджеров и социальных сетей, по частоте использования, в учебных целях, лидером является Viber и Facebook.
  • в структуре предложения, доминируют частные центры – широкого профиля и английского языка. И, судя из ситуации, спрос на эти направления останется стабильным.
  • новыми популярными направлениями являются STEM-школы и IT-клубы для детей. Под влиянием глобальных трендов развития и стремительного роста занятости в этих направлениях, все больше родителей хотят уже с детства вовлечь детей в профессии, связанные с наукой, технологиями, инжинирингом и математикой, программированием, а также финансами и ведением бизнеса. Также прогнозируется укрепления позиций бизнес-школ для детей, направления конструирования и творческих клубов.  

Автор: Неля Онищенко, ведущий маркетинговый аналитик компании MOST

Читайте также