Сегодня многие предприниматели стараются запустить свой бизнес за границей. Наиболее удобной страной для украинцев стала Польша из-за своей территориальной, языковой и ментальной близости. Основатели успешной украинской компании «Ленточка» Андрей Бычковский и Максим Янкович дают советы по открытию бизнеса в Польше.
Скачок в развитии «Ленточки» начался несколько лет назад. Изначально мы находились в процессе постоянного, но небольшого роста, акцент делали на производство - длительный период оттачивали его и стремились к идеальной продукции. Когда добились результата, мы начали вкладывать свои силы и энергию в развитие. Первым нашим достижением был выход на европейский рынок через открытие компании в Польше. У нас свой бренд Cintapunto, который обслуживает клиентов со всей Европы и предоставляет им украинскую продукцию производства «Ленточки». Так своя компания в Польше стала первым кирпичиком в фундаменте дальнейшего развития. Следующим и пока что последним этапом нашего развития стало открытие собственного производства в Китае.
Мы решили выйти именно на польский рынок по нескольким причинам. Во-первых, это недалеко от Украины. Во-вторых, очень похожие языки: нам не составило особого труда за несколько месяцев разобраться в языке, чтобы было понятно, о чем говорит польский собеседник. Третий, немаловажный фактор, на который мы обратили внимание при выходе на рынок Польши, – это «приятный» инвестиционный климат и открытая польская экономика к украинскому бизнесу и инвестициям. Большое количество программ от ЕС, в которых может принимать участие любой предприниматель, получать финансирование, дотации и другие блага. Безусловно, привлекает схожий с украинским менталитет поляков. Все эти преимущества дали возможность без лишнего труда масштабировать нашу украинскую бизнес-модель на польский рынок.
В первую очередь Польша привлекательна прозрачным ведением бизнеса. Существует очень много программ для открытия бизнеса, его развития, масштабирования и т.д. – того, чего нет в Украине. Отсутствие коррупции, бюрократии при проведении сделок, прозрачные тендеры и закупки, простая процедура регистрации компании и система налогообложения, быстрый возврат НДС – все механизмы работают хорошо и налажено. Если бы это все работало в Украине – не было бы такого повального ухода капитала в Польшу.
Комнада "Ленточки" в Польше
Создавать бизнес в Польше не так уже сложно. Для начала, если бизнес строится с нуля, надо определиться с ответом на вопрос «где деньги?», то есть на каком рынке предприниматель хочет работать. Для этого, безусловно, надо ехать «туда», вариться «в той» среде и понимать что надо полякам, что им можно предложить и на чем можно заработать. В случае если бизнес уже готов и предприниматель хочет его масштабировать, достаточно приехать в Польшу, зарегистрировать компанию, получить полный пакет документов – это займет около трех дней и будет стоить примерно 200 евро. Если бизнес-модель отработана, можно приступать к работе.
В нашем случае на рынок Польши мы вышли очень быстро. Основные этапы – регистрация предприятия, наём сотрудников и собственно запуск. Первые клиенты появились сразу в силу востребованности товара. Кроме того, наш продукт – расходник, люди на него подсаживаются, и таким образом первый клиент становится постоянным.
Если сравнивать с украинским рынком, то можно смело заявить, что подводные камни в процессе работы здесь вообще отсутствуют. В Польше свободное течение и абсолютно никаких подвохов. Все очень четко: условия контрактов соблюдаются, клиенты честные, совершают оплату вовремя, НДС возвращается быстро. В случае если не устраивает работа налоговой или таможни, каждый может подать жалобу, после чего все проблемы решаются оперативно в режиме телефонного звонка, и что немаловажно – в пользу предпринимателей.
Мы не афишируем нигде наше украинское «происхождение». Но в любом случае оно не имеет особого значения, потому как потребителя обычно интересует только один параметр – соотношение цены и качества. За все время ни один клиент не поинтересовался, откуда наш товар вообще.
Первый совет для тех, кто хочет выйти на зарубежный рынок: если нет денег на наемный персонал, учи язык. В случае если вы располагаете собственными средствами или привлекаете инвестиции, стоить нанимать грамотных местных сотрудников со знанием русского/украинского для выполнения заданий.
Наша бизнес-модель предусматривала наем польских сотрудников. С персоналом абсолютно нет проблем. Кстати, в Польше есть очень хорошая программа: если предприниматель трудоустраивает студента, который только окончил вуз, то в течение года государство выплачивает за него зарплату.
Ну и совет, который мы даем всем: не надо много думать, просто бери и делай. Ныряй в океан и ищи свое течение. Или прыгай с небоскреба и по дороге собирай самолет :)
Интервью проводила Мила Лернер / InVenture Investment Group