Украинцы печатают на 3D-принтере детали двигателей для самолетов

Украинцы печатают на 3D-принтере детали двигателей для самолетов

Про опыт украинской инновационной компании «Червона хвиля», гранте от ЕС и проблеме в поиске инвестиций

«Червона хвиля» — украинский разработчик технологий точной металлургии, инновационной сварки и металлообработки. С 2014 года компания сфокусирована на разработке собственной технологии 3D-печати титаном — xBeam3D.

Технология ориентирована на применение в аэрокосмической отрасли. Промышленный 3D-принтер xBeam3D позволяет сократить потери дорогого титана в 5-10 раз по сравнению с традиционными методами производства.

Украинцы печатают на 3D-принтере детали двигателей для самолетов

Благодаря 3D-печати получаемые заготовки максимально приближены к конечному изделию — требуется только незначительная обработка. Традиционно детали вытачивают на станках из сплошных прямоугольных плит или цилиндрических заготовок, поэтому большая часть дорогого титана идет в отходы. Доступной технологию xBeam 3D Metal Printing делает демократичный расходный материал — сварочный промышленный провод.

Аэрокосмическая отрасль — главный драйвер развития технологий металлической печати, поскольку металлы для космической отрасли дорогие. Титановые, никелевые комплектующие широко используются в корпусах и двигателях самолетов, вертолетов и космических ракет.

Именно поэтому компании Airbus, Boeing, NASA, Lockheed Martin Corporation — первопроходцы в области печати металлами. Инновация xBeam3D заключается в демократизации цены на печать металлом, что может дать толчок для развития украинской и мировой аэрокосмической отрасли.

В 2018 году компания «Червона хвиля» стала победителем программы «Климатические Инновационные Ваучеры» от ЕБРР и ЕС.

Редакция InVenture побеседовала с основателем и СЕО компании Дмитрием Ковальчуком об инвестициях, деловом имидже страны и перспективах развития аэрокосмической отрасли в Украине.

О доверии в мире к Украине

Я неоднократно цитировал одного американского коллегу, пионера 3D-печати в Штатах. Он сказал: «Мне нравится ваша технология, ваша компания. Мне нравится все, кроме страны».

Под этим заявлением понимается комплекс проблем. Во-первых, проблема доступа. Одна и та же аэрокосмическая компания разрабатывает и гражданские самолеты, и военную технику. Поэтому сотрудничество с любым партнером для производителя самолетов — это вопрос безопасности.

До 2014 года было вообще невозможным сотрудничество в аэрокосмической сфере с украинскими компаниями, потому что у них считалось, что все, что знают украинцы — знают в России. Когда речь идет об обмене чувствительными технологиями, появляется проблема допуска и имиджа страны. Даже сегодня мы еще не можем работать во многих проектах напрямую.

Хорошая новость в том, что мне не обязательно ехать в Алабаму, например, самостоятельно. Нам нужно доработать технологию до такой стадии готовности, чтобы повторить кейс, когда General Electric купили готовое немецкое оборудование для 3D-печати металлом.

Все в выигрыше: немцы получили деньги и поставляют запчасти, а также могут поставить логотип GL в разделе клиентов на сайте. General Electric использует оборудование и изучает работу технологии. Меня волнует только доработка технологии до уровня, чтобы не зависеть от допуска, чтобы не нужно было лично ехать на пусконаладочные работы, куда нас не пустят.

Стоит сказать, что такая повышенная осторожность касается не только украинцев — польские коллеги рассказывали историю, как на американском предприятии их не пустили в сборочный цех, отшутившись. Это, конечно, шутка, но она показывает преграды к работе на международном рынке.

Украинцы печатают на 3D-принтере детали двигателей для самолетов

Инвестиционная привлекательность Украины

Никто не стоит в очереди инвестировать в Украину, и я не буду объяснять почему. Если мы говорим об инвестициях в работающий существующий бизнес, то проблемы связаны с правовым полем. Наша компания не привязана к инструментам производства как таковым, но у нас другие риски: защита прав собственности. Во что инвесторы должны вкладывать? В патент украинского образца?

Моя речь звучит не очень оптимистично, но я уверен, что нам необходимо работать над авторитетом страны. Показывать и доказывать, что украинские компании — надежные партнеры. С 2014 года нам начинают все больше доверять в плане доступа к технологиям.

Санкции отрезают поставку мировых высоких технологий в Россию, и если бы зарубежные партнеры считали бы, что «мы» и «они» — одно и тоже, то Украине бы не давали участвовать даже в конференциях. Ведь нет гарантии, что инновации будут использованы только для мирных целей.

Как украинским инноваторам искать инвестиции?

Для привлечения инвестиций в украинские инновации, нужно улучшать имидж страны. Каждый из нас может внести свою лепту, даже если это будет каплей в океане.

На международных конференциях я начинаю мою презентацию слайдом, где написано, что Украина — одна из немногих стран мира с полным циклом производства в ракетной, авиационной сфере и в производстве вертолетов. Кто кроме нас? Фактически только США. И то, до эпохи Илона Маска американцы летали на российских ракетных двигателях.

Украинским компаниям нужно искать серьезных зарубежных партнеров, и не только из-за денег, но и для привлечения дополнительной экспертизы, для прохождения сертификации. Никто в мире не работает в мире в таких сферах поодиночке, все стремятся к работе в консорциуме. Когда 6-8 мощных компаний работают совместно, привнося каждая свою экспертизу, ресурсы и опыт.

Чтобы нас воспринимали как надежных партнеров, нужно показывать украинские достижения и потенциал, доказывать порядочность в работе. Каждой украинской компании на международной арене нужно демонстрировать, что мы умеем сохранять конфиденциальность и коммерческую тайну, что умеем следовать правилам, что у нас в стране есть защита частной и интеллектуальной собственности.

Читайте также