Для того чтобы пройти процедуру IPO, стоит запастись терпением. Ведь проведение всех подготовительных этапов может занять у компании от одного года до нескольких лет. Такая длительность процесса связана с тем, что украинские компании, в большинстве своем, не соответствуют критериям листинга на мировых торговых площадках.
Выйти на первичное размещение акций на одной из мировых бирж может только та компания, которая полностью отвечает требованиям по прозрачности структуры собственности и понятности ведения бизнеса. И здесь у украинских эмитентов акций чаще всего возникают трудности. «Основные сложности – это процесс перехода в «публичный режим»: подготовка аудита, выстраивание прозрачной и понятной инвесторам юридической структуры, полная отчетность перед инвесторами, мероприятия по улучшению имиджа компании и работе с инвесторами», - рассказывает Кирилл Зуйков, старший аналитик департамента инвестиционно-банковских услуг Astrum Investment Management . Провести IPO невозможно, если собственники компании не готовы раскрывать любую информацию о себе и о своем бизнесе по требованию советников.
Если вы все же решили, что справитесь со всеми сложностями и IPO – это для вас, то будьте готовы также к существенным предварительным затратам. Первичное публичное размещение – не дешевое удовольствие.
Эксперты утверждают, что для того, чтобы заработать на первичном размещении акций 100 миллионов долларов, только на подготовку нужно потратить два-три миллиона, а затраты на само размещение могут быть еще больше. Потому на IPO стоит выходить компаниям с достаточно высокой капитализацией и операционной прибылью, готовым инвестировать в развитие.
Среди отраслей экономики, наиболее благоприятных с точки зрения проведения IPO в 2011 году, эксперты уже традиционно выделяют сельское хозяйство и food-индустрию – их перспективы связывают с возможным продовольственным кризисом в мире. «Мы ожидаем, что в 2011 году могут осуществить IPO новые сельскохозяйственные компании, производители продуктов питания и компании из сектора машиностроения», – рассказывает Владимир Клименко, директор инвестиционно-банковского департамента инвестиционной группы «Сократ».
Также среди наиболее перспективных в плане проведения IPO в ближайшие годы отраслей называют фармацевтику, производство товаров повседневного спроса, машиностроение, телекоммуникации, производство удобрений, банковскую сферу.
Выход на первичное публичное размещение для компании проходит в несколько этапов.
Этап 1: Готовим компанию к публичному статусу
Уже на этом этапе желательно предварительно определиться, на какой бирже будет происходить первичное публичное размещение акций вашей компании. Ведь требования различных торговых площадок к объему и срокам предоставления финансовой отчетности, аудиту, корпоративному управлению компании-эмитента могут отличаться. Кроме того, различными будут и затраты на размещение.
Но в любом случае, какую бы торговую площадку вы не выбрали – подготовка к публичному размещению включает определенный неизменный порядок действий. «Проблемы, с которыми сталкивается компания, выходящая на IPO, это оценка интереса в целом к возможности инвестирования в компанию, а также оценка самой компании. Эти проблемы в свою очередь связаны с восприятием Украины как страны с высокими рисками, с качеством менеджмента конкретной компании, а также с доверием инвесторов к открытости компании и качеству ее корпоративного управления», – объясняет Владимир Клименко. На решение этих проблем и стоит направить основные усилия на начальном этапе.
Прежде всего, юридическая структура акционерного общества должна быть понятной потенциальным инвесторам. Возможно, придется изменить организационную структуру, чтобы упорядочить и упростить связи между подразделениями. Изменения могут коснуться и руководства компании – иногда акционерные общества специально вводят в его состав менеджеров, уже проводивших успешные IPO.
Следующим шагом может стать составление консолидированной финансовой отчетности, которая убедит инвестора в платежеспособности, прибыльности и устойчивости компании, а также проведение аудита по международным стандартам.
Важный аспект, на который обращают внимание инвесторы – качество корпоративного управления компании. Здесь речь идет о нормах деловой этики в отношениях с акционерами, а значит – и непосредственно о защите интересов инвесторов. В Украине нет законодательно закрепленных требований к корпоративному управлению компаний, однако при подготовке к публичному размещению акций можно ориентироваться на правила корпоративного управления, действующие на основных мировых фондовых площадках.
Также в процессе подготовки к публичному размещению акций компании стоит поработать над своим имиджем: повысить известность бренда компании, улучшить кредитную историю, заработать репутацию благонадежного заемщика.
Этап 2: Выбираем партнеров и готовимся к размещению
На втором этапе компании следует окончательно определиться с биржей, на которой будет происходить размещение, и составить запрос на проведение IPO в комиссию по ценным бумагам.
Украинские эмитенты акций чаще всего выбирают для публичного размещения одну из двух площадок: Варшавскую или Лондонскую биржу. Выбор зависит от масштабов самой компании и планов по привлечению капитала: на Лондонской бирже возможности гораздо шире, однако и затраты на размещение и требования к эмитентам тут существенно выше. Объемы сделок на Варшавской бирже в несколько раз меньше, но и требования к компаниям более либеральные, а потому эта площадка доступна для большего количества украинских эмитентов.
На этом этапе компания уже не может действовать сама и должна определиться со своими партнерами по проведению IPO.
Важнейший из них – андеррайтер, то есть инвестиционный банк, который и будет выводить компанию на биржевой публичный рынок. Вместе с андеррайтером обсуждаются детали IPO: диапазон возможной цены размещения, размер выставляемого на торги пакета акций, желаемая структура инвесторов.
Также вместе с андеррайтером составляется предварительный проспект эмиссии и начинается процедура Due Diligence – всестороннее исследование деятельности компании, ее финансового состояния и положения на рынке.
«Важным звеном в процессе IPO является финансовый советник и брокер. Первый организовывает и координирует все этапы работы и участников процесса, проводит оценку. Задача брокера – собственно размещение акций среди инвесторов. Правильный подбор всех действующих лиц – также непростая задача для компании», – поясняет Кирилл Зуйков.
В команду по подготовке IPO могут входить также юристы, аудиторы, специалисты по отчетам и другие эксперты.
К слову, основные издержки компаний при проведении IPO приходятся именно на комиссионные выплаты партнерам и советникам.
Так, издержки компании «Укрпродукт», проводившей в 2005 году IPO на Лондонской Бирже, составили 12% от стоимости размещения, или примерно 700 тысяч фунтов стерлингов. Половина этих расходов пришлась на комиссионные платежи брокеру и «номинальным советникам», которые проверяют заявителей на соответствие стандартам Лондонской Биржи. Оставшаяся часть – расходы на консультантов и аудиторов.
Отметим, что для компании недостаток опыта в сферах финансового аудита и управленческой отчетности может значительно увеличить расходы на услуги советников.
Важно помнить, что сами по себе консультанты не делают компанию лучше или привлекательнее для инвесторов. Скорее наоборот – они стараются выискать все недостатки компании, чтобы максимально объективно оценить возможные риски.
Этап 3: Размещаем акции на бирже
Зачастую эксперты советуют не торопиться, а тщательно подготовиться к IPO заранее, а затем ждать удачного момента для размещения акций на бирже. Традиционно неудачными моментами для первичного размещения считаются периоды рождественских праздников и август – период летних отпусков. Также нужно учитывать рыночную конъюнктуру – не стоит проводить первичное размещение в тот момент, когда это делают еще несколько компаний аналогичного направления.
За один-два месяца до запланированного размещения проводится ознакомительное роад-шоу (роуд-шоу) – серия встреч с потенциальными инвесторами, на которых последние могут задать руководству компании-эмитента все интересующие их вопросы. По сути роад-шоу – это рекламная кампания, цель которой – привлечение интереса потенциальных инвесторов к предлагаемым акциям.
При размещении акций на бирже эмитенту понадобится еще один партнер – маркет-мейкер (компания, осуществляющая операции с ценными бумагами). На его счет акционерное общество переводит предназначенные для размещения акции, и непосредственно после этого начинаются торги.
После размещения
Может показаться, что размещение акций на бирже – это и есть завершение IPO. Однако это не так: с этого момента IPO только начинается. Ведь успех и достижение компанией поставленных целей в большей мере зависит от того, какие действия будут предприняты после размещения.
В первую очередь за размещением должен следовать анализ проведенных сделок. По какой цене продавались акции? Соответствует ли она запланированному уровню, и если нет – что способствовало снижению цены? Каким был спрос на акции со стороны инвесторов? Ответы на эти вопросы помогут эмитенту оценить успешность первичного размещения. А анализ структуры инвесторов позволит сделать прогноз о цене и ликвидности акций на вторичном рынке.
Кроме анализа, компании предстоит приложить немалые усилия для поддержания интереса к своим акциям. Так, из 12-ти украинских компаний, проводивших первичное публичное размещение своих акций в 2005-2010 годах, только пять принесли прибыль инвесторам. Акции остальных эмитентов продемонстрировали обвальное падение. И если для компаний строительной отрасли («ТММ» и «ХХІ Век») обвал цены акций был обусловлен глобальными событиями, мало связанными с обоими застройщиками – то падение котировок остальных бумаг зачастую свидетельствует о неудовлетворительной оценке инвесторами самих компаний.
Чтобы избежать такой ситуации, после IPO компания должна оправдывать ожидания инвесторов. А для этого ей придется тратить все больше денег на поддержание ликвидности своих акций: расширять производство, выходить на новые рынки, нанимать новых специалистов, платить аудиторам и PR-консультантам.
«IPO открывает доступ к широкому пулу инвесторов: инвестиционным и пенсионным фондам, страховым компаниям и физическим лицам. Компания становится публичной и может рассчитывать на более дешевый источник капитала в будущем, например выпуск еврооблигаций или кредиты от зарубежных банков», – рассказывает Кирилл Зуйков.
Однако при всех многочисленных преимуществах IPO, не стоит ожидать от него чуда. Ведь в конечном итоге компания может не получить ожидаемого притока капитала, что подтверждает опыт некоторых украинских компаний.
А потому эксперты не советуют проводить IPO на последние деньги – если ваша компания еще не достаточно окрепла в финансовом плане, лучше поискать другие способы финансирования. Представьте, что вы вложили миллион долларов (а именно эту сумму специалисты считают минимально необходимой для проведения IPO) в то, чтобы сделать вашу компанию публичной, а существенного притока инвестиций не получили – и если это не станет большим уроном для вашей компании, то можете смело задумываться о выходе на IPO.
Источник: prostibiz