Игорь Горин построил один из самых успешных платежных сервисов в Украине – Portmone. Ежемесячно через систему проводится транзакций более, чем на 600 млн грн. В чем секрет успеха? Горин уверен, что в правильной команде. Бывший программист взял за себя функцию генерации идей и сумел заинтересовать ими не только партнеров – Александра Синеокого и Олега Михайлова – но и инвесторов. В конце 2014 года долю компании купил инвестиционный фонд под управлением Dragon Capital. Эксклюзивное интервью IGate, поведает о том, как совладелец Portmone собирал радио, запускал платежный сервис и почему не стоит рекламировать онлайн-сервисы в оффлайне эксклюзивном интервью IGate.
- Как вы заинтересовались информационными технологиями?
- Игорь Горин. Это произошло еще когда я учился в школе – классе в седьмом. Мой отец, инженер по образованию, тогда увлекся электроникой. И у нас под кроватью стояло два чемодана с деталями – папа мечтал собрать телевизор. Мне запрещалось в них даже заглядывать, чтобы случайно не потерять что-то важное. Но, как только родители уходили, я тут же лез под кровать и начинал рассматривать «сокровища». Однажды, ко мне в гости пришел одноклассник, который рассказал, что нашел схему, по которой можно собрать радио. У него был наушник, какие-то провода, а вот конденсатора не хватало. Мы вытащили что-то похожее на нужную деталь из чемодана и прямо на подоконнике собрали радио. Бросили антенну в окно, а заземление – на батарею. И случайно попали на радио. Это был шок! Три проводочка каких-то позволяют собрать радио. В старших классах я ходил в радио школу, мы там собирали телевизор, проигрыватель, более сложный приемник.
Позже мы с друзьями поступили за компанию в КПИ на факультет техники и радиоэлектроники. И поделились на «металлистов» и «пианистов». Первые больше работали с железом, а вторые – с программированием. Мне больше понравилось второе. Дело в том, что я не сразу поступил – на дневное не прошел по конкурсу, пошел учиться на вечерний факультет и работать на завод «Квазар». Пока мои друзья учили высшую математику и прочую теорию, я стал наладчиком первых советских компьютеров на ассемблере. Это было в конце 1980-х. Тогда я искал неисправности в ПК, перепаивал платы – и это было очень круто! А уже на третьем курсе, мы с другом стали выполнять заказы предприятий – писали им программы. Потом мне фантастически повезло. На кафедру приехал профессор из Германии, который посмотрел наши работы и устроил обмен студентами. Пятый курс я провел в зарубежном университете и меня уже ждали в Lufthansa.
Почему не остались в Германии, если были такие перспективы?
- Игорь Горин. Первый месяц в этой стране я был в шоке. Это начало 1990-х, у нас тотальный дефицит, а там 50 видов колбасы, баночное пиво! А потом стало сложнее – я всю жизнь учил английский язык, а немецкий мне сложно давался, немцы очень сдержанные, все чужое. Я держался только на песнях Бориса Гребенщикова и Юрия Шевчука. Думаю, что я бы все равно остался. Но мне повезло – после распада Союза некоторое время действовал ограниченный доступ к технологиям для бывших советских граждан. И Lufthansa просто не могла меня взять. Я был счастлив (улыбается – ред.). Я вернулся в Украину, несколько лет разрабатывал ПО для судебно-медицинской экспертизы – единственным недостатком была работа в морге, где располагалась компания. А потом я чуть ли не на столбе увидел объявление о наборе программистов в первый коммерческий банк «Инко». Я устроился туда и забрал своих однокашников. Работа в банке была золотым временем. Например, корпоративным увлечением была игра в DOOM. Мы купили даже огромные колонки и в обеденный перерыв и после работы яростно играли. И, кроме этого, конечно, работали – там на IT выделяли достаточно много, и зарплаты были отличные - $200. Там были лучшие компьютеры, и мы создавали ПО для эффективной работы банка. Невероятно интересный период. Но потом банк накрылся и наступили сложные времена – зарплату не платили, и мы год сидели «на бобах». Потом я случайно увидел объявление о наборе в «Квазар-Микро» и мы с друзьями перешли туда – компания очень быстро росла и ей нужно было много новых кадров.
За какие проекты вы там отвечали?
- Игорь Горин. Мы сделали самый крупный проект по внедрению систем управления предприятием. Было много классных и новых идей. А потом стало как-то скучно, все упорядочилось. И мы с Александром Синеоким (совладелец Portmone) решили запустить проект по электронной коммерции – продаже компьютерных комплектующих для В2В. Он прекрасно работал – к нам даже из Intel приезжали, удивленные отличными результатами. А потом произошла известная история – я забыл оплатить интернет и телефон. И подумал, чтобы было бы прекрасно оплачивать счета в сети. Поделился своей идеей с Синеоким и Олегом Михайловым. Идея о том, что можно сделать абсолютно белый бизнес, который бы работал на массовости, а не на высокой марже, пришлась им по душе. И мы в рамках «Квазар-Микро» решили запустить направление по оплате счетов.
Его удалось быстро запустить?
- Игорь Горин. Нет, мы потратили год на переговоры с «Авалем». Сначала хотели сделать совместный проект, но банк слишком долго принимал решение. Потом мы договорились с «Надра» и запустились. Потом бухгалтерия «Квазар-Микро» возмутилась тем, что поступают платежи, которые они не могут проводить и мы создали отдельное юрлицо – Portmone. А после конфликта с акционерами, мы отделились и стали работать отдельно. Первые два года мы работали всемером и это был офигенный драйв. Мы даже о бизнесе не думали. У нас, конечно, был бизнес-план, но мы больше получали удовольствие от своей работы. Играли в пейнтбол и боулинг, ходили на рыбалку. Это был кайф от жизни, кайф от того, что мы стали первой подобной компанией. Прорыв произошел только через несколько лет. Зато с тех пор мы постоянно растем.
Как изменились показатели вашей компании за последний год?
- Игорь Горин. В 2014 году оборот сервиса достиг 2,6 млрд. гривен – это на 53% больше, чем в 2013-м. По количеству транзакций у нас была цифра в 26,5 млн. операций, что на 37% больше, чем за 2013-й год. В этом году, несмотря на, казалось бы, не самые благоприятные условия для ведения бизнеса, цифры растут. За первые полгода 2015 года оборот составил 3,7 млрд. гривен. За год объем транзакций в системе Portmone вырос на 236%.
Какие платежи сейчас самые популярные у клиентов?
- Игорь Горин. 1-е место в рейтинге популярности до сих пор принадлежит пополнениям мобильного телефона. Этот вид платежей самый востребованный, поскольку касается ежедневных потребностей клиентов. К тому же, у каждого второго человека есть смартфон, с которого пополнение счёта проводится за считанные минуты. Мы как раз пополнения вывели на главный экран обновлённой версии мобильного приложения под iOS. Теперь кинуть деньги на телефон можно минуты за 2, не больше.
На 2-е место по популярности я бы поставил переводы между картами. Сервис действительно нашёл своего «покупателя». И, если на старте его использовали преимущественно волонтёры, то сейчас спектр использования расширился до самых обычных бытовых потребностей. Например, переводы родителей детям-студентам, оплата товаров на онлайн-площадках, предоплата за съёмную квартиру и т.д.
Тройку самых популярных сервисов замыкает оплата коммуналки. Это очень хорошая тенденция, что популярность такой оплаты растёт. Значит, у пользователей растёт доверие к онлайн-сервисам, они охотнее доверяют свои данные системам оплаты.
Что изменилось после продажи части компании Dragon Capital?
- Игорь Горин. В компании добавились люди, которые смогли чётко сформировать требования к стратегии развития бизнеса. Теперь раз в месяц на собраниях акционеров у нас ведутся долгие дискуссии, из которых мы реально выносим полезные вещи. Если до Dragon Capital мы понимали, зачем мы работаем на чисто смысловом уровне, то теперь всё это у нас приобрело очертания в конкретных цифрах.
Нововведения «Привата» по ограничению р2р-платежей как-то повлияют на ваш бизнес?
- Игорь Горин. Практически никак не повлияют, поскольку в P2P через нашу систему ходит очень мало карт «Привата». В тот день, когда в СМИ появились сообщения о блокировке платежей, все подумали, что заблокирована именно наша система и вся целиком. На самом деле пострадали абсолютно все игроки рынка. Насколько сильно пострадали — сложно сказать. Никто не делился впечатлениями.
Какие правила действуют в Portmone?
- Игорь Горин. Никто не ходит в погонах, не имеет права на истину. Мы все обсуждаем. Иногда даже слишком бурно – с криками и матами. Но мне это нравится. Это позволяет выбирать из всех идей только те, которые действительно сработают. У нас вообще подобралась идеальная команда. Я отвечаю за генерацию идей, Синеокий – за их структурирование и детализацию, а Михайлов – за «приземление». Он руководил финансами и помогал просчитать реальный срок окупаемости наших нововведений.
Что важно для эффективной работы сотрудников?
- Игорь Горин. Знаете, компании 14 лет, и мы до последнего времени искусственно сдерживали рост коллектива. У нас работало 30 человек вместе с кол-центром. Я верю, что максимальную эффективность можно получить только в небольшом коллективе. Почему? В нем можно создать гармоничную атмосферу и знать всех сотрудников. Когда ты обеспечиваешь людям состояние гармонии, их ощущения передаются клиентам. Причем не важно, программист чувствует себя комфортно или сотрудник техподдержки. Подобные идеи на 95% совпадают с тем, что написано в книге «Zappos. Доставляя счастье». Остальные бизнес-книги мне не нравятся – я забрасываю их на 10-20 странице. Лучше читать художественную литературу – она включает креатив, в отличие от бизнес-литературы, которая включает логику. Бизнес во многом построен не на логических действиях, а на эмоциях и креативных идеях. Для клиентов ведь важна не скорость ответа на звонок, к примеру, а эмоции, которые они при этом испытывают. В бизнесе главное – люди. Если комфортно сотрудникам, то будет хорошо и клиентам. У нас основная часть коллектива работает по 5-7-10 лет. Это означает, что теория правильная.
Последние полтора года компания стала расти более активно. Что изменилось в коллективе? Какие новые методы управления вы стали использовать?
Новых методов управления у нас не появилось, поскольку старые методы командной работы до сих самые эффективные (улыбается – ред.). Все сотрудники компании активно участвуют в обсуждениях нововведений, потенциального переезда в новый офис и т.д.
Насколько эффективно рекламировать онлайн-сервисы в оффлайне? Какие результаты вашей рекламной кампании, запущенной в конце прошлого года?
- Игорь Горин. Конечно, не всегда целесообразно рекламировать онлайн продукт в оффлайне. Учитывая то, что в Украине около 22 млн человек активно пользуются интернетом, работы и без оффлайна хватает. Судите сами, увидел человек рекламу по телевидению об онлайн-сервисе. Чтобы этот сервис испытать на практике, ему необходимо, как минимум, взять в руки устройство с выходом в интернет, открыть браузер и по памяти в поисковике набрать то название, которое он услышал в телевизоре. Очевидно, что намного проще привести в сервис пользователя, который увидел рекламу непосредственно в среде онлайн.
Тем не менее, рекламная кампания на билбордах, которую мы проводили в конце ноября — в начале декабря 2014-го принесла свои плоды. Мы считаем, что всплеск платежей произошёл как раз из-за неё, хотя однозначно утверждать это нельзя, так как замерить эффект от наружки очень сложно.
Каких целей планируете достичь к концу года?
- Игорь Горин. Дойти до миллиарда оборота в месяц. Уже очень близко.