Выход из тени или с какими проблемами столкнулись украинские компании, раскрывая бенефициарных собственников?

Выход из тени или с какими проблемами столкнулись украинские компании, раскрывая бенефициарных собственников?

Этим летом вступили в силу новые требования к раскрытию структуры собственности компаний и информации о конечных бенефициарных собственниках (“КБС”)

Этим летом вступили в силу новые требования к раскрытию структуры собственности компаний и информации о конечных бенефициарных собственниках (“КБС”). Однако, на практике, компании столкнулись с рядом трудностей, когда пытались эти требования реализовать. Что пошло не так и какие улучшения, на наш взгляд, необходимы для надлежащего раскрытия КБС?

Раскрытие КБС в Украине и мире

О необходимости раскрытия КБС заговорили на фоне офшорных скандалов на примере Panama Papers и Paradise Papers. Открытость информации о реальных собственниках бизнеса исключит сокрытие активов через цепочки офшорных компаний и подставных лиц, а прозрачность структур собственности способствует борьбе с коррупцией и легализацией незаконно приобретенных активов.

Принятая 20 мая 2015 г. четвертая Директива ЕС о борьбе с отмыванием денег обязала государства-члены ввести открытые реестры КБС. По состоянию на май 2021 года 9 государств-членов ЕС ещё не создали такие реестры.

Нормы об обязательном раскрытии КБС в Реестре юридических лиц появились в Украине еще в 2014 году. Однако, компании не обязывались документально подтверждать личность КБС и раскрывать структуру собственности.

В апреле 2020 года вступила в силу новая редакция Закона о финмониторинге, которая усилила требования к раскрытию КБС. В частности, компании обязали документально подтвердить личность КБС и раскрыть структуру собственности. Согласно первой редакции закона КБС и структура собственности раскрываются:

  • изначально – в течение трех месяцев после вступление в силу нормативно-правового акта, который утверждает форму и содержание структуры собственности (до 11 октября 2021 года);
  • ежегодно – в течение 14 дней с даты годовщины регистрации компании;
  • в течение 30 рабочий дней с момента внесения изменений к поданной информации о КБС и структуре собственности;
  • во время государственной регистрации компании и совершения других регистрационных действий.

Такой уровень раскрытия информации о КБС - позитивный шаг для Украины. В этом вопросе мы даже опережаем некоторые страны Европы. Однако, на практике раскрытие КБС столкнулось с многочисленными трудностями.

Реализация новых требований к раскрытию КБС на практике

В Украине зарегистрировано 1,4 миллиона юридических лиц, большинство из которых обязали подать регистратору документы о КБС и структуре собственности до 11 октября 2021 года. По состоянию на 6 октября 2021 года только 171 тысяча юридических лиц выполнили это требование. В результате, в последние дни до дедлайна в ЦНАПах и к нотариусам выстроились длинные очереди. Как следствие, 8 октября Верховная Рада экстренно приняла закон, который продлил срок первичного раскрытия КБС и структуры собственности до 11 июля 2022 года. Этой отсрочкой законодатель, среди прочего, предоставил себе время на устранение пробелов и исправление коллизий в процедуре раскрытия КБС.

Так, в список лиц, которые не раскрывают КБС и структуру собственности, не попали благотворительные организации и общественные объединения. При этом не понятно, как определять КБС в таких организациях. В них отсутствует уставный капитал, а у участников одинаковое количество голосов на общих сборах. На невозможность определения КБС в общественных объединениях обращала внимания Госслужба финансового мониторинга. В обновленных примерах схематического изображения структуры собственности Минфин предлагает определять в качестве КБС руководителя общественного объединения, хотя такая позиция спорная, поскольку полномочия руководителя может существенно ограничить устав.

Разные подходы сложились к определению КБС в корпоративных инвестиционных фондах. Так, согласно одному из подходов КБС определяются среди участников фонда, согласно другому – среди собственников либо руководителей компании с управления активами фонда. Примеры схематического изображения структуры собственности указывают, что КБС фонда определяется как среди участников фонда, так и среди собственников или руководителей компании с управления активами.

Еще одной “задачей со звездочкой” стала подача структуры собственности публичными компаниями. Положение о структуре собственности требует, чтобы в структуре отображались все лица, которые прямо либо опосредовано владеют компанией. В то же время в публичной компании могут быть десятки и тысячи акционеров, а сама компания не владеет информацией о каждом из них в режиме реального времени. Кроме того, на публичные компании распространяется обязательство на постоянной основе уведомлять регистратора о любых изменениях в структуре собственности. Учитывая, что изменения среди акционеров могут происходить ежесекундно, уведомление регистратора о каждом из них – непомерное административное бремя для публичных компаний.

Президентский законопроект № 6320

18 ноября 2021 года Президент зарегистрировал в Верховной Раде законопроект № 6320, который направлен на усовершенствование раскрытия КБС.

Законопроект предусматривает подачу документов о КБС в электронной форме. В таком случае, проверка личности КБС происходит автоматически. Также документы, которые удостоверяют личность КБС, вместо нотариуса может удостоверять электронной подписью руководитель компании. Последнее - спорное нововведение, поскольку руководитель уполномочивается удостоверять документы, которые не касаются его лично и не являются документами компании, которой он руководит. Кроме того, это не отменяет требований о легализации в Украине личных документов КБС-нерезидента и документов, которые подтверждают цепочку владения в структуре собственности компании.

Также президентский законопроект отменяет необходимость подачи документов о КБС во время некоторых регистрационных действий, в частности – создания, прекращения или изменения сведений об обособленном подразделении юридического лица.

Дополнительно законопроект упрощает процедуру ежегодного подтверждения информации о КБС – для этого не нужно подавать полный пакет подтверждающих документов. Однако, до сих пор не понятна цель ежегодного подтверждения сведений о КБС, учитывая, что сохраняется требование уведомлять регистратора о любых изменениях в поданной информации о КБС и структуре собственности в течение 30 рабочих дней.

Еще одним новшеством президентского законопроекта стала методология определения КБС, которую обязан разработать и утвердить Минфин. Такой нормативно-правовой акт в перспективе предоставит четкие разъяснения, как определять КБС в спорных ситуациях.

В то же время президентский законопроект никак не адресует описанные выше проблемы. Так, не отменяется обязанность определять КБС в общественных объединениях и благотворительных организациях. Кроме того, не предусмотрено никаких исключений для публичных компаний.

Ответственность за подачу неправдивых сведений о КБС

Наконец, введения новых требований к раскрытию структуры собственности и КБС может так и не достичь цели – раскрыть настоящих собственников компаний и сделать прозрачными структуры собственности.

Сведения о КБС и структуре собственности подаются государственному регистратору по декларативному принципу. Законодательством предусмотрена административная ответственность за неподачу либо несвоевременную подачу сведений о КБС и структуре собственности, однако отсутствует ответственность за подачу неправдивой информации о КБС.

Гипотетически к такому нарушению применяется ст. 205-1 Криминального кодекса, предусматривающая ответственность за подделку документов, которые подаются для государственной регистрации юридического лица. Однако, на наш взгляд, подача неправдивых сведений о КБС не несет достаточного уровня общественной опасности для квалификации такого деяния как преступления.

При этом в Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 6003, который предлагает ввести штрафы за подачу неправдивых сведений о КБС и структуре собственности. Кроме того, этот законопроект обязывает государственных регистраторов уведомлять Министерство юстиции о выявлении неправдивых сведений о КБС. На основании этого Министерство юстиции сможет наложить штраф и изъять неправдивые сведения из Реестра юридических лиц.

Учитывая низкую правовую культуру украинского бизнеса, отсутствие ответственности за подачу неправдивых сведений о КБС может свести на нет усилия законодателей. Так, вместо реальных собственников недобросовестные представители компаний продолжат записывать в качестве КБС подставных лиц, не беспокоясь о негативных последствиях.

Читайте также