Об инвестициях и не только

Об инвестициях и не только

×
240 Инна Метелева / Charter House Corporate Partners

Об инвестициях и не только

  • Инна Метелева, директор британской инвестиционной группы Charter House Corporate Partners в Украине об эффективных подходах к привлечению инвестиций и управлению бизнесом

Новые вызовы и сложные задачи — верный путь к саморазвитию и управлению бизнесом. Для того чтобы быть успешным, нужно менять обстоятельства под себя и предугадывать или быстро реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию в политике, экономике и социальной жизни. Как всего этого достичь, не испытав синдрома эмоционального выгорания рассказала директор в Украине британской инвестиционной группы Charter House Corporate Partners Инну Метелеву.

Государство, бизнес и инвестиции

В Украине между бизнесом и государственным сектором существует информационная пропасть, это как две параллельные реальности. Государственные официальные лица, государственные инвестиционные агентства ведут переговоры на высоком уровне о привлечении инвестиций в украинский бизнес, готовят прекрасные презентации, оговаривают условия, подписывают соглашения, не видя реальных инвестиционных запросов и не понимая реальных возможностей освоить этот огромный ресурс. С другой стороны, украинский бизнес самостоятельно готовит инвестиционные проекты, ищет и коммуницирует с финансовыми институтами, готовит также прекрасные презентации и оговаривает свои условия. И с учетом ресурсов, предлагаемых Украине, например в рамках 1,5 млрд европейского «плана Маршалла», где агро стоит первым приоритетом, государство в лице ответственных чиновников должно быть в очень тесной коммуникации с украинским бизнесом.

Бизнес и инвестиции. В первую очередь, следует для себя четко определить, на что нужны средства и критериям какого финансирования компания соответствует.  Если цель, к примеру, закупка агропредприятием нового комбайна или линии сортировки яблок, это не совсем инвестпроект с точки зрения инвестора. Альтернатива инвестору по таким направлениям — лизинг, кредит от поставщика, банковские программы. Но если речь идет о составляющей общей стратегии развития предприятия, например, создание собственного парка эффективной сельхозтехники или цепочки добавленной стоимости в фруктовом бизнесе (управление качеством, сортировка, упаковка, переработка), — такие проекты интересны для инвестиционного партнерства. При этом общая инвестиционная стратегия может быть разделена во времени и на этапы (расширение земельного банка — увеличение технического парка и инфраструктуры — доработка — переработка — сбыт...) и в зависимости от потребности на каждом этапе могут быть реализованы различные инвестиционно-финансовые инструменты.  

Кто потенциальные инвесторы в АПК Украины? Инвестиционные фонды и финансовые институты с опытом работы в агро и на рискованных рынках, к которым относится Украина, крупные игроки фуд-индустрии, фонды из регионов с проблемами в самообеспечении аграрной продукцией. И как показало электронное декларирование чиновников разного уровня, в Украине скрыт огромный финансовый резерв, который может работать также в агро. Одним из интересов ЕС в предоставлении технической помощи Украине является стимулирование внутреннего инвестирования (domestic investment), создание новых рабочих мест и сокращение иммиграционных процессов. Сегодня международные банки в Украине предлагают интересные финансовые инструменты для малого и среднего бизнеса именно в направлении агро под небольшие проекты на выгодных условиях кредитования.  

Как правило, инвесторы рассматривают проекты, минимальная сумма которых составляет в среднем от $2 млн. Предприниматель должен смотреть на свой бизнес и с учетом исторических данных и стратегически выстроить на основании этих планов модель развития на ближайшие 3-5 лет. Инвестпроекты могут состоять из нескольких этапов: увеличение сырьевой базы, переработка, выход на внешние рынки — и быть структурированы на долгосрочное сотрудничество и разные финансовые инструменты.

В целом, для украинских компаний существуют основные три формы инвестиционного финансирования: долг, вход в капитал и совместное предприятие. В зависимости от формы отличаются условия финансирования, сроки и перечни необходимой информации.  Есть в настоящее время и дополнительная опция — pre-IPO для компаний, которые ориентированы на экспортные проекты и «длительную игру». Важно оценить существующие ресурсы, и не только финансовые, и перспективность развития предприятия, поскольку риски неокупаемости инвестиций высоки.

Инвестиционных возможностей и инвестиционных ресурсов для агро в Украине и для Украины много. В настоящее время только наша инвестиционная группа Charterhouse готова инвестировать в аграрные проекты в Украине в объеме $52 млн и до $130 млн в следующем году. И данные инвестиции застрахованы от политических и социально-экономических рисков.  

Как не спугнуть инвестора?

В большинстве случаев инвестируют в компании с понятной бизнес-моделью, менеджментом, юридической структурой, историей (не новичка на рынке). Кроме того, важна готовность собственников бизнеса открыть себя для инвестора. Персональная гарантия собственников — часто must have. При рассмотрении запроса инвестором заказывается независимый отчет в международной компании, которая специализируется на проверке бизнеса, о компании и собственниках, и заявленная информация должна совпадать с результатами отчета. Если на начальном этапе что-то было скрыто, то процесс рассмотрения будет остановлен. Не нужно бояться работать с инвестором, даже если есть определенные негативные нюансы в бизнесе, эту информацию необходимо оговаривать и с помощью инвестора правильно подойти к форме и структуре сделки.

Все данные компания подает инвестору после подписания договора о неразглашении информации и без согласия компании инвестор не имеет права открывать информацию любой третьей стороне.

Создание и презентация инвестиционного проекта

Создать инвестпроект можно двумя способами: внутренними силами или привлечь внешних консультантов. В больших аграрных компаниях есть отдельные инвестиционные отделы и специалисты, которые отвечают за работу с инвестором. В средних компаниях эта функционал финансовых служб. В маленьких обычно это инициатива собственника, он же директор, но часто с отсутствием профильных знаний и опыта. Поэтому небольшой бизнес, как правило, обращается к внешним консультантам, которые разрабатывают инвестпроект за определенную сумму, при этом они не гарантируют получение требуемого результата. Такие услуги могут стоить от нескольких тысяч долларов в месяц или фиксированной суммы за такую работу плюс процент от привлеченного финансирования.  В зависимости от состояния документооборота компании, наличия учетных данных, финансовой отчетности проект может быть подготовлен как за месяц, так и за полгода.  

В настоящее время с августа 2017 года в рамках рабочей группы Офиса реформ при Минагропроде реализуется правительственная задача по разработке инвестиционного портфолио агарного сектора Украины. Через все аграрные ассоциации, обладминистрации и областные управления АПК были разосланы формы инвестзаявки, которые необходимо заполнить бизнесу, заинтересованному в инвестициях. Она включает две страницы с общей информацией о бизнесе компании и краткое описание инвестпроекта. Все проекты делятся на три категории: соответствуют инвестиционным критериям и готовы к финансированию, частично соответствуют и требуют доработки, не соответствуют и рекомендованы другие финансовые инструменты. По второй категории проводятся бесплатные дополнительные консультации и предоставляется помощь по доработке проекта. Совместно с Независимой ассоциацией банков Украины разработаны обучающие материалы для аграриев, которые заинтересованы в привлечении финансового ресурса под свое развитие и включают все направления: от понимания сути до составления полного комплекта документов.  Результатом такой работы является готовый проект для привлечения инвестиции или банковского финансирования и прямой коммуникации двух сторон.

Обучение инвестиционной привлекательности

Инвестиционная привлекательность — это не только красивая и правильная инвестиционная презентация. Это деловая репутация, прозрачность ведения бизнеса, способность компании эффективно управлять ресурсами и генерировать доход. Также это деловая репутация и харизма собственников и первых лиц компании.

Каждая компания индивидуальна, и нет шаблонных решений даже в случае похожих инвестиционных проектов. Инвесторов, заинтересованных инвестировать в украинский агросектор, много, также есть много ожиданий у аграрного бизнеса. И чтобы найти и подойти друг другу, необходимо выполнить домашнюю работу внутри компании.

Женщина в большом бизнесе

Женщины в бизнесе более постоянны, надежны и ответственны, при этом процент женщин-руководителей критически низкий. На уровне исполнителей наоборот. Такая диспропорция напрямую связана с устоявшимися в Украине традициями, где главенствующая роль и роль стратега принадлежит мужчине. Руководители компаний, бизнес-ассоциаций в Украине — это мир мужчин. Если необходимо будет назвать известных мужчин и женщин в агробизнесе Украины, большинство успешно назовет в основном мужские фамилии. В развитых странах наблюдается тренд увеличения женского лидерства и сотрудничества. С каждым годом образовывается все больше женских бизнес-ассоциаций. Одна из самых известных — Agribusiness woman. Такие объединения в рамках международных мероприятий проводят отдельные встречи. Есть женские бизнес-акселераторы и инвестиционные направления. Украина идет по этому пути, но медленно.

Баланс между работой и личной жизнью

Найти баланс между личным и работой сложно. В глянцевых изданиях мы часто видим картинку идеальной жизни: счастливая семья, успех в работе и достаточно времени на личностное развитие. К сожалению, в современных бизнес-условиях такой баланс крайне сложен, особенно в операционном бизнесе, где, по сути, нет гарантированных или плановых выходных, отпусков и нужно быть на связи 24 часа в сутки. Среди моих друзей и знакомых такой баланс, скорее, исключение, чем правило. Это в первую очередь выбор личных приоритетов и отдача предпочтения той стороне жизни, которая приносит внутреннее удовлетворение.  

Мотивация собственная и мотивация персонала

Мотивация персонала — это, в первую очередь, личный пример руководителя. Если руководитель — лидер, целеустремленный, «горит» своим делом и понимает, что и для чего он делает, то коллектив также будет мотивирован. Если руководитель разбалансирован и не знает, чего хочет, то такие же настроения будут и в коллективе.

Создание условий по профессиональному и личностному развитию персонала не менее важны. В настоящее время существует много инструментов, таких как наставничество, специализированные обучения, участие в профессиональных мероприятиях, выставках, семинарах, где кроме получения новых знаний и опыта они будут осознавать, что могут не только действовать в рамках своей компетенции, но и расширять ее.

Мотивация персонала должна быть как материальной, так и моральной. Психологический климат в коллективе, способность отметить хорошо выполненную задачу или проявленную инициативу, условия и комфорт рабочего места, — это комплимент сотруднику. В одной известной в агросекторе юридической компании есть департамент счастья, который создает хорошие и комфортные условия для работы и развития сотрудников в компании.  

В Украине есть агрокомпании, которые стимулируют своих сотрудников реинвестировать в компанию, где они работают, на выгодных финансовых условиях. Это формирует лояльность и долгосрочные отношения с кадрами. Также это мотивирует работника быть максимально продуктивным, потому что чем больше доход компании, тем больше его доход на вложенные деньги.

Меня мотивируют вызовы и новые задачи, проекты и возможности. Особенно, когда нет шаблонных четко прописанных процедур и необходимо самостоятельно моделировать решение.  Кроме того, в настоящее время интересно развиваться в рамках проектного инвестирования как в агросекторе, так и других перспективных направлениях. Сейчас я понимаю, как инвесторы смотрят на компании, на что обращают внимание, какие для инвестора ключевые маячки. Раньше я была с другой стороны переговорного стола, и складывалось ошибочное представление, что шикарная инвестиционная презентация с привлекательными финансово-экономическими показателями — и ты однозначно интересен инвестору для продолжения диалога. Зачастую они обращают внимание и дают быструю обратную связь, базируясь на других показателях. Поэтому в настоящее время меня также мотивирует раскрытие настоящего инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности украинских аграрных компаний и агробизнеса в целом.

Источник: AgroPortal

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×