Пока во всем мире растёт многотрилионная индустрия климатических технологий, в Украине “зелёная” экономика только формируется. По данным исследования Bloomberg New Energy Finance, в прошлом году инвестиции в “чистую” энергию глобально достигли показателя в $332,1 млрд. Уже 5 лет подряд объём инвестиций в “зеленую” энергетику превышает показатель в $300 млрд, а объём cleantech-рынка оценивается приблизительно в $4 трлн.
В Украине этот рынок пока что очень скромен, хотя и с большим потенциалом к развитию. Согласно данным главного экономиста ЕБРР Мартина Поспишила на IV квартал 2018 года, «зелёный» экспорт Украины составлял $350 млн, в то время как «зеленый» импорт составлял около $700 млн. И если благородная цель спасения планеты не является достаточно весомым аргументом, чтобы убедить вас инвестировать в “зелёные” компании, подумайте о преимуществах для первопроходцев климатического бизнеса в Украине.
Что кроется за инвестированием в “зеленый” бизнес?
Переход бизнеса на “зеленую” сторону практически всегда сопряжен с экономией энергии, а значит, и экономией финансов, — это очень удачное совпадение интересов для нашей планеты. Ещё одно преимущество климатических решений состоит в том, что они возможны в любых, даже самых, казалось бы, неожиданных сегментах работы.
При этом, чтобы стать климатическим бизнесом или cleantech-инвестором не обязательно устанавливать в офисе солнечную панель или ветряную турбину — сократить свой углеродный след можно разными способами. Так, логистическая компания Meest Express использовала для этого “зелёную” математику: в 2018 году она получила грант от ЕБРР на доработку специального программного обеспечения, в рамках программы “Климатические Инновационные Ваучеры”, которую в Украине реализовывает Greencubator. Алгоритм выстраивает маршруты магистральных перевозок, минимизируя количество фур, необходимых для перевозки того же объёма груза. Меньше грузовиков — меньше выбросов. А всё дело в “умной” программе.
Сокращение ресурсоёмкости, отказ от сырьевых излишеств и “умное” потребление — главные “зелёные” тренды современности. Масштабирование таких технологий и позитивно сказывается на окружающей среде, и способствует росту КПД бизнеса.
Кроме того, ведущие компании регулярно встречаются на форумах для инвесторов в альтернативную энергетику, электротранспорт и прочие cleantech-направления. Портфолио украинского бизнеса украсит участие в Global Entrepreneurship Summit, Smart Mobility, SET Tech Festival и т.п., куда активно приглашают “зелёных” инвесторов.
Как начать “озеленять” бизнес?
Вхождение украинских компаний в cleantech-индустрию базируется на трёх основных мотивирующих эмоциях: интерес, страх и жадность. С интересом все просто: что такое “зеленые” технологии, чем они интересны и выгодны моему бизнесу?
Страх — когда у владельца начинают возникать вопросы, связанные с изменением климата: какие риски оно несёт для бизнеса или для региона, в котором я работаю? Выдержит ли моя агрокомпания новый температурный режим? Выдержит ли энергосистема города новые экстремальные летние температуры? Насколько продуктивными будут работники, дышащие выхлопами устарелой электростанции, или мне придётся слишком много тратить на медицинское страхование? Бизнесу уже пора адаптироваться к изменению климата, а не только противостоять ему. Адаптация составит огромный сегмент современной экономики, к которому следует приобщаться.
Третья составляющая — жадность. Компании видят, что их конкуренты уже зарабатывают на климатических разработках, и хотя включиться в соревнование. Климатические решения, как правило, — это системы и технологии с высокой добавленной стоимостью. Делать алюминий выгоднее чем добывать глинозем для алюминия. Но производить самолеты радикально выгоднее чем делать алюминий. Это — элементарный подъём в цепочке добавленной стоимости.
К сожалению, на украинском рынке энергетики чаще звучит “тарифная” дискуссия, чем обсуждение, к примеру, необходимости проведения энергомониторинга всеми участниками рынка, как частными, так и государственными. Однако, определённые сдвиги наблюдаются и в этом направлении. Так, для Укрпочты компания V.A.Solution разрабатывает программу для отслеживания и анализа энергопотребления и энергоэффективности коммерческих помещений. Это решение помогает осуществлять энергомониторинг всех почтовых отделений страны. По официальным данным, Укрпочта сегодня объединяет более 12 800 объектов почтовой связи, суммарной площадью более 1 млн кв м. Энергоэффективность ранее не была в приоритете работы госпредприятия, но это меняется. Кроме радикального сокращения чека за энергопотребление, благодаря “зелёному” продукту V.A.Solution компания также сократит свой углеродный след.
Как развиваются “зеленые” стартапы в Украине?
У украинского рынка климатических технологий есть преимущество, в сравнении с другими, более развитыми рынками устойчивых технологий. Мы можем проскочить определённый этап и учесть работу над ошибками других стран. В деловой литературе это называется “Leapfrogging”. Используя опыт и удешевление систем и технологий, которые уже сформировались в странах Европы и мира, мы можем перейти от идеологии 1980-х годов сразу к построению энергетических систем на принципах диджитализации, децентрализации и декарбонизации. Однако, для такого перехода должно быть достаточно компетенции и чёткий фокус на создании “зелёного” ВВП.
В Украине сегодня есть несколько бизнес-инициатив, сосредоточенных на поддержке именно климатических решений. Так, ЕБРР при финансировании Евросоюза выделил 1 млн евро на программу “Климатические Инновационные Ваучеры”. В рамках этой программы в 2017-2019 гг. 31 украинская компания получила гранты на “зелёные” разработки в самых разных секторах экономики: промышленность, аграрный сектор, электротранспорт, “умный” дом, энергоэффективность, фармацевтика. Все эти компании теперь формируют “зелёную” экономику страны.
Ещё один вариант, как найти климатические стартапы для инвестирования или партнерства — отслеживать тематические конкурсы. Сейчас в Украине идёт приём заявок на самый большой в мире конкурс “зелёных” бизнес-идей ClimateLaunchpad. Участники пройдут обучение и подготовку в буткемпе с опытными менторами, а двое победителей отправятся представлять Украину на глобальный финал, чтобы защитить свою идею перед мировым климатическим сообществом. А те инвесторы, которые поддержат стартапы и сам конкурс в Украине, получат доступ к бизнес-аудитории и профильному нетворкингу на международном финале ClimateLaunchpad.