Как стартапу выжить во время экономического кризиса?

Как стартапу выжить во время экономического кризиса?

Доминик Пиоте, CEO UNIT.City рассказал, какие уроки преподали стартапам предыдущие экономические кризисы

Запускать свой бизнес — это всегда риск. Смогут ли молодые и достаточно уязвимые украинские стартапы пережить этот кризис?

Я переехал в Киев 7 месяцев назад. 17 лет я провел в Кремниевой долине как предприниматель, инвестор и ментор, а теперь получил возможность стать СЕО UNIT. City — smart city, который развивается с фокусом на создание экосистемы инноваций в нескольких минутах от центра Киева.

От бурного мира стартапов до мирового кризиса

Я был потрясен стремительным развитием технологической отрасли Украины, когда прибыл сюда в сентябре прошлого года. Это ощущалось в каждом городе, где я побывал: Киев, Львов, Харьков, с огромным количеством стартапов (более 2000 в Украине), идей, технологий и талантливых людей, работавших над ними. Даже в UNIT. City, построенный только на 7%, более 100 резидентов — это стартапы, приехали к нам со всего мира.

В каждом мероприятии, которые мы организовали, на каждой встрече, где я принимал участие, я встречал талантливых людей с невероятными идеями и инновационными технологиями огромного потенциала. Для меня это было словно второе дыхание: я почувствовал в себе такую же энергию и стремление к креативу, как в августе 2004 года, когда приехал в Кремниевую долину. Это стало началом новой эры.

Когда начался COVID-19, мир полностью остановился. Это поразило большинство бизнесов, и хуже всех последствия карантина прочувствовали стартапы. Несмотря на их потенциал, обычно они почти не прибыльны. Стартап — это всегда большой риск сегодня для лучшего будущего. Однако, что делать, если сейчас ничего нет, а будущее — вообще неизвестно? Смогут ли молодые и достаточно уязвимые украинские стартапы пережить этот кризис? Чтобы найти ответ, предлагаю заглянуть немного в прошлое и увидеть, как стартапы пережили кризис в 2000—2008 годах.

Уроки прошлого

1 — Ты должен быть готов в правильное время или дождаться, когда это время наступит

Я пережил несколько кризисов за свою профессиональную жизнь. Я четко помню технологический пузырь 2000 года. В то время я жил в Париже и отвергал мечту о создании собственного стартапа, чтобы остаться в корпоративной консалтинговой фирме. Мы помогали компаниям избавиться от их стартап-портфолио. Было невесело. Причины кризиса тогда были четкие: рынок не был готов к технологиям. Не важно, какая именно это была за технология. Ни у кого не было высокоскоростного интернет-соединения, а мобильные телефоны не были столь доступны. И кризис помог мне уяснить урок: в мире стартапов главное быть готовым в правильное время или дождаться момента, когда это время наступит. Вы никогда не добьетесь успеха, если будет не подходящий момент. Поэтому, сначала спросите себя: сейчас правильное время для этого?

Когда начался COVID-19, мир полностью остановился. Это поразило большинство бизнесов, и хуже всех последствия карантина прочувствовали стартапы. Несмотря на их потенциал, обычно они почти не прибыльны. Стартап — это всегда большой риск сегодня для лучшего будущего. Однако, что делать, если сейчас ничего нет, а будущее — вообще неизвестно? Смогут ли молодые и достаточно уязвимые украинские стартапы пережить этот кризис? Чтобы найти ответ, предлагаю заглянуть немного в прошлое и увидеть, как стартапы пережили кризис в 2000—2008 годах.

Уроки прошлого

1 — Ты должен быть готов в правильное время или дождаться, когда это время наступит

Я пережил несколько кризисов за свою профессиональную жизнь. Я четко помню технологический пузырь 2000 года. В то время я жил в Париже и отвергал мечту о создании собственного стартапа, чтобы остаться в корпоративной консалтинговой фирме. Мы помогали компаниям избавиться от их стартап-портфолио. Было невесело. Причины кризиса тогда были четкие: рынок не был готов к технологиям. Не важно, какая именно это была за технология. Ни у кого не было высокоскоростного интернет-соединения, а мобильные телефоны не были столь доступны. И кризис помог мне уяснить урок: в мире стартапов главное быть готовым в правильное время или дождаться момента, когда это время наступит. Вы никогда не добьетесь успеха, если будет не подходящий момент. Поэтому, сначала спросите себя: сейчас правильное время для этого?

Лучшими примерами стартапов тех времен являэтся Amazon и Alibaba. Они мастерски использовали все свои возможности, когда рынок еще не был готов. Они обрели для себя необходимое время. Что означает «обрести время»? Это не просто сократить расходы. Необходимо представить свой бизнес в определенное время в будущем. Для этого необходимы четкое видение проекта и очень много планирования.

2 — Используйте все возможности

Давайте перейдем к кризису 2008 года. В то время я работал уже в Кремниевой долине. Это был финансовый кризис, поэтому стартапы уже не так сильно страдали от него. Конечно, найти финансирование было чрезвычайно сложно, однако в то время многие предприниматели увидели и воспользовались своей возможностью: Uber, Airbnb, WhatsApp, Instagram. Новое поколение стартапов увидело возможность создать для рынка новые продукты, сервисы и разрушить старые устои.

Нам также откроются новые возможности после кризиса. Уже сейчас можно прогнозировать, что спрос на сервисы удаленной работы, электронной коммерции, разработки VR / AR, медицинское оборудование будет только увеличиваться. О многих возможностях мы и сами еще не догадались. И я уверен, что существующие и будущие талантливые украинские стартапы воспользуются этими возможностями.

Поставьте себе следующие вопросы:

  • Развиваетсяли мой стартап водном из этих направлений? Как я могу ускорить свое развитие?
  • Если нет, вижу возможности для будущего, которых никто другой незамечает?

Запомните: для стартапов не существует плохих идей. На самом деле, если она кажется вам красивой, скорее всего, кто-то другой также подумал о ней. Если у вас есть идея, ухватитесь за нее, доверяйте своему видению и инстинктам, и идите к цели. Кто знает, возможно, вы не ошибаетесь?

Есть еще один секрет для успеха любого стартапа. Он наиболее полезен именно в тяжелые времена. Это возможность к изменениям.

3 — Как измениться быстро: учитесь быть ловкими

Нынешний кризис не имеет ничего общего с пузырем 2000 или финансовым кризисом 2008 года. Это санитарный кризис, имеющий очень глубокое экономическое влияние во всем мире, как со стороны предложения, так и по спросу, тогда как наши производственные мощности остаются невредимы (в отличие от того, что происходит в случае войны).

Именно поэтому очень важно, чтобы технологические предприниматели сначала четко поняли, к чему именно приведет кризис, а уже потом начали подготовку и адаптацию. Главные изменения произойдут не для технологий, а для рынка, он эволюционирует.

Ловкость и готовность к быстрым изменениям — это главные критерии для любого стартапа в любое время. Это часть ДНК любого предпринимателя, поскольку стартап строится на обещаниях будущего, а не на существующей реальности. Во времена кризиса это абсолютная необходимость для выживания, особенно во время нынешней.

Поэтому спросите себя: что мне необходимо изменить в компании, чтобы она выжила и продолжила работать?

Всегда старайтесь найти ответы на этот вопрос. Так вы станете более гибкими и научитесь получать ценный опыт с каждого поражения.

Из того, что я узнал за несколько месяцев жизни в Украине, я понял, что украинцы встречают кризис не со страхом в глазах. Это страна, люди которой знают, что будущее будет лучшим. Поэтому наша обязанность состоит в том, чтобы сделать сейчас все возможное для поддержки талантов, вместе строить это лучшее будущее.

Пожалуйста, никогда не сдавайтесь и всегда просите о помощи.

Источник: Новое Время

Читайте также

Обратный звонок
✓ Valid