Ренессанс Индустриальных парков: шанс для новой индустриализации экономики страны?

Ренессанс Индустриальных парков: шанс для новой индустриализации экономики страны?

Артем Кузьменко, партнер юридической фирмы ETERNA LAW, и Роман Рубаник, младший юрист юридической фирмы ETERNA LAW, о перспективах развития индустриальных парков в Украине

Совсем недавно президент подписал законопроект о внесении изменений в действующий Закон об индустриальных парках, направленный на детализацию и расширение государственной поддержки развития индустриальных парков в Украине.

Давайте разберемся, насколько данные изменения могут быть интересны представителям бизнеса и способны ли они оказать влияние на развитие экономики страны.

Итак, для начала: что скрывается под таким красивым названием «индустриальный парк»? Кремниевая долина (которая раньше называлась Стэндфордским индустриальным парком), наверное, самый яркий и всемирно известный пример индустриального парка, который представляет собой специально выделенное промышленное пространство для размещения высокотехнологических и чаще всего экспортно-ориентированных промышленных предприятий.

Важной особенностью таких парков является подготовленная инфраструктура, логистика, близость ресурсов, специализированных учебных заведений, а также наличие разного рода льгот.

При использовании индустриальных парков как инструментов привлечения инвестиций и активизации хозяйственной деятельности в регионах все стороны процесса оказываются в положении win-win, при котором государство получает рост бюджетных поступлений как на местном, так и на государственном уровне, а бизнес – комфортные условия работы и возможность быстрого старта без лишних затрат на технические тонкости, такие как подключения к сетям, землеотвод и т. д.

Что же у нас с кремниевыми долинами?

По состоянию на сегодня в Украине зарегистрировано около 52 индустриальных парков, однако большинство из них дальше регистрации не продвинулись. Фактически под международное понимание индустриального парка в Украине подпадает не более 10.

Подобная статистика показывает, что «пациент скорее мертв, чем жив», и важно понимать причины такого печального положения дел, особенно учитывая, что подобным механизмом привлечения инвестиций и развития регионов успешно пользуются практически все постсоциалистические страны.

По нашему мнению, причин сразу несколько: это и достаточно архаичная нормативно-правовая база, которая давно не соответствует требованиям времени, и безынициативность со стороны местных властей, а также отсутствие востребованных льгот для будущих резидентов таких парков. Кроме того, дополнительной, но в большей мере политической причиной можно считать курс предыдущей власти на деиндустриализацию экономики в целом.

Что предлагает принятый законопроект?

Основная идея принятого Закона – значительное расширение государственной поддержки развития индустриальных парков на территории Украины, в частности предусмотрены следующие механизмы государственной помощи, такие как:

  • частичная компенсация процентной ставки по кредитам на обустройство и ведение хозяйственной деятельности в индустриальных парках для их участников;
  • финансирование на безвозвратной основе обустройства индустриальных парков, обеспечение строительства объектов смежной инфраструктуры – дорог, линий связи и других коммуникаций, необходимых для работы таких парков;
  • компенсация расходов за счет государственного и местных бюджетов на подключение и присоединение к инженерно-транспортным сетям.

На все эти меры Законом предусмотрена необходимость выделения не менее 2 млрд. грн. бюджетных средств ежегодно до 2025 года.

Однако указанная сумма на развитие индустриальных парков отсутствует в презентованном Бюджете на 2022 год, что уже говорит о существенном недостатке подобной системы.

Следует признать, что авторы законопроекта уже успели заверить, что в бюджет будут внесены соответствующие изменения.

Однако подобные случаи невключения в бюджет, казалось, законодательно предусмотренных сумм финансирования, далеко не единичные. Так, к примеру, на развитие медицины законодательно предусмотрено бюджетное финансирование на уровне не менее 5 % ВВП страны, однако в реальности ни один годовой бюджет так и не смог обеспечить выделение необходимых средств в полном объёме.

В то же время это – лишнее подтверждение, что программы развития или государственной поддержки, завязанные на выделении бюджетных средств в нашей стране, к сожалению, являются крайне нестабильными, что не добавляет уверенности инвесторам.

Сможет ли принятый законопроект поменять положение дел и заинтересовать бизнес?

Частично да. Принятие законопроекта, расширяющего государственную поддержку, является первым и важным шагом на пути к комплексному реформированию индустриальных парков в Украине. В комитетах Верховной Рады уже рассматриваются два законопроекта, направленные на создание тех самых льгот для инвесторов путем имплементации налоговых и таможенных льгот для резидентов индустриальных парков, таких как:

а) освобождение от налога на прибыль на 10 лет при условии его реинвестирования в развитие инвестиционного проекта;

б) освобождение от НДС на новое оборудование, ввозимое для собственного использования;

в) освобождение от ввозной пошлины;

г) льготные ставки налога на недвижимое имущество и землю в пределах индустриальных парков.

В данном контексте важно понимать, что создание индустриальных парков фактически является особой формой государственно-частного партнёрства, результат которого зависит от действий обеих сторон.

Более того, учитывая глобальные тенденции, особенно связанные с диверсификацией логистических цепочек транснациональными корпорациями, для Украины принятие сбалансированной реформы индустриальных парков может стать окном возможностей для привлечения больших иностранных инвесторов, особенно учитывая выгодное для этого географическое положение и близость к самому большому европейскому рынку сбыта.

Оценивая перспективы проведения данной реформы, можно утверждать, что действительно интересными для девелоперов и представителей бизнеса индустриальные парки могут стать исключительно после внедрения налоговых и таможенных льгот.

Следовательно, бизнесу мы, безусловно, рекомендуем внимательно следить за проходящей реформой, поскольку инструмент действительно крутой и показал свою эффективность, так как действительно с его помощью можно создать ряд уникальных условий для запуска и ведения бизнеса.

Читайте также