В своем интервью vc.ru, Игорь Рябенький очертил проблему прежде всего для российской венчурной сферы, однако ситуация во многом характерна и для Украины.
Меня регулярно спрашивают, чем вызвана низкая активность бизнес-ангелов. Возможно, создается мало хороших проектов? Не соглашусь. У наших предпринимателей, безусловно, есть проблемы с самопрезентацией, но в моей почте — письма от десятков стартаперов, с каждым из которых было бы интересно как минимум пообщаться в Skype. Мозги в стране отличные, и они никуда не делись.
Может, у инвесторов нет денег? Тоже вряд ли: инвесторов и состоятельных менеджеров среднего звена в России столько же, сколько в европейских странах. Они готовы инвестировать в проект, хотя зачастую просто не знают как. Создаются фонды, которые помогают бизнес-ангелам действовать вместе, — мы тоже выступили с аналогичным проектом AltaClub.
По сути, мы помогаем бизнес-ангелам минимизировать риски и увеличить прибыльность в случае успеха проекта. В Америке такой вариант софинансирования очень распространен, в России же только набирает обороты.
Что, на мой взгляд, сильно мешает развитию индустрии, — так это отсутствие морально-этического кодекса и просто законодательной базы, которая защищала бы основателя проекта и инвестора.
Большинство стартапов в США сейчас растут для того, чтобы набрать как можно больше пользователей, а потом продать компанию интернет-гиганту. Лишь небольшая часть из них ориентирована непосредственно на зарабатывание денег. Но и в том, и в другом случае велика вероятность неудачи — если пользователи почему-то не оценили продукт и очевидно, что расти дальше проект не сможет.
У нас однажды была такая ситуация — со стартапом CalPal. Это продукт, в который я сразу влюбился, — социальный календарь, позволяющий рассказывать друзьям и семье, какие у вас планы на выходные. Команда была суперпрофессиональна и произвела на меня очень хорошее впечатление. Но постепенно мы с основателями проекта поняли, что набор пользователей идет слишком медленно.
Что происходит с неуспешным стартапом в России? Инвестор теряет все деньги, а члены команды устраиваются на работу. Впрочем, специалистов сманивают в большие компании даже из процветающих стартапов, на рынке подобные случаи известны. Так было и у нас: крупная компания, которая торгуется на зарубежной бирже, долго подбиралась к одному из наших проектов, а потом прислала сотрудникам предложение о работе, по незнанию поставив в копию и меня. Интересно, чего они таким образом хотели добиться — подставить инвестора.
В Америке мы точно выиграли бы суд — в России же пока не имеет смысла заводить об этом речь, поэтому я просто принял извинения. Если американская крупная компания заинтересована в команде стартапа, она может осуществить acquire, то есть покупку стартапа ради «мозгов» за сравнительно небольшие деньги.
Так и случилось с CalPal. Предложение о покупке команды поступило сразу с трех сторон. У меня была возможность выбора, и, честно говоря, предложение со стороны Airbnb было чуть ли не самым скромным. Но ребята пришли и честно попросили меня: нам ведь работать в этой компании, мы предпочли бы Airbnb. И не прогадали. Я, безусловно, имел право сказать, что не согласен с их выбором, но зачем? Теперь у нас есть дружественная команда в Airbnb и сохранились хорошие отношения с людьми — а такими вещами нельзя разбрасываться.
Пока в России, действительно, не сформировалась массовая культура инвестирования и соинвестирования в проекты. На Западе люди порой скидываются по $10–30 тысяч, которые могут быть вложены в десяток-другой проектов. Это позволяет распределить риски и уравновесить доходы.
Развитие культуры инвестирования в долгосрочной перспективе поможет развитию всей стартап-экосистемы. Нашим крупным компаниям надо научиться смотреть далеко вперед и понимать, что их действия помогут или развить весь рынок или, напротив, сильно затормозить его, напугав бизнес-ангелов или небольших инвесторов опрометчивыми действиями.
Зная, что российские гиганты в ущерб времени и репутации предпочтут создать клона внутри корпорации, мы в соинвестиционном клубе AltaClub помогаем выбрать правильную стратегию общения с большими игроками или сразу предлагаем стартапам выступать перед западными инвесторами, минуя российских игроков.