Закон Украины «О виртуальных активах»: основные положения

Закон Украины «О виртуальных активах»: основные положения

Партнер юридической фирмы ETERNA LAW Николай Лихачев и старший юрист Ольга Карпова о регулировании услуг с виртуальными активами

В конце марта 2022 года был опубликован Закон Украины «О виртуальных активах» (далее – Закон). Впервые Верховная Рада приняла Закон 08 сентября 2021 года, однако Президент вернул нормативный акт с замечаниями, в частности, о нецелесообразности создания нового специально уполномоченного органа, который должен стать регулятором на рынке виртуальных активов. Учреждение такого органа повлекло бы за собой дополнительные необоснованные расходы, к тому же, как показывает мировая практика, регулирование такого направления обычно передается в полномочия регуляторов финансовых рынков. Следовательно, в Украине регулирование этой сферы теперь отнесено к компетенции Национального банка и Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Принятие Закона нельзя назвать прорывом, скорее это необходимость, ведь, как отмечал Nasdaq, ссылаясь на рейтинг платформы Triple A, в 2020 году Украина заняла первое место в мире по проценту населения, владевшего криптовалютой. Более того, криптовалюту не только покупали и продавали, осуществляли с ее помощью расчеты, ее даже декларировали и фактически все это обращение происходило за пределами правового поля, а значит, государство не могло регулировать, осуществлять надзор и не получало налогов с таких операций. Более того, в связи с отсутствием механизмов контроля за оборотом виртуальных активов последние могли использоваться с целью легализации доходов, полученных преступным путем.

Важно отметить, что принятый Закон:

  • является базовым, а значит, он определяет общий правовой статус виртуальных активов без достаточной детализации;
  • определяет список участников рынка и требования к регистрации поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов;
  • предполагает создание государственного реестра поставщиков таких услуг, который должен начать функционировать на протяжении 6 месяцев с момента вступления в силу Закона;
  • устанавливает штрафы за нарушение деятельности в новой сфере, которые будут применяться в отношении нарушений, которые совершены по истечении 3 месяцев после даты внедрения реестра.

Таким образом, Закон призван запустить процесс формирования государственной политики по предоставлению юридической защиты пользователям и участникам рынка, предоставить возможность официально работать иностранным и украинским криптобиржам, а банкам – открывать счета для криптокомпаний.

Текстом Закона предусмотрено:

  • Виртуальные активы не станут средством платежа, то есть рассчитываться ими будет нельзя, но можно будет обменять на гривны;
  • Виртуальные активы определены ничем иным, как нематериальным благом;
  • Виды виртуальных активов разделятся на такие виды:
    - необеспеченные – активы, которые не удостоверяют каких-либо имущественных или неимущественных прав (например, Bitcoin);
    - обеспеченные – активы, обеспеченные имуществом, имущественными правами, дающие право требовать такие активы (NFT-токены);
    - финансовые виртуальные активы, обеспеченные ценными бумагами или гривной (секьюрити-токены и стейбл-коины).

Участников рынка делят на 2 категории:
- резиденты, осуществляющие операции в собственных интересах;
- биржи, совершающие операции в пользу третьих лиц.

Компании, которые будут предоставлять услуги с виртуальными активами, будут субъектами первичного финансового мониторинга, то есть обязаны будут проверять активы на предмет использования в подозрительных операциях.

Конечно, для полноценного функционирования рынка необходимо внести изменения в Налоговый кодекс Украины. Когда такие изменения будут внесены – пока неизвестно. На сегодняшний день на рассмотрении Верховной Рады находится проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины о налогообложении операций с криптоактивами», который находится без движения с конца 2019 года.

Более того, необходимо разработать и принять еще немалое количество подзаконных нормативно-правовых актов, разработать прозрачные механизмы для лицензирования и функционирования бизнеса, обеспечить гарантии защиты прав и интересов инвесторов и закрепить новое регулирование однозначной судебной практикой.

Читайте также