Бизнесу пора собраться и запустить систематические антикризисные действия. С чего начать?
Пришло время антикризисным штабам реагировать на вызовы текущей реальности. Руководителям компаний следует оперативно вносить поправки в бизнес-модели, проводить стресс-тестирование с учетом новых вводных и адаптироваться к новым условиям. Из чего должна состоять краткосрочная программа антикризисных мер? Я предлагаю каждому предпринимателю задуматься о таких задачах.
1. Сохранить персонал
Распространение COVID-19 в мире изменяет сами основы ведения бизнеса. По данным блиц-обзора EY, проведенного в марте 2020 года, 97% компаний в СНГ перевели сотрудников на дистанционную работу. При этом 61% респондентов не планирует менять запланированный процент повышения заработных плат и только 25% намерены переводить персонал на частичную занятость.
Универсальных рецептов решения этих вопросов нет. Перед каждой организацией возникают собственные вызовы, однако, есть перечень мер, на которые стоит обратить внимание в первую очередь. Среди них:
сосредоточиться на поддержке и удержании ключевого персонала;
поддерживать вовлеченность персонала и производительность труда с помощью культуры удаленной работы и создания виртуальных команд;
применить финансовую оптимизацию персонала с учетом возможностей, которые предоставляет законодательство Украины.
2. Сохранить cash flow и удержать ликвидность
Во-первых, следует идентифицировать все имеющиеся в наличии источники денежных поступлений: резервы денежных средств в дочерних предприятиях и подразделениях, неиспользованные кредитные линии, денежные потоки от операционной деятельности, доходы от владения ценными бумагами, страховые выплаты или просроченные платежи.
Во-вторых, применить ежедневный трекер движения денежных средств, который покажет реальное состояние компании и позволит оперативно управлять ликвидностью.
3. Сохранить оборотный капитал
Краткосрочная программа стабилизации и увеличения оборотного капитала включает работу по нескольким направлениям. Прежде всего работу с поставщиками над уменьшением затрат путем отсрочки платежей и предложения новых планов оплаты. Однако, это не должно касаться обеспечения критически важных для бизнеса продуктов и услуг. Также следует пересмотреть условия действующих контрактов. Необходимо использовать преимущества текущей ситуации, чтобы получить лучшие цены и условия поставки.
Во-вторых, постоянно взаимодействовать с клиентами для увеличения денежных поступлений и использования всех имеющихся источников: постоянной работы с дебиторской задолженностью, изменения ценообразования, пересмотра действующих контрактов, предложения новых продуктов и услуг.
4. Работать с кредиторами и управлять задолженностью
Следует разработать план краткосрочного управления возможными проблемами, связанными с задолженностью, для восстановления доверия кредиторов и снижения репутационных рисков. Панель мониторинга портфеля долговых обязательств по приоритетности может выглядеть следующим образом:
размер, очередность, сроки погашения;
безусловные финансовые обязательства;
возможные отклонения от условий и договоренностей;
реструктуризация займов.
Создание целостной стратегии работы с кредиторами предполагает постоянную связь со всеми кредиторами, держателями корпоративных облигаций, рейтинговыми агентствами и наличие детального плана действий для каждого из контрагентов. Следует обратить внимание на льготные займы и гранты для бизнеса.
5. Разработать налоговую стратегию в условиях кризиса
Следует применить все возможные фискальные стимулы для оптимизации налоговой нагрузки и воспользоваться отсрочкой налоговых платежей и налоговыми каникулами. Перечень государственной поддержки и налоговых льгот опубликован в законопроектах 3219, 3220 и 3275.
6. Укреплять связи с инвесторами
Здесь уместно применить сценарное планирование и моделирование. Инвесторы хотят знать о настоящем и будущем компании. Стоит задуматься о разработке и предоставлении инвесторам альтернативных финансовых сценариев, основанных на макро- и микроэкономических показателях развития отрасли, фондовых индексах для обслуживания имеющихся обязательств.
В конечном итоге, любой кризис позволяет предпринимателю взглянуть на свой бизнес с нового ракурса, идентифицировать болевые точки и возможности для роста, а также переформатировать свой бизнес в соответствии с новой реальностью.
Источник: Новое Время