Как пандемия повлияла на рынок венчурных инвестиций?
С одной стороны, уже существенно упали мультипликаторы как на публичных, так и на частных рынках. С другой стороны, венчур – закаленная индустрия, которая давно привыкла работать в условиях неопределенности. Здесь свои кризисы могут происходить каждые 2 месяца. Фонды научились прогнозировать риски. Кризис укрепит и старпаты: они столкнулись с необходимостью не просто демонстрировать рост, а стать эффективными, доказать инвесторам, что их сервисы действительно нужны потребителям. Если не в период карантина, то после выхода из кризиса.
Насколько сложнее фондам теперь привлекать капитал?
Венчур – одна из самых рискованных отраслей для инвестиций. Сейчас все меньше проактивных инвесторов, вкладывающих и в фонды, и в компании, а больше выжидающих.
Многие инвесторы в фонды сейчас решают свои более значительные проблемы на публичных рынках и ищут более стабильные «гавани». Многие инвестиционные фонды завязли в проблемах своих портфельных компаний и не делают новых инвестиций. Но это временная ситуация. Как правило, инвесторы оперативно возвращаются к венчуру, потому что он предлагает новые инновационные, более защищенные бизнес-модели.
Можно сегодня хотя бы ориентировочно прогнозировать, с какими взлетами и падениями венчурная индустрия переживет 2020 год?
Это только начало кризиса. Пока мы не знаем всех факторов. На горизонте маячит рост количества безработных в США, скрытая статистика Италии и Испании, которую мы узнаем позже, и т.п. Думаю, только к концу лета станет понятна глубина ямы, в которой мы окажемся. В любом случае, будут победители и проигравшие.
Победителями, скорее всего, окажутся не те, спрос на чьи товары\услуги резко вырос во время кризиса, так как не всегда ясно, что будет потом и останется ли все так же хорошо. Истинными победителями станут те, кто еще до кризиса был готов к плохим ситуациям, имел план Б и резервы за спиной. При этом также увидим много неожиданных «удачных» историй. Этим кризис и интересен.
Жизнь не закончится. Просто нужно адаптироваться к новым условиям, искать свою нишу, сильные стороны. Тогда все вместе выйдем из кризиса гораздо раньше.
Стартапам сейчас лучше не рассчитывать на ближайшие крупные сделки?
Действительно, стартапы урезают многие статьи расходов. Но им важно оставаться готовыми с двойным рвением выскочить из кризиса, не «вырезать» экономией свои «мускулы». Если фаундеры видят, что денег хватит меньше, чем на год, то общая практика – попытаться собрать внутренний раунд у текущих инвесторов.
Впрочем, кризис создает возможности для фондов зайти в интересные стартапы, которые ранее не были готовы привлекать внешних инвесторов. Скажем, у них было все хорошо с фондированием, а тут резко у одного из инвесторов пропала возможность поддержать капиталом в данный момент.
Как последние события отразились на деятельности вашего фонда?
Во-первых, мы давно готовились к кризису. О вероятной коррекции на рынке эксперты говорили уже не первый год. Хотя никто не ожидал ее в виде эпидемии. К тому же, венчурное инвестирование – вложения минимум на 5-7 лет, а чаще и на 10- 15. Не предвидеть на этом цикле кризисы было бы глупо. Поэтому мы очень осторожно инвестировали и выбирали кризисостойкие бизнесы.
Во-вторых, заранее провели аудит компаний в портфеле: до кризиса выявили, у кого могут возникнуть проблемы. Эти компании уже закрыли или закрывают свои внутренние раунды. У наших стартапов теперь достаточно денег на развитие. Не видим рисков банкротства в связи с кризисом. А в отрасли доставки сейчас, наоборот, наблюдаем бум. Glovo и Deliveroo еле справляются с растущим спросом. Даже не считая проблем в Испании и Италии.
В-третьих, проанализировали ниши, которые будут расти. Сейчас у нас в работе 2 сделки, которые, надеюсь, сможем закрыть и объявить в мае. На ближайшие полгода присмотрели 10-15 перспективных компаний, в 2-3 из них, возможно, будем инвестировать. Наша цель – в этом году закрыть 3-4 сделки и закончить инвестировать из первого фонда. Плюс сейчас поднимаем второй фонд на $100-150 млн.
В какие медтех-стартапы вы готовы инвестировать?
В нашем портфеле пока один health-стартап из США – Owlet. Это устройство для треккинга здоровья малыша. В него мы инвестировали 3 года назад, так как уже тогда понимали, что спрос на девайс будет расти, а команда обеспечит международные продажи.
Сейчас нам очень интересна модель телемедицины. Такие стартапы пристально рассматривали последние пару лет. В один из них уже были готовы вкладывать, но не нашли точки соприкосновения. Хотя знаем, что за последний год этот проект очень серьезно вырос. Схожих стартапов достаточно много, но большинство из них – на ранней стадии развития. Мы следим за их ростом и готовы в будущем «подключиться» к финансированию.
Также нам интересны проекты на стыке медицины и страхования. Сейчас этот бизнес в основном – в оффлайне. В дальнейшем он перейдет в онлайн.
Еще одна перспективная ниша – менеджмент больниц. Это колоссальная индустрия для разработки софта. Пока в клиниках многое менеджится через устаревшее оборудование, пересылку друг другу писем, записи на CD-дисках и т.п. Хотя все это можно вести в облаке в едином удобном формате для всех врачей. Сюда подключается назначение визитов, все результаты анализов. И количество посещений клиники сводится к минимуму, а бесцельно потраченное время – к нулю.
Также рассматриваем приложения для wellness, которые «пошли» глубже. Например, адаптированы для борьбы с хроническими болезнями. Для людей за 40 лет такие заболевания становятся проблемой. Они тратят много денег на консультации и упражнения. А в приложении можно подобрать необходимые упражнения, установить график и т.п. Такие сервисы, которые можно реализовать простой технологией и быстро масштабировать, нас интересуют.
В вашем портфеле нет ни одного украинского стартапа. Почему?
Во-первых, мы инвестируем в стартапы на поздней стадии. В Украине таких компаний немного.
Во-вторых, наша ценность для стартапов заключается в том, что мы помогаем им выходить на рынки Восточной Европы, запускать здесь R&D-центры. К примеру, мы открывали рынок Украины для Glovo. А для украинских компаний, наоборот, важно открытие западных рынков. Отечественные успешные стартапы Allset, Preply, Petcube и т.д. видят основным рынком США, поэтому и находят соответствующих инвесторов.
Т.е. украинским проектам к вам обращаться бесполезно?
Отнюдь. Мы консультируем отечественные компании, помогаем им находить инвесторов. К примеру, сейчас работаем со стартапом Axdraft, который намерен выйти на американский рынок. Если украинский проект видит в среднесрочной перспективе приоритетными рынки ЕС и уже привлекал раунд от институциональных инвесторов (Series A), то нам есть о чем поговорить.