По мере того, как венчурное финансированиеактивно набирает распространение в качестве источника капитала для молодых компаний, предприниматели, которые хотят создать устойчивый бизнес, должны действовать осторожно, прежде чем решиться на венчурные инвестиции.
Будучи ветераном в сфере стартапов, мне удалось на практике оценить преимущества и недостатки венчурного финансирования, а также найти ключ к пониманию, когда приходит подходящее время для привлечения инвестиций.
Прежде всего, Вам стоит помнить, что если вы привлекаете капитал слишком рано, то рискуете чужыми деньгами. И для того, чтобы найти безопасный способ управления этим капиталом, вам нужно применить все свои знания бизнеса и минимизировать риски в интересах Ваших новых инвесторов.
Сначала клиенты, потом деньги
Большинство предпринимателей понимают важность получения ранней обратной связи от клиентов по поводу ценности вашего предложения (продукта), для того чтобы иметь возможность его изменить и сделать более ценным для потребителя. Хотелось бы убедиться, что Вы осведомлены о том, что рост компании зависит от фактически оплаченных заказов клиентов, или что компания использует метрическую систему оценки роста вместо показателей дохода (то есть ежедневное количество клиентов). И лишь только после подтверждения роста, можно полагаться на привлечение тех или иных источников финансирования для обеспечения поддержки компании до тех пор, пока она окончательно не утвердит свою бизнес-модель.
Так что же предшествует получению капитала? На мой взгляд, начать нужно с того, что первые клиенты помогают вам сделать Ваш продукт более совершенным, пока вы работаете на основе собственного капитала и не несете потери для инвестора. Это уменьшает давление на сам процесс развития бизнеса и помогает сконцентрироваться на разработке продукта. К тому же, платежеспособные клиенты создают некую систему проверки, крайне необходимую для принятия решения потенциальными инвесторами.
На ранних стадиях развития бизнеса так же очень важно обеспечить, чтобы вы не стали полностью зависимыми от одной компании, то есть, чтобы поток доходов исходил не только от этой компании. Реальность такова, что строить предложение, которое удовлетворяет потребности одного клиента, который впоследствии может им и не быть, - очень опасно. В идеале, конечно, иметь много клиентов, которые бы употребляли один и тот же продукт, а выручка исходила бы от каждого примерно в одинаковом соотношении.
Не каждый рост является положительным результатом. Убедитесь, что вы строите свой бизнес, основываясь на подходящей бизнес модели, которая в дальнейшем позволит масштабировать бизнес. Также очень важно, устранить как можно больше ложных показателей роста и создать прочную основу для того, чтобы ваш продукт и компания имели возможность выжить на рынке и процветать.
Будьте неординарными при получении кредита
Когда у вас уже есть платежеспособные клиенты, у вас есть возможность определить, какие виды капитала доступны и наиболее приемлемы для Вас. Вам не обязательно использовать акционерные формы привлечения средств.
Например, если у вас модель SaaS (с англ. software as a service – программное обеспечение как услуга), которая генерирует предсказуемый и повторяющийся ежемесячный денежный поток, вы попросту можете взять кредит, выплаты по которому соответствуют вашему ежемесячному доходу. Это отличный вариант, дающий возможность контролировать кредитную линию и планы финансирования, по сравнению с акционерной формой финансирования, которая создает дополнительные проблемы для бизнеса (повышенная степень управления и отчетности, новые директора в составе Совета директоров и т.д.).
Использование стороннего финансирования возможно, только если ваш продукт смог найти свое место на рынке и приспособиться к существующему спросу и предложению. Также важным моментом является готовность Ваших клиентов оплачивать услуги в текущий момент.
Каждый день мы слышим о стартапах, которые привлекли миллионы долларов для финансирования своих проектов с целью их роста. Многие из них потратят все эти миллионы, чтобы понять, что нужно сделать, чтобы их продукт полюбили на рынке. И многим это не удастся. Проблема даже не столько в расходах по проекту, сколько в неправильном подходе ведения бизнеса и мышлении членов команды, которые приоритетом считают текущую прибыльность компании, а не способность масштабировать бизнес и получать совсем другой уровень прибыли.
Вопрос выбора
Мне нравится то, что в вопросе использования венчурного финансирования есть возможность выбора. Например, мы стратегически решаем, ограничивать показатель дохода и прибыли в пользу роста клиентов, или же только один показатель. Понятно, что процесс выбора модели является сложным заданием в краткосрочной перспективе, но в разрезе средне- и долгосрочной перспективы он становится все более интересным.
Компании, которые я возглавляла, имели возможность обеспечивать свое финансирование, как путем кредитования, так и за счет привлечения инвестиций в акционерный капитал. Стоит помнить, что финансирование может стать как хорошим вариантом для компании, в результате чего, Вы сможете ускорить рост бизнеса, так и стать проблемой.
Вся формула заключается в генерации определенного размера доходов, который должен покрывать, как текущие операционные издержки, так и оплату пользования дополнительным финансированием и при этом позволить компании оставаться на плаву. При этом существенным преимуществом является такая модель привлечения инвестиций, при которой Вы сохраняете наибольшую степень контроля над управлением своей компанией.
Перевод: Анастасия Бондарчук
Источник: Techcrunch