Как быстро оценить ситуацию на рынке во время обычной вечеринки?

Как быстро оценить ситуацию на рынке во время обычной вечеринки?

Аркадий Морейнис, основатель фабрики стартапов "Главстарт" о том, как во время обычной вечеринки спрогнозировать, что будет с рынком акций в ближайшем будущем

Как быстро оценить ситуацию на рынке во время обычной вечеринки?

Легендарный инвестиционный управляющий Питер Линч сформулировал теорию «коктейльной вечеринки» для предсказания движения рынков. Меня это зацепило, потому что, начиная с 2009 года, я ощущаю цикличную смену всех эти стадий на себе, но со стартапами.

1. На вечеринке у вас спрашивают, чем вы занимаетесь. «Инвестициями в акции», — отвечаете вы. Подошедшие вежливо кивают и заводят разговор о погоде. Через некоторое время люди начинают обсуждать кариес с присутствующим на той же вечеринке стоматологом. Рынок упал, никто не ожидает его скорого роста. Парадоксально, но это означает, скоро он начнет расти.

2. Подошедшие ко мне на вечеринке люди узнают, что я занимаюсь акциями. Они уже не сразу переходят к стоматологу, а задерживаются на время, достаточное, чтобы рассказать мне, насколько рискованный этот рынок акций. Это вторая стадия — рынок поднялся на 15%, про него уже слышат, но не верят.

3. На третьей стадии, когда рынок вырастает на 30%, гости вечеринки уже не кучкуются около стоматолога, а нарезают круги вокруг меня. Особо смелые личности уводят меня в сторону и тихонько спрашивают, какие акции лучше прикупить. Даже стоматолог подходит ко мне и спрашивает насчет акций. Все уже что-то прикупили, и тема акций становится более популярной темой для обсуждения, чем кариес.

4. Четвертая стадия наступает в тот момент, когда люди на вечеринке по-прежнему собираются вокруг меня — но на этот раз не спрашивая, а рассказывая, какие акции мне стоит купить. Даже стоматолог дает мне пару-тройку советов. Когда на следующий день я открываю газету, я вижу, что акции, пocoвeтoвaнные стоматологом, таки выросли. Это означает, что рынок достиг пика и его скоро начнет колбасить.

Если задуматься, то можно вывести из этой классификации еще один вывод, имеющий отношение к стартапам. Если вы решили замутить стартап в теме, о которой все сейчас говорят, то вы только добавляете стоимости тем, кто эту тему начал. Самые большие деньги заработают они, а не вы. Особенно с учетом того, что медианный срок (в США) от запуска до возможного экзита — 8 лет. К этому время тема уже может сдуться.

Начинать заниматься стоит тем, что сейчас непопулярно, либо считается слишком рискованным. Стадии дальше — уже поздновато для больших денег.

Читайте также