С 28 февраля, через 4 дня после начала войны России и Беларуси против Украины, украинское правительство предоставило инвесторам возможность помочь бюджету материально, приобретя военные ОВГЗ общим номиналом до 400 млрд грн. Облигации являются особым видом кредитования, то есть теоретически любой инвестор в военные облигации вернет себе основную сумму и заработает определенные проценты. Но в военное время это способ не столько заработать, сколько поддержать армию и сохранить другие активы.
Во-первых, деньги, которые инвестор тратит на армию, укрепляют безопасность банковских учреждений, недвижимости и реального сектора, где вложены другие активы инвестора.
Во-вторых, вероятнее всего, расходы оборонной войны, которую ведет Украина, приведут к значительному обесцениванию гривни. В таких условиях существуют и лучшие способы сохранить богатство. Все они предусматривают выход из Украины, ведь риски вложений в экономику Украины во время войны включают риск разрушения, реквизиции, захвата и т. д., и страхование таких рисков в этот момент уже невозможно. За исключением страхования, инвестиции в подобные бумаги в таких регионах, как Кавказ, Ближний Восток, новая Восточная и Центральная Европа, Северная Африка, будут либо менее прибыльными, либо тоже рисковыми как из-за ограничений коронавируса, так и по соображениям безопасности. Если не сдерживать агрессию в Украине, локализованные военные конфликты могут возникнуть в других частях Евразии — это можно предположить из заявлений, звучавших в течение последнего месяца от стран, рядом с которыми РФ имеет военное присутствие. Так что вложения в оборону ключевой страны сейчас выглядят одним из самых надежных способов финансовой инвестиции наряду с поставками товаров, работ и услуг критического импорта для нужд Украины.
В-третьих, приобретение облигаций — это способ поддержать Украину в больших объемах, чем благотворительный взнос на спецсчет НБУ или счета благотворительных фондов. К тому же выпущенные государством ценные бумаги могут включаться в капитал банковских учреждений и портфелей инвестиционных фирм, поэтому с регуляторной и налоговой точки зрения они служат скрытым финансированием дефицита государственного бюджета. При этом Минфин торгует такими облигациями (внутреннего государственного займа, то есть ОВГЗ) на аукционе и получает самую низкую ставку из возможных, сравнительно, например, с двусторонним или синдицированным кредитом.
Кстати, о сроках. Министерство финансов и медиа определяют облигации как «войсковые», но правильно употреблять термин «военные», потому что речь идет о расходах войны и военной экономики. Конечно, термин «войсковой» успешный для маркетинга и коммуникаций, в том числе из-за высокого доверия к ВСУ (и относительно невысокого к многим другим институтам государства). Впрочем, в юридическом смысле этот термин полностью производен от понятия «войско», то есть Вооруженных сил Украины, которые составляют только долю сил и резервов, привлеченных непосредственно к военным действиям, и еще меньше в общей экономике войны — в частности, производства (например, средств ведения войны), обучения и согласования (основного и поддерживающего персонала), транспорта, связи, собственно боевых действий, эвакуационных и спасательных мероприятий, медицины, реабилитации, социальной защиты и т. д.
Рынок военных облигаций
Банки и инвестиционные компании обладают значительным количеством свободных для инвестиций средств, привлеченных до 2022 года по довольно низким ставкам. Население теперь не может снимать и прятать эти средства под матрасы или конвертировать в валюту на черном рынке из-за ограничений, введенных НБУ во время военного положения. Таким образом, текущие условия размещения военных ОВГЗ серии UA4000225668 достаточно близки к «обычным». Минфин разместил их сроком до 1 года под ставку 11% годовых. При этом спрос на облигации на первом же аукционе, состоявшемся 1 марта, составил более 9 млрд грн. Из них Минфин получил чуть больше 8 млрд.
По данным ПФТС, это составило ставку даже ниже, чем до полномасштабного вторжения, то есть военные ОВГЗ образца 2022 стали дисконтными. Далее Минфин привлек под 11%: 8 марта — 6,6 млрд грн; 15 марта — 4,85 млрд грн (а также $11,9 млн по ставке 3,7% годовых); 22 марта — 4,88 млрд грн. На 23 марта ведомство разместило военные ценные бумаги общим номиналом в 27,07 млрд грн — сумму, которую государство уплатит до погашения в 2023 году.
Сейчас, как и в 2014 году, военные облигации не отличаются от других ОВГЗ, прямо скажем ничем, разве что поводом для размещения. Действительно, возникли новые расходы бюджета, поэтому выпуск имеет дополнительное определение, ведь цель — финансирование Украиной своих военных действий в ответ на агрессию России и Беларуси.
Закон о рынках капитала прямо не предусматривает каких-либо особенностей для их выпуска, обращения или целевых ОВГЗ в целом. Эмитент, Министерство финансов Украины от имени правительства, может взять на себя дополнительные обязательства, однако на этом этапе эти дополнительные условия, если таковые есть, не очевидны. Проще говоря, правительство могло бы очертить, почему эти облигации являются «военными» (или, по утверждению Минфина, «войсковыми»), как инвесторы смогут контролировать целевое использование средств. Чтобы сформулировать эти условия, следует внести дополнения в действующее постановление Кабинета Министров № 80 от 31 января 2001 года. Впрочем, у правительства пока не нашлось ресурсов для адаптации ОВГЗ к новой парадигме рынков капитала, внесенной знаменитым законом № 720-ІХ: ни «зеленых» (экологичных) облигаций, ни «инфраструктурных», ни других целевых ординарных облигаций условиями ОВГЗ в подзаконных актах не предусмотрено. С налоговой точки зрения все имеющиеся и потенциальные ОВГЗ также учитываются и облагаются одинаково.
Как инвестировать в военные облигации
В условиях военного положения инвестицией в военные облигации можно помочь украинскому сопротивлению. Сейчас эти ценные бумаги доступны на вторичном рынке. Другой способ вложить в них деньги — подготовиться к следующим выпускам и принять участие в размещении через первичных дилеров; инвестиционные компании предлагают различные портфели. Номинал ОВГЗ — 1000 гривен, они продаются со скидкой до 11% (ставка размещения), чтобы в конце владелец получил 1000 гривен. При больших суммах инвестиций, например, 50 тыс., 100 тыс., 200 тыс. или 500 тыс. брокеры предлагают дополнительные поощрения.
Торговля уже размещенными ОВГЗ на вторичном рынке происходит вплоть до их погашения в 2023 году — в марте для гривневых, в апреле — для долларовых. Также ожидаются дополнительные выпуски.
Напомню, что с середины 2021 года на инвестиционные компании возложена дополнительная обязанность. Они должны оценить пригодность ОВГЗ или другого инвестиционного инструмента для конкретного клиента, исходя из финансовой ситуации и целей такого потребителя. Кроме того, введена категория квалифицированных инвесторов, для которых упрощен доступ к рынкам финансовых инструментов, в том числе и ОВГЗ. Среди критериев для того, чтобы инвестора сочли квалифицированным — предыдущий опыт по заключению сделок на рынках капитала, количество фактических сделок в прошлом, минимальный размер имеющегося портфеля.