Ошибка № 1: Не нанимать сотрудников
У некоторых начинающих предпринимателей есть ограничивающее убеждение, что им не по карману нанять первых сотрудников, и поэтому они делают все в одиночку. Чаще всего это приводит к «выгоранию» основателя, ведь работы всегда больше, чем времени. Фаундер тратит время на рутинную работу вместо того, чтобы искать стратегические точки роста в бизнесе.
Рано или поздно бизнесу подвернется отличная возможность для скачка, но загнанный руководитель не сможет воспользоваться ею. Если выполнение большую часть времени предпринимателя занимают задачи, которые можно делегировать без потери качества — пора нанимать первого сотрудника.
NB: Речь идет о работнике, который будет непосредственно участвовать в создании прибыли, но не о «инфраструктурных» позициях.
Ошибка № 2: Слишком долго не привлекать инвестиции
Необходимость привлечения внешних средств для масштабирования выявляется практически сразу. Если за первые полгода быстро развиваться только за счет прибыли или вложений основателей не получается, то вряд ли ситуация кардинально изменится через год или полтора. Чтобы проект не умер «по пути», есть смысл использовать финансовый рычаг.
Иногда основатели ведут дела размеренно и слишком беспечно, пока есть запас средств на операционную деятельность. Это могут быть первичные вложения или инвестиции первого раунда, но смысл один и тот же: запас денег действует расслабляюще — как теплая ванна. Подобно лягушке, которая сварилась в постепенно нагревающейся воде, основатели не замечают момента, когда финансовый дефицит застает врасплох.
NB: Стоит учесть, что привлечение инвестиций на более поздних стадиях всегда занимает дольше времени, поэтому фандрейзинг следующего раунда нужно планировать заранее.
Ошибка № 3: Неполная команда
Основатель, сочетающий в себе качества технаря, продажника и администратора — большая редкость. Как правило, начинающие предприниматели обладают одним сильным качеством. Очень часто основателями стартапов становятся два технических специалиста, которые решают сделать из результата своего технического творчества бизнес.
Когда приходит время организовывать работу и продавать, команда с неполным набором компетенций нанимает недостающего специалиста. Но иногда наемный менеджер не имеет такого же авторитета и возможности влиять как основатели, поэтому сбалансированной стратегии развития не получается.
Кроме того, наемный сотрудник никогда не будет вовлечен в успех предприятия так же сильно, как основатели. Так что, если найдете настоящий талант — дайте долю в стартапе, чтобы получить 100% его времени и внимания.
NB: Опыт и знания команды чрезвычайно важны для инвесторов. Так что перед тем, как идти за инвестициями — доукомплектуйте команду.
Ошибка № 4: Масштабный пиар, когда продукт не готов
Иногда случается, что сама бизнес-идея становится вирусной, и о стартапе хотят рассказать множество СМИ. Обычно над несколькими первыми появлениями в медиа основателю приходится попотеть, но последующие освещения в СМИ появляются одно за другим, а популярность растет как снежный ком.
Звучит неплохо? Только не для стартапа, который не готов принять такое количества трафика и масштабироваться. Бешеная популярность без готового продукта влечет репутационные риски. Начиная информационную кампанию, убедитесь, что сможете использовать популярность на пользу дела.
NB: Как минимум, приведите в порядок сайт и социальные сети, чтобы заинтересованные клиенты и партнеры смогли оставить контактные данные или подписаться.
Ошибка № 5: Забывать о зарплате СЕО
Когда основатель сам управляет бизнесом (а в стартапах так и случается чаще всего), в порыве энтузиазма забывают назначить ему зарплату, считая, что и без этого расходов слишком много. Со временем без финансового вознаграждения наступает усталость.
Зарплата управляющего партнера позволяет ему полностью сосредоточиться на проекте и не искать подработки на стороне.
NB: Планирование зарплаты основателю в ежемесячных расходах — правильно для построения реалистичной финансовой модели. Если в себестоимости продукта не учтена оплата труда, то сформулированная себестоимость, скорее всего, занижена и не отвечает действительности рынка. Эта ошибка обязательно всплывет во время масштабирования.
Ошибка № 6: Сотрудничество без контракта
Несчетное число партнерств в бизнесе распадается в первый год существования проекта. Особенно болезненным расставание с деловым партнером бывает, когда взаимоотношения не зафиксированы в договоре. Никто не хочет прогнозировать ссору в начале предприятия, но договариваться всегда лучше на берегу.
Письменный договор с прописанными правами и обязательствами становится спасательным кругом в конфликтных ситуациях, потому что ясно определяет алгоритм действий для каждого из партнеров. Сотрудничество без договора похоже на брак после первого свидания: все надеются на happy end, но ожидания партнеров относительно друг друга не ясны.
NB: Заключайте договор о сотрудничестве, ведь в конечном итоге в бизнесе выживают только параноики.
Ошибка № 7: Считать, что продукт — это уже бизнес
Такое заблуждение чаще всего свойственно основателям-технарям, которые многие месяцы работают над прибором или программой, полагая, что готовый образец — это 90% готовности перед запуском. Маркетинг, продажи, юридическое оформление, найм и управление персоналом, исследование рынка, отношения с инвесторами — все это вынесено за скобки, когда IT-шник увлечен созданием продукта.
Без сооснователя, который сможет найти бизнес-модель и заставить ее работать, продукт отправляется в коробку на антресоли.