Как повысить инвестиционную привлекательность проекта?

Как повысить инвестиционную привлекательность проекта?

Самое важное из доклада Сергея Позняка (Finstream, FGK Financial Group) на «Международной ярмарке грантов, кредитов и инвестиций» 16 апреля.

По мнению Сергея Позняка, чтобы инвестиционный проект был выгодным и для соискателя, и для инвестора, необходимо проработать 8 основных компонентов.

Цель

У привлекательного инвестиционного проекта должна быть цель, детально описанная по системе SMART (Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound).

Некоторые инвестиционные проекты можно сравнить с бизнес-идеей «будем продавать пирожки на Луне». На первый взгляд кажется: товар качественный, рынок свободный, конкурентов нет. Но оценив идею на предмет реалистичности, сроков и релевантности, мы понимаем, что перспектив у нее нет.

План

План — это описание, как именно будет достигнута поставленная цель. В первую очередь проводится сбор информации и ее анализ, описание этапов по достижению цели с конкретными сроками и бюджетом, определяется ответственный.

Команда

Важен не только состав команды, но и мероприятия по управлению людьми, в частности, контроль на ключевых постах. Собранная команда должна не только креативить нестандартные концепции, но и уметь их реализовывать на практике.

Группу креативщиков в слаженный экипаж превращает руководство сильного HR-менеджера, управленца. Налаженная система менеджмента делает возможным переход от творческого мозгового штурма к системной работе.

Работа с рисками

Чтобы нивелировать угрозы бизнес-проекта, нужно работать над рисками. Обязательный комплекс работ при работе над рисками:

  • SWОT-анализ (проработка сильных и слабых сторон проекта, возможностей и угроз),
  • Классификация рисков (описание кредитных, валютных, операционных, стратегических рисков),
  • Создание карты рисков,
  • Проведение профилактических работ по нивелированию негативных сценариев.

Контроль

Контроль — это проактивная позиция, когда «план Б» готов до того, как что-то пойдет не так. Важно отслеживать ключевые показатели проекта в динамике и внедрить промежуточный контроль на разных этапах выполнения задачи.

Контроль должен быть на всех уровнях: исполнитель проекта отчитывается перед инвестиционным посредником, команда проекта — перед руководителем бизнеса.

Анатомия контроля описана циклом Шухарта — Деминга («Plan — Do -Check — Act»). Каждый следующий цикл планируется с учетом предыдущего опыта и учтенных ошибок.

Коммуникация

Коммуникация базируется на трех принципах:

  • Все, что не написано — не есть верно (принимается ко вниманию только прописанное),
  • «Выполнил — доложил» (все изменения по проекту обязательно транслируются руководителю или другим членам команды, чтобы они обладали полной информацией),
  • «Не выполнил — доложил обязательно» (чтобы команда принимала меры).

Собственник бизнеса должен контролировать и коммуникацию внутри команды, и внешнюю коммуникацию.

Финасирование

Если первые шесть компонентов интегрировать в инвестиционном проекте, то деньги приложатся.

Во время привлечения финансов важно учесть жизненный цикл конкретного бизнеса, а не использовать какой-то общий шаблон. Например, если фермер взял кредит на посевную, который нужно выплачивать ежемесячно в течение года, то убыточные месяцы до сбора урожая повлекут задолженность по выплате.

Обязателен план-факт освоения кредита или инвестиции: что уже сделано, сколько денег затрачено и сколько еще необходимо для завершения проекта. Избыток средств и недостаток — одинаково губительны для бизнеса.

Если инвестор дает больше денег, чем необходимо для реализации проекта, а собственник соглашается, то возникает соблазн потратить остаток на нецелевые нужды. Остаток нуждается в обслуживании и в последствии влияет на перераспределение долей бизнеса.

Если же инвестор готов выделить несколько меньше, чем нужно, а собственник соглашается в надежде, что недостающие деньги найдет — такая ситуация может стать критичной для запуска.

В одном знакомом нам проекте инвесторских денег хватило на покупку всего оборудования для производства, но не осталось на покупку и установку котла отопления. В ноябре перед самым запуском ударили первые заморозки, возникла угроза того, что вода замерзнет и порвет трубы отопления. Повезло, что температура поднялась, и мы помогли профинансировать дальнейшее развитие этого проекта.

Экологичность

В результате взаимодействия инвестора, инвестиционного управляющего и бизнеса должна получиться взаимовыгодная система, которая также приносит пользу обществу, приносит социальный вклад. Золотое правило инвестора: заработал — поделись.

Инструменты для реализации

Описанная восьми компонентная модель интегрируется при помощи двух инструментов: анализа и репутации. Анализировать следует финансовую модель, бизнес-модель, рынок, отрасль и безопасность сделки. Реализацию проекта делает возможным репутация: крепкий личный бренд всех участников, корпоративный бренд и репутация отрасли.

Помните, что деньги — не главное. Главное — как ими распоряжаться.

Конспект по мотивам доклада Сергея Позняка (Finstream, FGK Financial Group) на «Международной ярмарке грантов, кредитов и инвестиций» 16 апреля.

Читайте также

Читайте также

Обратный звонок
✓ Valid