По мнению Сергея Позняка, чтобы инвестиционный проект был выгодным и для соискателя, и для инвестора, необходимо проработать 8 основных компонентов.
Цель
У привлекательного инвестиционного проекта должна быть цель, детально описанная по системе SMART (Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound).
Некоторые инвестиционные проекты можно сравнить с бизнес-идеей «будем продавать пирожки на Луне». На первый взгляд кажется: товар качественный, рынок свободный, конкурентов нет. Но оценив идею на предмет реалистичности, сроков и релевантности, мы понимаем, что перспектив у нее нет.
План
План — это описание, как именно будет достигнута поставленная цель. В первую очередь проводится сбор информации и ее анализ, описание этапов по достижению цели с конкретными сроками и бюджетом, определяется ответственный.
Команда
Важен не только состав команды, но и мероприятия по управлению людьми, в частности, контроль на ключевых постах. Собранная команда должна не только креативить нестандартные концепции, но и уметь их реализовывать на практике.
Группу креативщиков в слаженный экипаж превращает руководство сильного HR-менеджера, управленца. Налаженная система менеджмента делает возможным переход от творческого мозгового штурма к системной работе.
Работа с рисками
Чтобы нивелировать угрозы бизнес-проекта, нужно работать над рисками. Обязательный комплекс работ при работе над рисками:
- SWОT-анализ (проработка сильных и слабых сторон проекта, возможностей и угроз),
- Классификация рисков (описание кредитных, валютных, операционных, стратегических рисков),
- Создание карты рисков,
- Проведение профилактических работ по нивелированию негативных сценариев.
Контроль
Контроль — это проактивная позиция, когда «план Б» готов до того, как что-то пойдет не так. Важно отслеживать ключевые показатели проекта в динамике и внедрить промежуточный контроль на разных этапах выполнения задачи.
Контроль должен быть на всех уровнях: исполнитель проекта отчитывается перед инвестиционным посредником, команда проекта — перед руководителем бизнеса.
Анатомия контроля описана циклом Шухарта — Деминга («Plan — Do -Check — Act»). Каждый следующий цикл планируется с учетом предыдущего опыта и учтенных ошибок.
Коммуникация
Коммуникация базируется на трех принципах:
- Все, что не написано — не есть верно (принимается ко вниманию только прописанное),
- «Выполнил — доложил» (все изменения по проекту обязательно транслируются руководителю или другим членам команды, чтобы они обладали полной информацией),
- «Не выполнил — доложил обязательно» (чтобы команда принимала меры).
Собственник бизнеса должен контролировать и коммуникацию внутри команды, и внешнюю коммуникацию.
Финасирование
Если первые шесть компонентов интегрировать в инвестиционном проекте, то деньги приложатся.
Во время привлечения финансов важно учесть жизненный цикл конкретного бизнеса, а не использовать какой-то общий шаблон. Например, если фермер взял кредит на посевную, который нужно выплачивать ежемесячно в течение года, то убыточные месяцы до сбора урожая повлекут задолженность по выплате.
Обязателен план-факт освоения кредита или инвестиции: что уже сделано, сколько денег затрачено и сколько еще необходимо для завершения проекта. Избыток средств и недостаток — одинаково губительны для бизнеса.
Если инвестор дает больше денег, чем необходимо для реализации проекта, а собственник соглашается, то возникает соблазн потратить остаток на нецелевые нужды. Остаток нуждается в обслуживании и в последствии влияет на перераспределение долей бизнеса.
Если же инвестор готов выделить несколько меньше, чем нужно, а собственник соглашается в надежде, что недостающие деньги найдет — такая ситуация может стать критичной для запуска.
В одном знакомом нам проекте инвесторских денег хватило на покупку всего оборудования для производства, но не осталось на покупку и установку котла отопления. В ноябре перед самым запуском ударили первые заморозки, возникла угроза того, что вода замерзнет и порвет трубы отопления. Повезло, что температура поднялась, и мы помогли профинансировать дальнейшее развитие этого проекта.
Экологичность
В результате взаимодействия инвестора, инвестиционного управляющего и бизнеса должна получиться взаимовыгодная система, которая также приносит пользу обществу, приносит социальный вклад. Золотое правило инвестора: заработал — поделись.
Инструменты для реализации
Описанная восьми компонентная модель интегрируется при помощи двух инструментов: анализа и репутации. Анализировать следует финансовую модель, бизнес-модель, рынок, отрасль и безопасность сделки. Реализацию проекта делает возможным репутация: крепкий личный бренд всех участников, корпоративный бренд и репутация отрасли.
Помните, что деньги — не главное. Главное — как ими распоряжаться.
Конспект по мотивам доклада Сергея Позняка (Finstream, FGK Financial Group) на «Международной ярмарке грантов, кредитов и инвестиций» 16 апреля.