Пять главных ошибок юриста в сделках M&A

Пять главных ошибок юриста в сделках M&A

Самые опасные ошибки при сопровождении сделок слияния и поглощения (M&A) юристами: недостаток сведений о контрагенте и слишком жесткие условия предварительного соглашения

У инвесторов постепенно возвращается интерес к Украине. В 2018 году продолжился рост рынка M&A в Украине. Количество сделок слияния и поглощения выросло на 19%, по сравнению с 2017 годом, и достигло 80 соглашений. Общая стоимость инвестиций составила $1,8 млрд, что на 78% больше аналогичного показателя в 2017 году, говорится в ежегодном отчете KPMG.

Как правило, для работы над проектами по слияниям и поглощениям украинские компании привлекают юридических консультантов. Роль корпоративного юриста ограничивается разработкой шаблонов гражданско-правовых и корпоративных документов. Это одна из ошибок, которая может привести к уменьшению экономического эффекта от проекта, а также к тому, что интересы компании не будут защищены должным образом. Про другие ошибки, связанные с подготовкой и закрытием сделок M&A, читайте ниже.

Ошибка № 1. Работа вслепую

В любом проекте по слиянию и поглощению на первом этапе проводится стратегический анализ рынка. Он включает в себя:

  • моделирование основных гипотез развития рынка на ближайшие три-пять лет,
  • выбор потенциальных партнеров,
  • оценку возможной синергии и сроков окупаемости проекта.

Цель — собрать как можно больше информации, чтобы оценить перспективы проекта.

Правильная оценка ожидаемого экономического эффекта от M&A невозможна без оценки правовых рисков. Большое количество регуляторных требований и правил или же их отсутствие, а также введение санкций может повлиять на решение о сотрудничестве с выбранным партнером либо послужить причиной отказа от проекта. Информация, которую соберет юрист, может повлиять на стратегию и тактику ведения переговоров, а также на определение цены.

Для правильного структурирования сделки M&A юрист должен понимать, как устроен бизнес. Это нужно, чтобы при разработке и согласовании гражданско-правовых и корпоративных документов юрист знал, какие экономические и правовые риски связаны с проектом, и мог предусмотреть механизмы по защите от них. Однако на практике юристы довольно часто не знакомятся с результатами стратегического анализа рынка, не интересуются причинами выбора партнера по сделке, не знают финансовых целей компании, не уделяют должного внимания правовому регулированию рынка. Из-за этого при подготовке документов по сделке возможны ошибки, которые приведут к убыткам.

Ошибка № 2. Отказ от Term Sheet

Term Sheet — это соглашение об основных финансово-экономических и правовых параметрах проекта M&A. Оно оформляется после проведения стратегического анализа рынка и выбора партнера по проекту, но до проведения процедуры due diligence, то есть комплексной проверки финансового состояния приобретаемой компании и ее положения на рынке.

Как правило, Term Sheet не является юридически обязывающим документом: у компании-покупателя нет всей необходимой информации, чтобы окончательно сформировать свою позицию для переговоров. Однако нередко участники сделки идут еще дальше — совсем отказываются от Term Sheet и подписывают лишь соглашение о конфиденциальности информации, которой они обмениваются в рамках проекта.

Отказ от Term Sheet опасен тем, что согласование документов по сделке затянется, так как не будет отправных точек для переговоров, а это может привести к срыву проекта. Уже на первых этапах желательно сформировать перечень основных условий, при которых сделка M&A может быть заключена. Внесите в него условия о максимальной и минимальной цене сделки, структуре и компетенции корпоративных органов управления. Но не требуйте излишне подробного описания в Term Sheet всех условий, это лишит стороны необходимой гибкости во время переговоров.

Term Sheet необходимо оформлять еще и потому, что по итогам due diligence позиция участников проекта может поменяться. Документ, который фиксирует изначальные договоренности сторон, обезопасит компанию от того, что вторая сторона резко поменяет условия.

Ошибка № 3. Выборочный анализ результатов due diligence

Чтобы снизить риски по проекту M&A, нужно получить исчерпывающую информацию о приобретаемой компании. Один из способов обеспечить безопасность будущей сделки — это процедуры due diligence.

Участие юристов в due diligence нередко ограничивается проверкой договоров и прав на основные средства и нематериальные активы, а также проверкой на наличие судебных споров. Все это не подразумевает анализа финансовых, налоговых и управленческих рисков. Это может привести к ошибкам при подготовке к сделке. Например, в ходе due diligence у приобретаемой компании могут обнаружиться нарушения по уплате налогов. Если юрист не в курсе этого, он не сможет включить в условия сделки гарантию по возмещению потерь в случае возникновения претензий со стороны налоговых органов.

Ошибка № 4. Фокусирование только на позитивном сценарии

Нередко при работе над проектом участники концентрируют внимание на финансово-экономических обязательствах и в меньшей степени задумываются о согласовании таких условий, как применимое право и место рассмотрения споров, а также возможность выхода участников из проекта в будущем. В процессе подготовки к сделке партнеры прежде всего рассчитывают на выгодный результат от проекта M&A и не фокусируются на том, что процесс может пойти не так, как было запланировано. От конфликтов и разногласий между сторонами, которые придется решать через суд, никто не застрахован.

При выборе применимого права и места рассмотрения споров важно учитывать, насколько проработан механизм защиты интересов сторон в российском и зарубежном праве. Также нужно знать, сформирована ли соответствующая судебная практика, какими правилами руководствуются арбитражи, какие действия стороны должны предпринять, чтобы исполнить их решения. Имеет значение и стоимость рассмотрения споров, включая госпошлину, оплату услуг арбитров и сторонних адвокатов.

Возможность выхода из проекта часто оформляют путем заключения сторонами опционов на покупку и продажу долей в уставном капитале партнера. На этом этапе важно описать условия, механизм и сроки реализации опционов, а также порядок определения стоимости долей в уставном капитале.

Ошибка № 5. Отсутствие контроля в предварительных сделках

Сделки M&A обычно закрываются при выполнении участниками ряда предварительных условий, таких как:

  • получение согласия ФАС на заключение сделки
  • получение необходимых корпоративных одобрений
  • перевод на приобретаемую компанию заранее согласованных основных средств или нематериальных активов.

Часто выполнение этих условий проверяют лишь за несколько дней до закрытия. Это большая ошибка, ведь остается мало времени, чтобы устранить нарушения, если они будут выявлены. Лучшим решением будет оперативный контроль за выполнением предварительных условий по закрытию сделки в течение всего срока работы над проектом.

 

Читайте также