Концепция «умного города», уже изменившая городскую среду во многих странах, начинает постепенно внедряться в Украине. У этого направления большие перспективы, в том числе и в плане привлечения средств иностранных инвесторов. Еще одно направление возможных инвестиций - реновация старого жилого фонда, но для этого необходима разработка и принятие соответствующего законодательства. О перспективах украинских городов корреспондент InVenture беседовал с директором Института урбанистки Аллой Плешкановской.
Вы - автор первого в Украине пилотного проекта реновации кварталов устаревшего жилого фонда в Киеве (2007 г.) и Городской программы комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилого фонда в Киеве (2008 г.). Почему возникла необходимость в таких проектах? Насколько актуальны они сегодня?
Состояние зданий первого периода индустриального домостроения настолько плачевно, что актуальность их реконструкции ни у кого не вызывает сомнения. В 2006 году Департамент градостроительства и архитектуры Киева обратился к нам с предложением разработать проект Комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилого фонда (так называемых «хрущевок»). Прежде чем выполнить этот проект, нами был проанализирован опыт многих стран, столкнувшихся с подобной проблемой. В основу был взят опыт Москвы, где к тому моменту были снесены уже миллионы квадратных метров такого жилья. К сожалению, экономический кризис 2008-2009 годов помешал реализации этой Программы.
В наши дни опять активно поднимается вопрос острой необходимости реконструкции устаревшей застройки. Более того, год назад была начата подготовка новой версии закона «Про комплексную реконструкцию кварталом (микрорайонов) устаревшего жилого фонда» с тем, чтобы создать законодательную базу реализации подобных проектов. А в этом году планируется начать разработку новой городской программы реконструкции с учетом новых социально-экономических реалий.
Но, к сожалению, массовое строительство последних лет не оставляет сомнения, что инвестор не заинтересован вкладывать средства в реконструкцию устаревшего жилого фонда. Должны быть разработаны механизмы совместного участия и государства, и местных органов власти, и инвесторов в решении этой проблемы. Но если не продумывать механизмы решения, то в недалеком будущем данная проблема может приобрести катастрофический характер и составлять угрозу не только здоровью, но и жизни ее обитателей.
Кто инвестирует в реновацию жилого фонда? За счет чего «отбиваются» инвестиции?
Разработанным проектом, о котором я рассказывала выше, предусматривалось, что инвестор компенсирует свои затраты за счёт разницы между объемом нового строительства, так называемого «коммерческого» жилого фонда, и объёмом «компенсационного» жилого фонда, который предоставляется жителем сносимых домов бесплатно.
Экономические расчёты подтверждали, что это вполне рентабельно, и вызывало коммерческий интерес, особенно, у зарубежных инвесторов, которые привыкли к не столь высоким процентам прибыли, принятым, к сожалению, в нашей стране. Они готовы были браться за реализацию подобного проекта, но кризис и политическая нестабильность в стране затормозили этот процесс.
На мой взгляд, новая версия закона всё-таки не создает достаточные условия для реализации программы. Социально-экономические условия в нашей стране не позволяют жителям активно принимать участие своими средствами в реализации подобного рода проектов. Дело в том, что те, у кого была возможность вложить собственные средства в улучшение жилья, давно уже это сделали. Подавляющее большинство жителей «хрущевок» - это либо пенсионеры, либо малообеспеченные жители, которые не имеют собственных средств для улучшения жилищных условий.
Предложенная версия закона базируется на том, что инвестор должен собственными силами решить проблему как жителей сносимых домов, так и попытаться ещё реализовать коммерческую составляющую подобного проекта.
Мне кажется, что сначала следует отработать экономическую модель возможной реализации программы комплексной реконструкции устаревшего жилого фонда, а потом уже вносить корректировки, или создавать новую, законодательную базу.
В Киеве в последнее время потеряно много старых жилых домов, которые можно было бы сохранить. Почему это происходит?
В мире существует два полярных подхода к сохранению исторической застройки. Один – это пример Парижа, где в центральной зоне запрещено какое-либо новое высотное строительство, и историческая зона города сохраняется в своём первичном виде. Второй пример это – Лондон. Как известно, англичане весьма трепетно относится к своей истории, но при этом вполне допускают возведение новых экстравагантных высотных зданий в самом центре Лондона на берегу Темзы напротив Вестминстерского дворца.
Вопрос не в том, можно или нельзя строить новые здания в исторической зоне. Вопрос в том, насколько это корректно и профессионально сделано.
Безусловно, сохранять историческую застройку нужно. Существующее отечественное законодательство в этой сфере базируется на основных положениях мировых конвенций и хартий, и адаптирует их к условиям нашей страны. В соответствии с ним предусматривается целый ряд мер по сохранению объектов исторического наследия. А то, что имеет место ликвидация этих объектов и разрушение исторических зон не только Киева, но и других городов, это, к сожалению, результат желания инвесторов заработать. И это желание преобладает над чувством любви к собственной истории.
Как вы относитесь к концепции «умного города» в приложении к нашим реалиям?
Концепцию «умного города» или «Smart City» можно рассматривать как модель идеального города нашей современности. Это город – максимально технологичный и максимально комфортный для жителей, построенный на использовании и внедрении в любые сферы жизнеобитания инновационных компьютерных технологий.
Идеология «умного города» базируется на нескольких ключевых принципах. Это, - энергоэффективность, экологичность, оптимизация инфраструктурных подсистем (транспортной и инженерной), активное развитие инновационной экономики, которая позволит создать условия для комфортного проживания людей. «Умный город» – это город для людей, где в приоритете доступное для любого возраста и достатка образование и медицина. Отдельные элементы такой организации городской жизни активно начинают внедряться и у нас, но, конечно же, нам еще далеко до передовых в этом отношении городов, например, Сингапура.
Но дело не в том, что мы можем взять и в один прекрасный момент компьютеризировать все аспекты нашей жизни. Дело в том, что должно измениться мировоззрение и отношение как к личной жизни, так и к окружающей среде. Именно поэтому в «умном городе» огромное значение уделяется образованию, только тогда можно создать условия для развития инновационной экономики и технологий.
Человек часть этого меняющегося мира, и он должен изменять его и меняться вместе с ним. И хотим мы того или не хотим, мы всё равно будем двигаться в этом направлении и уже сейчас пытаться воплощать принципы «разумного города» в жизнь.
Что такое «умный город» для вас?
Понятие «умный город» для меня существует в двух ипостасях. С одной стороны, я рассматриваю вопросы «умного города» с теоретической точки зрения как феномен и определенный современный этап развития представления об «идеальном» городе. С другой стороны это комплекс практических решений, позволяющих создать максимально комфортные условия проживания населения.
И здесь позволю себе высказать мнение, что «Smart City» для меня – это город, со всеми его структурными подсистемами максимально наполненный компьютерными технологиями для оптимизации работы этих подсистем. Иная модель «умного города» это – город инновационный. То есть, это уже следующий этап развития «Smart City», где не только используются новейшие инновационные технологии организации городского пространства и, соответственно, работы всех многочисленных подсистем и структурных элементов городской ткани. Но это принципиально иное, инновационное, планировочное решение городского плана, основанное не на традиционных принципах монофункционального использования территории, заложенных ещё в первой трети прошлого столетия, с предприятиями в периферийной части города. Это – полифункционализация городского пространства с максимальным приближением к жителям как мест работы, так и объектов обслуживания, где акцент делается не на промышленном производстве, а на развитии системы образования и интеллектуальной деятельности. Именно поэтому очень часто ядром инновационного города становится университет.
В каких проектах в этом направлении вы участвуете?
С практической точки зрения мне доводилось участвовать в рассмотрении в качестве рецензента одного такого инновационного района в городе Киеве, так называемого «Unit City». Это образование, которое в данный момент формируется на территории бывшего мотоциклетного завода. Проект, безусловно, передовой и нестандартный для нашего города. Как и для многих других городов Украины.
Буквально в прошлом году мне пришлось плотно работать с инвесторами по вопросу возможности создания инновационного медицинского центра на базе недостроенной клинической больницы бывшего ожогового центра на севере села Троещина в Киеве. К сожалению, пока этот проект находится только в зачаточном состоянии и не получил должного развития, но, я надеюсь, что всё-таки он будет реализован.
А вот другой проект, концепцию которого мы разрабатывали еще четыре года назад, вполне успешно начинает воплощаться в жизнь. Это создание специального туристического центра в г. Умани на базе многочисленных исторических, ландшафтно-рекреационных и культовых объектов с формированием современной среды и восстановлением бывшего аэропорта для обеспечения удобных транспортных связей этого центра с другими городами и даже странами.
Как вы оцениваете объем будущих инвестиций в те или иные проекты «умного города» Украины?
Мне сложно оценить возможный объем инвестиций в подобного рода проекты но, безусловно, у этих проектов огромное будущее. Более того, мы, наша страна не сможет развиваться полноценно, если она не будет придерживаться принципов перспективного инновационного развития городов.
Одним из перспективных направлений вложение инвестиций в распространение принципов «Smart City», с моей точки зрения, это предстоящее, и я в этом не сомневаюсь, восстановление городов восточной части Украины. Именно там будет возможность внедрять инновационные подходы к реконструкции городов, кардинально изменяя их планировочную организацию. И то, что в данный момент эти города находятся в полуразрушенном состоянии, создает уникальную возможность из трансформации.
Источник: InVenture