Не только деньги: как Украине платить внешний долг

Не только деньги: как Украине платить внешний долг

Артем Ковбель, аудитор, управляющий партнер Crowe ASIS, ACFE, ASCP о вариантах решения проблемы оплаты внешеного государственного долга Украины

Для Украины в очередной раз подходит время платить долги внешним кредиторам. И снова нужно расстаться с большими суммами, и снова все боятся дефолта. Но беда даже не в том, что у Украины денег нет, а в том, что одних денег для решения проблемы оплаты долгов недостаточно.

Деньги на самом деле есть

По словам заместителя исполнительного директора в МВФ Владислава Рашкована, в 2021 году государству нужно перевести на счета кредиторов $853 млн, а это 3% от всего ЗВП страны. Учитывая просадку в ВВП и прочие прелести коронакризиса, такая сумма - серьезная нагрузка на госбюджет.

Но Украина ее осилит. Но благодаря не траншу от МВФ, а подарку, буквально. Летом Фонд должен выплатить 650 миллиардов долларов своим учредителям, а Украина входит в их число. Ее доля должна составить 0,4% от общей суммы, а это около 3 млрд долларов - этого хватит, чтобы без проблем выплатить долги осенью. И при этом - не выбирать новый состав НАБУ, не решать проблемы вокруг «Нафтогаза». А ведь решение именно этих вопросов МВФ ждёт в первую очередь.

Главная проблема

3 июня группа депутатов зарегистрировала проект постановления №5607 о реструктуризации долга перед МВФ. Его авторы, выражаясь простым языком, призывают договориться с Фондом, чтобы не платить ему ничего. А то долговая нагрузка на госбюджет слишком большая в этом году, страна не выдержит. 

Этот документ абсурден по своей сути. Потому, во-первых, что любые попытки реструктуризации долга равносильны тому, чтобы прямо объявить дефолт. А это неизбежно вызовет отток инвестиций, валютные скачки, панику на рынках. Разве это сейчас надо Украине?

Во-вторых, чтобы проводить реструктуризацию долга, Украина должна считаться одной из беднейших стран мира, а для этого она должна соответствовать определенным критериям. Их выдвигают различные программы помощи от МВФ, такие как PRGT (Poverty Reduction and Growth Trust) и CCRT (Catastrophe Containment and Relief Trust). Но Украина им не соответствует, не считается беднейшей страной, поэтому не имеет реальных оснований просить упразднения своих долгов.

Проект постановления №5607 с рассмотрения сняли, что радует. Но само его появление в очередной раз показывает: наши депутаты борются не с проблемой, а с ее проявлениями.

На деле текущая сумма задолженностей Украины и их соотношение к уровню ВВП не так важно как то, какими они могут  стать под влиянием неблагоприятных факторов. Именно эти факторы нужно регулировать правительству, чтобы потом не страдать и не кидаться в крайности.

О каких факторах речь?

Их несколько, но я бы выделил три ключевых:

  1. Завышенный дефицит бюджета
  2. Преобладание валюты в структуре внешних займов
  3. Риск медленного развития экономики

Завышенный дефицит бюджета

Согласно закону «О государственном бюджете» размер дефицита украинского бюджета в 2021 году установлен в пределах 264 млн грн. Это 5,5% ВВП и это много. Компенсировать такую «дыру» в украинских реалиях трудно. 

Стандартный способ - выход государства на денежный рынок. Минфин уже говорил о планах привлечь 500 млрд грн путём размещения ОВГЗ - это больше, чем во все предыдущие годы. И для этого придётся существенно поднимать доходность облигаций, процентные ставки. Закономерный итог такого увеличения госинвестиций - уменьшение частных инвестиций в других сегментах экономики. Такой процесс называют эффектом вытеснения. И он уже наблюдается в Украине, о чем не так давно с воем интервью заявил глава НБУ Кирилл Шевченко.

Уменьшение инвестиций будет сдерживать развитие экономики, а без этого выплачивать огромные долги проблематично. Отсюда вывод: чтобы оплаты долгов не были такими болезненными, нужно поддерживать определенный - комфортный - уровень дефицита бюджета. Для этого он, согласно Бюджетному кодексу, не должен превышать 3%.  

Преобладание валюты в структуре внешних займов

Большую часть долгов Украина платит в иностранной валюте, то есть в долларах. И это плохо, потому что валютные скачки как внутри страны, так и за ее пределами провоцируют увеличение суммы задолженности. 

Задача правительства в долгосрочной перспективе - обеспечить дедолларизацию долга. И у нас даже пытаются: в прошлом году как раз утвердили Стратегию развития финансового сектора Украины до 2025 года. Она ставит целью снижение доли доллара в структуре внешнего долга до уровня не менее 50% (в 2019 году этот показатель составлял 63,3%). Но чтобы снизить негативные последствия валютных скачков, долларовая часть займов не должна превышать 20%. Такой показатель как наиболее оптимальный приводят эксперты МВФ. 

Так или иначе, но государству есть над чем работать, но пока, к сожалению, в этом направлении предпринято мало шагов. 

Риск медленного восстановления экономики

Украина и до пандемии не демонстрировала шокирующего роста ВВП, а уж что будет после - никто не знает. Прогнозы есть, да, но оптимистичными их не назовешь. 

Так, агентство Fitch Ratings говорит о росте ВВП на уровне 4,1% в 2021 и 3,8% - в 2022. Всемирный банк называет еще меньшие показатели: 3% - в 2021 и 3,1% - в 2022.

При этом бюджетные расходы Украины не уменьшаются, а даже наоборот. В таких условиях любой долг будет тяжким бременем для экономики, для страны. 

Чтобы снизить долговую нагрузку, нам нужно укреплять свою экономику. Нужны реформы, инвестиции и стабильные транши от внешних партнеров, включая МВФ. Это очевидное решение, но вот его реализация в Украине буксует многие годы. Как показал прошлый год, Украине не смогла даже сохранить сотрудничество с МВФ в период пандемии – то есть во время, когда оно, сотрудничество, требуется нам больше всего.

Читайте также