Двери в Европу – как выйти на зарубежный рынок, оставаясь украинской компанией

Двери в Европу – как выйти на зарубежный рынок, оставаясь украинской компанией

×
1682 Евгений Баздырев / Pioneer

Двери в Европу – как выйти на зарубежный рынок, оставаясь украинской компанией

  • Основатель дизайн-студии Pioneer Евгений Баздырев делится своим опытом масштабирования

Еще одна история успешного вывода компании за рубеж. На этот раз – дизайн-студия Pioneer решила открыть филиал в Польше, Бельгии и Нидерландах, оставив главный офис в Украине. Что из этого получилось и как все это выглядит – рассказывает основатель и генеральный директор компании Евгений Баздырев.

 

 Моя история начинается в небольшом городе Житомир, из которого я переехал 11 лет назад, буквально сразу после института. Перед переездом я успел несколько лет поработать дизайнером в рекламных агентствах и дизайн студиях. Спрос на дизайн был не большой, и я достаточно быстро осознал, что обслуживаю практически половину потребностей города. Это была не самая приятная новость для меня, так как возможностей для развития в то время практически не было. Я принял решение переезжать в Киев и буквально на следующей неделе уже вышел на работу, на должность дизайнера в одну из больших столичных компаний. Переезжал, грубо говоря, с рюкзаком на плечах, без четкого понимания, где буду жить, как добираться и из-за резкого переезда частично разорвал отношения с житомирскими проектами. Возвращаться было некуда. И тогда, и сейчас мною двигала жажда добиваться, развиваться, побеждать. С тех пор прошло много лет, я успел поработать и в рекламных агентствах, дизайн студиях, международных компаниях. Везде первым критерием был опыт, который я могу получить от трудоустройства, и лишь потом денежное вознаграждение. 7 лет назад я оказался перед выбором: идти в найм в очередной раз или рискнуть и осуществить давнюю мечту – открыть свою студию. В те кризисные годы выбрать второй вариант было крайне сложно, но я все-таки решил рискнуть и открыть собственный бизнес.

Первые полгода существования дизайн студии Pioneer были очень тяжелыми, получение каждого нового клиента – это отдельная история. Думаю, в тот период даже у тогдашних лидеров направления дела был совсем не сахар. Про предварительные исследования глубины рынка и тенденций даже речи не шло. Рынка просто не было. Но дальше пошло веселее. Появились и клиенты, и наемные работники, и рост стал гораздо стремительнее.

Обороты студии росли, появлялись новые заказчики. Я шел и иду до сих пор на поводу у своей одной большой мечты – построить большую и успешную международную дизайн студию. В конце прошлого года мы начали масштабирование. Впереди Европа. Все идет хорошо, все идет по плану.

Сегодня Pioneer – студия с профессиональным подходом к творческому процессу и гарантией наивысшего качества. За пять лет работы на украинском рынке помимо основного профессионального состава студии мы реализовали множество проектов в рамках сотрудничества с ведущими зарубежными специалистами в области дизайна.

На сегодняшний день мы формируем офис в Польше, уже принимаем заказы от польского заказчика. Дальше по плану – Бельгия и Нидерланды. Пока так, возможно, в процессе появится вариант, от которого мы не сможем отказаться. В любом случае, мы открыты к диалогу.

Основным преимуществом открытия представительства в Польше является географическая близость стран, что позволяет с легкостью контролировать рабочий процесс. Что касается продвижения студии, то чаще всего клиенты приходят по рекомендациям предыдущих заказчиков. Сейчас планируем запустить рекламную кампанию, чтобы окончательно обосноваться на рынке. Оплата профессиональных услуг дизайнера в Польше, безусловно, выше, чем в Украине, и отличается на треть от средней украинской цены.

Конечно, в Польше есть своя специфика работы. Можно с уверенностью назвать пять самых ярких особенностей:

  • В Польше потенциальный потребитель более подготовлен. Он больше ориентируется в вопросах дизайна, чем украинские потребители, за счет чего построить коммуникацию с польским клиентом не составляет особого труда.
  • Для поляка гораздо большее значение имеет эффективность дизайна и эстетика, чем желание «понравиться». Кстати, с точки зрения вкуса и предпочтений – поляки близки к украинцам.
  • Также стоит отметить ментальную схожесть отечественного и польского рынков, единственное отличие – масштаб (последний гораздо больше украинского).
  • Тем не менее, несмотря на размер и возможности, конкуренция на польском рынке существенно ниже, чем в других странах Европы.
  • В процессе открытия представительства в Польше мы столкнулись с высокой стоимостью аренды польской недвижимости – это, пожалуй, основной недостаток, бьющий по карману украинского предпринимателя.

Когда открывается несколько офисов в разных странах, возникают определенные сложности работы. Для сферы бизнеса вроде нашей необходимо иметь хорошую CRM систему, чтобы сохранить четкость выполнения задач. Благо, сейчас на рынке их представлено достаточно много. Есть очень хорошие решения. Есть возможность выбора или доработки чего-то готового под конкретные задачи вашего бизнеса. На самых первых порах достаточно прямого номера телефона и говорящего на том языке специалиста. В будущем – этот человек становится представителем там. Идеальный вариант – когда с той стороны есть партнер с хорошим стажем работы на локальном рынке. Знание языка, ментальности и понимание бизнес-процессов – факторы, отыгрывающие не последнюю роль.

Оставить центральный офис в Украине я решил по нескольким причинам. В первую очередь, это экономия, связанная с организацией процессов. Офис, накладные расходы и т.д. Во-вторых – более низкий уровень зарплат у специалистов и возможность трудоустроить все-таки украинцев. Благодаря заказам из Европы мы повышаем квалификацию персонала, мы можем нанимать специалистов высшего уровня. От этого выигрывают все стороны. Европа, которая получает качественный продукт дешевле, чем у местных компаний, и Украина, которая получает современный продукт с учетом мировых трендов и тенденций за приемлемые деньги. То есть масштабирование помогает нам расти и совершенствоваться одновременно. Мы становимся лучше для наших клиентов и в Европе, и в Украине.

Когда вы стремитесь развивать компанию за рубежеом, при этом сотавляя главный офис в Украине, то не  получаете как таковых. Но и мы не стремимся работать исключительно ради них. Самый большой плюс, который дает нам такая двухполюсная работа – это приток клиентов. Украинскому рынку это дает возможность развиваться на более профессиональном уровне, используя ведущие европейские тренды в дизайне. Таким образом мы самосовершенствуемся. Покидать рынок родной страны мы не собираемся, так как считаем такой ход сродни предательству.

На самом деле, все, что вам нужно делать – это пробовать, пробовать и пробовать. Лучше начинать с чего-то небольшого, возможно, даже географически находясь еще в Украине. А дальше действовать по ситуации. В любом случае, шансы есть у всех. Чем раньше вы начнете, тем раньше у вас начнет получаться :)

 

Интервью подготовила Мила Лернер / InVenture Investment Group

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×