- Полный разговор слушайте по ссылке
О национализации Сенс банка, концентрация государственных банков и влияние на конкуренцию
Во время войны доля государственной собственности в экономике всегда растет, что позволяет правительствам более эффективно управлять ресурсами и обеспечивать потребности общества. Однако в Украине этот показатель превышает даже такие высокие уровни, которые были во время Второй мировой войны, например в Великобритании. После национализации смысла банка доля государства в банковской сфере составляет 53%.
Однако в доминировании государственных банков обнаруживается и позитив – это развитие инноваций. В обычных условиях банковский сектор очень конкурентен, и поэтому, когда на рынке появляется инновация (например, Монобанк), ее сразу копируют. Поэтому небольшие инновационные проекты не получают шанса дорасти до прибыльности. Когда же крупные банки принадлежат государству, они немного расслаблены, так что небольшие инновационные проекты имеют шанс «набрать вес» до того, как их заметят.
К тому же если на рынке кредитования государства частные банки вряд ли могут конкурировать с государственными, то в секторе кредитования бизнеса, особенно МСБ, они имеют конкурентное преимущество.
О главном препятствии к инвестированию
За 20 лет мало что изменилось с точки зрения защиты прав собственности. Это главная проблема, ограничивающая доступ к кредитным ресурсам.
В Украине можно быть кредитоспособным только если ты сам (или с друзьями) владеешь своим предприятием на 100%, в отличие от, например, Чехии, Словакии, Польши, где у тебя может быть 100 акционеров, акционерное соглашение между ними, совет директоров и т.д. другое. У нас акционерные соглашения и корпоративное управление введены законом, но не введены на практике. Поэтому есть не очень большая сложность корпоративного сектора и соответственно мало возможностей как для кредитования, так и для инвестиций.
Главная проблема, с которой сталкиваются и разрабатывающие программы восстановления Украины, очень проста. Это не вопрос, где взять деньги, потому что денег будет много. Вопрос – куда их инвестировать, потому что просто нет объектов для инвестиций. У нас нельзя инвестировать в 5 или 10% компании. Сделав такую инвестицию, на практике ты ничего не получишь, потому что миноритарные акционеры незащищены.
О влиянии налоговой системы на инвестирование
Страны, получающие больше инвестиций, имеют далеко не лучший в мире налоговый режим – например, это США, Китай, Бразилия. Следовательно, высокие налоги не являются проблемой.
Первая проблема – это неравенство конкуренции. Если все недоплачивают налоги, то если я буду платить налоги, я буду точно неконкурентоспособным. И второе – это риски, связанные с государством. Ведь к предприятию, демонстрирующему более-менее нормальные финансовые результаты, обязательно придут проверки по налоговой, БЭБ или другим государственным органам.
О приватизации банков после войны
Для успешной приватизации нужно разобраться с наследием (legacy issues). Это то, что досталось банкам от их собственников. Самый простой пример – ПриватБанк. Это 25% банковского сектора Украины, по некоторым параметрам даже больше. Государство задекларировало своей целью приватизацию этого банка. Но пока не решены вопросы с Коломойским и другими бывшими акционерами, его приватизировать невозможно.
Вероятность приватизации Укрэксимбанка почти нулевая, потому что такие банки очень тяжело приватизировать. Он имеет настолько много государственного риска на своем балансе (кредиты государственным компаниям), что его можно продать только кому-то, кто преследует политические перспективы использования этих активов. С точки зрения банковского бизнеса, эти кредиты не имеют значительной ценности, соответственно и ценность банка низкая.
На современном банковском рынке больше всего ценят крупные розничные бизнесы. Далее следуют малые и средние бизнесы, поскольку связанный с ними диверсифицированный (распределенный) риск, и этот риск можно прогнозировать на основе статистики, а не политических решений. И только после этого инвесторы рассматривают крупные корпоративные проекты.
О приватизации госкомпаний
Лучше сейчас активно готовиться к приватизации после окончания войны, чтобы на всеобщей эйфории и подъеме сразу проводить конкурсы. Если все говорят о восстановлении страны, то активы будут стоить гораздо больше, чем когда говорят, что у вас все плохо, ничего не работает, коррупция и чего вообще туда вкладывать деньги. Такие оценки оказывают сильное влияние на желание инвесторов.
Для этого нужно изменить подход к Фонду госимущества. Его главной функцией должна стать продажа государственной собственности. ФГИ должно быть мотивированным продавать ее как можно дороже. Это должен быть нормальный государственный инвестиционный банк, который живет не за бюджетные средства, а за счет того, что он продал.
О внимании инвесторов к реальному сектору
Есть три больших группы компаний, которые сегодня внимательно присматриваются к Украине.
Первая – это строительные компании. Этих компаний очень много, и, если говорить очень упрощенно, они хотят знать, когда начнется большое строительство за деньги Европейского Союза. Они заинтересованы заранее знать, что будет делаться и когда, чтобы они могли планировать и искать подрядчиков.
Вторая категория – это производители товаров, связанных со строительством: цемента, штукатурки, деревянных изделий, окон (вероятно, при восстановлении Украине понадобится минимум миллион новых окон – это очень большие объемы). Практически все эти продукты не перевозят на дальние дистанции. К примеру, цемент, как и большинство простых материалов, делают на месте. Стекло можно возить, но все равно его лучше изготовить на месте. Таких компаний много, в основном они еще не готовы инвестировать и ждут, пока война закончится. Но некоторые уже готовы заходить, и можно ожидать непубличных инвестиций в 2024 году (вряд ли такие проекты будут объявлять, потому что никто не хочет, чтобы к ним прилетел российский шахед).
Третье – это сельхозпредприятия и переработка агротоваров. Последние 3-4 года это достаточно высокомаржинальный бизнес. К примеру, для того, чтобы вырастить килограмм курицы, нужно 20-25 кг пшеницы. А вывезти этот килограмм курятины гораздо легче, чем 20-25 кг пшеницы. Плюс факторы безопасности – когда речь идет о гектарах земли вдали от линии фронта, ущерб от условного шахеда меньше, чем если бы это было какое-то промышленное предприятие.