Говоря об инвестициях в туризм, можно выделить несколько направлений – это инвестиции в развитие туристической отрасли Украины как таковой и инвестиции в продажу туристических услуг. Более детально рассмотрим первый вариант, который подразумевает вложения в отели, рестораны, курортно-оздоровительные комплексы и другие объекты индустрии развлечений.
Когда речь идет об инвестициях в развитие туристической отрасли, то нужно учитывать все актуальные тенденции на рынке и потенциальный спрос. Безусловно, на протяжении последних лет все больше украинцев начали путешествовать внутри страны, а в 2020 г. этому еще поспособствовали закрытие границы и желание хоть ненадолго «сбежать» из города.
Согласно данным Киевстар о внутреннем перемещении украинцев, количество внутренних туристов в мае-августе 2020 г., по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., снизилось на 17%. Но количество поездок одним человеком – увеличилось: было осуществлено 11,5 млн поездок, то есть каждый второй украинец путешествовал дважды. Исходя из анализа компании MOST, основными причинами этого является желание украинцев экономить на товарах и услугах не первой необходимости. Однако, та часть украинцев, которая в финансовом плане не сильно пострадала от карантинных ограничений и имела на протяжении года стабильный доход, а также ранее значительное внимание уделяла туристическому отдыху – имела возможность путешествовать и даже не один раз.
До пандемии в 2017-2019 гг. Украину в среднем посещало 14,1 млн иностранных туристов, тогда как в 2020 г. из-за карантинных ограничений данный показатель снизился более чем в 4 раза до 3,4 млн чел. Восстановление будет проходить на протяжении нескольких лет – несмотря на то, что в странах Европы началась массовая вакцинация, европейцы отдыхать в Украине пока не спешат. На текущий момент, наблюдается интерес к большим туристическим центрам (Киев, Львов, Буковель) со стороны туристов арабских стран (Саудовская Аравия, Катар).
Динамика внешнего туристического потока в 2017-2020 гг.
Источник: данные Государственной службы Украины, оценка MOST
Объем туристического сбора в 2020 г. составил 130,3 млн грн, что на 33,4% ниже, по сравнению с 2019 г. Показатели снизились во всех областях, кроме Киевской (прирост составил 4,9%) и Николаевской (7,1%). Стоит добавить, что до пандемии 2020 г. и карантинных ограничений, в 2019 г. годовой прирост по некоторым областям достигал 400-600%. Но это, помимо роста количества туристов, было также вызвано ростом ставки налога.
Сложности с инвестированием в туристическую отрасль начинаются с государственных приоритетов. Туризм – это целое направление экономики, которое не может развиваться без дорожной и городской инфраструктуры, продуманной рекламной кампании и туристических маршрутов. Казалось бы, с последним проблем не должно быть – маршруты уже давно придумали, даже создали много сайтов, где эти маршруты и достопримечательности можно посмотреть. Но, на этом инициативы со стороны государства и закончились. В государственном бюджете на 2021 г. расходы на развитие туристического потенциала составляют 100 млн грн., тогда как в 2020 г. на это направления денег вообще не выделялось, а расходы 2019 г. – 17,9 млн. Часть денег выделяется из местных бюджетов, но и там, в большинстве случаев, назвать развитие туризма основным, или хотя бы важным, направлением сложно (за исключением нескольких областей). Можно говорить о сложной экономической ситуации в стране в целом, к тому же пандемия COVID-19 является более важной проблемой. Но на деле, главная проблема не отсутствие государственного финансирования, а то, что эта отрасль не является действительно важным экономическим приоритетом. Ведь в ряде иностранных стран значительная часть капиталовложений в туризм – это и частные инвестиции. В Украине, среди приоритетных направлений для инвестиций – сельское хозяйство, электроэнергетика, инфраструктура и автомобильная промышленность. В данном случае туризм уходит на второй план.
Не способствуют развитию туризма и проблемы с инфраструктурой. На текущий момент в рамках программы «Большого строительства» межрегиональное дорожное покрытия во многих областях стало лучшим. Но большинство исторических сооружений и туристических объектов находятся за пределами больших городов, и добраться к ним остается сложной задачей.
Одними из самых популярных направлений, на протяжении 2019-2020 гг., являлись Аскания-Нова, Мигия, Сиваш, Джарылгач, Синевир, Подольские Товтры, Бирючий остров, Коростышевский каньон, Актовский каньон, Дземброня, Бакота, Святогорск, Шацкие озера, Почаев, Киевское море, Тоннель любви в Клевани. Для отдыха на море чаще всего выбирают Затоку, Одессу, а также Железный Порт, Кириловку и Бердичив. «Горным» лидером является Буковель, а также Драгобрат и Славское. Но большинство туристов рассматривают значительную часть вышеуказанных локаций для отдыха с палатками.
Несмотря на рост популярности морских украинских курортов в 2020 г., основной проблемой здесь остается отсутствие качественного предложения: мало отелей и баз отдыха, которые могут предложить качественные услуги (если зайти на Booking, то можно увидеть фотографии довольно старых комнат с обшарпанной мебелью). Также, мало красивых и ухоженных локаций, которые заставили бы туристов в будущем вернуться (сейчас, например, с популяризацией социальных сетей значительно начал развиваться «инстаграмный» туризм). В 2020 г. многие украинцы поехали отдыхать на отечественные курорты из-за отсутствия альтернативы, но уже в 2021 г. наблюдаются рекорды по посещению украинцами Турции, растет спрос на Албанию, Черногорию, Грецию. Это говорит о том, что многие туристы уже могут и не вернутся к отечественным курортам, и с каждым годом их доля будет только расти.
Таким образом, если рассматривать отдых со стороны инвестиций, то эксперты компании MOST выделяют такие основные направления:
1) Инвестиции в отельный бизнес. На строительство нового отеля понадобится значительный объем начальных инвестиций, период окупаемости составит от 7 до 15 лет, что в условиях политико-экономическая ситуация в стране - слишком долго. Усугубляет ситуацию и падение цен на коммерческую недвижимость во время экономических кризисов и заострений. Тем не менее, хороший отель с вместительностью около 50 номеров, качественным сервисом и имиджем, может стать довольно популярным среди туристов. Среди рекомендаций – прежде чем выбрать место строительства, нужно изучить конкурентов, понять среднюю посещаемость курорта, а также, наиболее интересные месторасположения для туристов.
Инвестиции в слишком «дорогой» для потенциального клиента отель на побережье Черного моря также может стать провальным вариантом. Ведь если даже построить отель, аналогичный турецкому, нет гарантии что отечественные граждане предпочтут украинское черноморское побережье турецкому. Другое дело горный туризм – украинские Карпаты являются популярными и среди иностранцев. К тому же, большие компании активно развивают инфраструктуру Карпатского региона. Примером является холдинг OKKO Group, который планирует строительство горнолыжного курорта в Славском (сумма инвестиций составляет 500 млн дол.). Проект планируют реализовывать на протяжении 4 лет. Таким образом, можно ожидать рост туристического потока в данном направлении в ближайшие 5 лет.
2) Развлечения. Преимуществами инвестирования в данное направление является отсутствие «крупных» конкурентов – в основном есть только локальные игроки. Парадокс в том, что, например, основным развлечением на море для туристов остается море. Если в больших курортных городах туристы могут найти клубы, хорошие кафе, а также операторов, которые предоставляют водные развлечения, то в маленьких поселках такой возможности нет.
На протяжении последних лет также наблюдается рост целевого «спортивного» посещения морских курортов – молодые люди или спортсмены едут на море за спортивными активностями – виндсерфингом, яхтингом и водными лыжами. Набирают популярности САП и байдарки.
Интересным вариантами могут быть общие проекты уже действующих отелей и баз отдыха по развитию местной туристической инфраструктуры – например, небольшой парк развлечений, база для водного спорта или СПА-комплекс.
Таким образом, Украина имеет много потенциально привлекательных и интересных туристических локаций, но проблема в том, что большинство из них являются еще малоизвестными среди потенциальных туристов. Поэтому, инвестиции в «отель» могут не закончится на строительстве красивого здания с качественным сервисом. Нужно рекламировать и саму местность, заниматься разработкой туристического маршрута и досуга – иногда туристу недостаточно просто посмотреть просто руины какого-то замка. Принимая решение об инвестициях в развития туристической отрасли не стоит забывать и о сезонности. Менее склонны к сезонности объекты, которые находятся в городах, а также в горах – горы давно перестали ассоциироваться только с горнолыжными развлечениями. Довольно интересными могут быть и локации, которые находятся не далеко от больших городов и используются в качестве «поездки выходного дня».
Автор: Неля Онищенко, ведущий маркетинговый аналитик компании MOST