Коротко, что предлагали инвесторы в возобновляемые источники энергии, то так и не договорились с Правительством:
- Налоги можно платить честно.
Индустрия ВИЭ заплатила в 2019 году почти 20 млрд грн налогов при суммарном валовом доходе в 28 млрд грн. Феноменально высокая цифра объясняется прозрачностью отрасли и авансированием НДС при строительстве новых объектов. В пересчете на 1 квт/час энергии это выше чем в 9 раз в сравнении с традиционной генерацией из угля.
Перспектива потерять 5-6 млрд грн поступлений от налога на прибыль ради сокращения дефицита ГП "Гарантированный покупатель" на 7-8 млрд грн Правительство почему-то не пугает.
И мне, как экономисту, в условиях жесточайшего бюджетного дефицита, это слышать удивительно. Ибо на ГП "ГарПок" бюджет Украины не тратит ни копейки. Принцип "своя рубаха ближе к телу" в Кабмине не действует. Министра финансов инвесторы за год не видели ни разу.
- Все ранее понесенные затраты и ранее сделанные уступки забыты.
Команда Президента Зеленского не имеет никакого отношения к тому, что в Украине за 6 лет после бегства Януковича и Клюева был открыт рынок возобновляемой энергетики, в него вложились почти 30 тысяч малых и больших инвесторов.
Как будто не сами зеленые энергетики добились вместе с предыдущей властью постепенного снижения тарифа по СЭС с 46 до 11 евроцентов, введения принципа аукционов, отказа от льготы по налогу на прибыль, отказа от договоров pre-ppa, ограничения сроков действия, выданных в стране технических условий на подключение.
Власть не преемственна у нас. Каждая последующая итерация членов Правительства и членов Парламента искренне считают, что имеют моральное право заново обсуждать условия заключенных ранее договоров. Иностранцев это, так же искренне, шокирует.
- Правительство навязывает недобровольную реструктуризацию "зеленых" тарифов, что противоречит Европейской энергетической хартии.
Если раньше обсуждался принцип NPV-нейтральности (формула ниже доходность сейчас взамен за более длительный срок действия контракта), то сейчас речь идет, преимущественно, об обычном haircut (на финансовом сленге – обрезание задним числом).
- Деньгами от ВИЭ можно стимулировать строительство маневренной генерации.
Предложение индустрии уменьшить процент haircut и взамен ввести дополнительный налог в размере 5% от оборота на энергию ветра и солнца с целью сформировать спецфонд бюджета для стимулирования строительства высокоманевренной генерации и систем накопления энергии, а также объединения с ENTSO-e – Правительством также отклонено. Способы решения этих стратегических задач правительством неясны.
- "Обрезание" без экономических расчётов.
Правительство, ссылаясь на позицию отдельных депутатов ВРУ, хочет очень простую формулу "обрезания задним числом" с удобными "круглыми" цифрами.
Риторика приблизительно такая: депутаты не проголосуют за снижение тарифов менее 20%, потому что у них такие ожидания. Экономических расчётов под этими ожиданиями, очевидно, никаких нет. Украина возвращается в эпоху социализма?
- Окупаемость маленьких станций отличается от больших.
Инвесторы в ВИЭ просят сделать более сложную градацию снижения тарифов с целью повышения ее справедливости и расширения числа компаний, кто согласится на "добровольное" снижение.
Трудно требовать от малой СЭС мощностью 5 МВт в Хмельницкой области таких же уступок как от 200-мегаватной СЭС на юге Одесской области. Окупаемость этих проектов существенно разнится. Мы просили 5% или, хотя бы, 2.5% разницы в обрезании тарифов. Пока безрезультатно.
- Генерация до 1 МВт должна развиваться без изменений.
Будущее украинской генерации – в демонополизации системы, в распределенной генерации.
Удивительно слышать как ДТЭК, который только ленивый не обвиняет в монополизме, отстаивает право малой солнечной генерации до 1 Мвт развиваться дальше без обрезания тарифов. А Правительство пока не соглашается. Все с ног на голову стало.
- Инвестора требуют отмены постановления НБУ, которое запрещает продлевать сроки погашения кредитов.
Очень важный пункт. Инвесторы настаивают, что ретроспективное снижение тарифов на ВЭС и СЭС без одновременной реструктуризации кредитов в государственных банках – практически невозможно.
Банковское законодательство в Украине более чем строгое. Госбанки выдали кредитов инвесторам в ВИЭ на сумму свыше 1 млрд евро (точные суммы почему-то являются тайной – вопрос почему?).
В среднем кредиты выдавались на 5 лет, из которых прошли уже 1,5-2 года. Примерно столько же кредитов выдал ЕБРР. Логичный вывод: инвесторы должны погашать в ближайшие 4 года около 400-500 млн евро в год тела кредитов и процентов по ним.
Ни один человек, в здравой памяти, не согласится потерять не только свой бизнес, но и личное залоговое имущество, которым поручался за кредиты.
Пока речь шла о haircut на уровне до 10% - инвесторы могли пожертвовать своей прибылью. Поскольку Правительство настоятельно требует больших "жертвоприношений", а свободный (после обслуживания кредитов) денежный поток многих проектов при этом становится отрицательным – инвестора требуют отмены постановления НБУ №351, которое де-факто запрещает продлевать сроки погашения кредитов.
Если бы государственные банки "растянули" возврат средств на более длинный период в 7-10 лет, согласиться со снижением тарифом было бы легче.
- Секьюритизация долгов.
Долги за произведенное и неоплаченное электричество. Правительство просит 18 месяцев на погашение существующих долгов. Эдакий беспроцентный гривневый кредит без четких сроков и обязательств. Вопрос прежний. Как предпринимателям обслуживать свои кредиты при этом?
Предложение индустрии ВИЭ в данном случае включает вариант секьюритизации долгов (превращения их в ценные бумаги). Большинство инвесторов в ВИЭ готовы сделать полный зачет долгов ГП "ГарПок" в погашение долгов перед госбанками, не "вынимая" себе ни копейки прибыли.
Поскольку, вследствие череды управленческих просчетов, тяжелых погодных условий и эпидемии коронавируса, макроэкономическая стабильность Украины сейчас под большим сомнением, и в следующем году нельзя исключать варианта масштабной девальвации гривны – честнее сейчас сделать зачет встречных требований государства и энергетиков.
Особенно, вспоминая пункт 1 этого опуса – о прозрачности отрасли и суммах уплаченных налогов.
- Ответственность за небалансы.
Сей термин понимают только специалисты. Речь о введении прогнозирования выработки ВИЭ и финансовых штрафах за неточность прогнозов. Упрощенно скажем, что достигнут сложный компромисс и зеленые энергетики согласны на ускоренное введение норм ответственности, хоть никто к этому и не готов технически.
- Украина отворачивается от Европы и прекращает "зелёный" энергетический переход.
Строительство новой генерации и проведение аукционов взамен устанавливаемых новых тарифов. Предыдущее правительство напрочь провалило этот вопрос и не видно никаких шансов на изменение ситуации.
Следует признать факт: развитие ВИЭ полностью останавливается, группа "Приват" с коллегами добились своего.
Премьер-министр Денис Шмыгаль декларативно сообщил нам в начале встречи, что поддерживает зеленую энергетику, но потом на практике более двух часов мы обсуждали как ее остановить.
Итог: все pre-PPA по солнечной энергетике прекращают свое действие с 1 июля (через 40 дней). Кто не успел построить свои объекты – потеряют все. Ранее потраченные десятки миллионов долларов на девелопмент, сети, проектирование, покупку земли и тд – все списывается на убытки.
Для ветростанций существенно лучше условия. Предполагается возможность достроить начатые объекты весь 2021 год и с небольшим 5% снижением тарифа – весь 2022 год. То есть, еще 2.5 года.
- Предлагаемое снижение тарифа может приводить к снижению доходности проекта, но недопустимо делать проекты априори неокупаемыми.
Правительство предлагает снизить тариф с 11 евроцентов за кВт/час энергии СЭС еще ниже для проектов, которые строятся прямо сейчас. Представьте себе ситуацию, в которой вы заканчиваете проект с окупаемостью около 8 лет (нынешний уровень доходности), а вам, за один месяц до ввода в эксплуатацию, когда потрачены уже все средства, сообщают, что есть желание снизить еще тариф. Но "зеленый" тариф действует в стране только до конца 2029 года, осталось 9,5 лет.
Никто не осудит компанию за подачу иска в суд против Правительства, если его действия очевидно и заранее делают инвестиционный проект убыточным и нежизнеспособным.
- Стимулировать надо будущее, а не убогое советское прошлое.
Безусловно, полная остановка девелопмента строительства любых СЭС размером больше 1 МВт мощности является дискриминационной. Это должно было по закону произойти после проведения успешных аукционов на право строить объекты возобновляемой генерации. Тысячи людей в новой индустрии девелопмента ВИЭ останутся без работы.
Всякий труд ценен, но давайте будем откровенны. 30 тыс. работников государственных шахт в Украине обречены потерять свою работу. Так же как когда-то вымерли профессии типа пастухов и кучеров. Добыча угля шахтным способом с таких глубин - прошлый век.
И Правительству наконец-то нужно это понять и начать процесс закрытия шахт. Не исключено, что для некоторых шахтёров отрасль ВИЭ может стать новым местом работы. Более того, деньги из налогов на ВИЭ можно было б перенаправить на их переквалификацию.
Источник: Экономическая правда.