1. Анализ тенденций развития рынка альтернативных видов масла в Украине
На сегодняшний день в Украине трендом сельского хозяйства стало производство нишевых культур. В этом сегменте стремятся себя проявить как крупные агрохолдинги, так и фермерские хозяйства. Главными характеристиками выращивания нишевых культур является низкий уровень конкуренции, возможность диверсифицировать риски производства, высокая рентабельность и экспорто-ориентированность.
По мнению экспертов, выращивание нишевых культур можно считать подушкой безопасности для предприятия, в случае неблагоприятных погодных условий и падении цен на традиционные культуры, переполнении рынка и наращивании конкуренции.
Украинские аграрии, следуя современному мировому тренду и растущему спросу на альтернативное растительное масло, в последние несколько лет стали уделять большее внимание производству, особенно с целью экспорта.
Рынок нишевых видов масла является неразвитым. Это связано с низкой культурой потребления и высокой ценой за единицу продукции по сравнению с традиционным подсолнечным маслом. Более того, несмотря на что некоторые виды альтернативного подсолнечному маслу производятся в Украине в промышленных масштабах, они, как правило экспортируются или используются для промышленных нужд. Лишь незначительная часть выпускается для розничной торговли.
Нетрадиционным масличным культурам, например: горчица белая и сизая, сафлор, черный тмин, амарант, виноград, косточковые плоды, уделяется незначительное внимание, хотя они могут служить источниками биологически активных веществ, в том числе и жиров, потому что многие из них отличаются высоким их содержанием. К нетрадиционным видам масличных культур также относят семена томатов, тыквы, огурцов, арбузов и т.д. Масло из них используют для пищевых и технических целей. В Украине можно успешно развивать производство масел из нетрадиционного сырья, таких как: грецкий орех, тыквенные и томатные семена, горчица, косточки плодовых деревьев, зародыши пшеницы, риса и кукурузы.
Проблемы развития на рынке альтернативных видов масла:
- Снижение покупательной способности населения
- Удорожание стоимости сотрудничества с ритейлерами ежегодно на 20-50%
- Недостаточные объемы сырья для переработки, а также низкое его качество
- Отсутствие желания аграриев заниматься нишевыми культурами из-за меньшего уровня рентабельности нежели подсолнечного масла
- Высокая стоимость оборудования
- Отсутствие системы сбора статистической информации
- Зависимость от внешних рынков, из-за чего производители не уверены в стабильности цен на сырье
- Не раскрыт экспортный потенциал Украины из-за неосведомленности импортеров о возможностях Украины на рынке нишевых масел
Производители больше заинтересованы в экспортных (промышленных) продажах, чем в розничной торговле, из-за высокого входа в розницу и высоких стоимости рекламных мероприятий для покупателей
Динамика емкости рынка альтернативного растительного масла в Украине имеет положительную тенденцию, что связано с изменением потребительских предпочтений в сторону употребления здоровых продуктов питания.
Диаграмма 1
Динамика емкости рынка альтернативного растительного масла в Украине в 2018-6 мес. 2021, в натуральном выражении, тыс. т
Источник: оценка Pro-Consulting по данным Государственной службы статистики Украины, Таможенной службы Украины, Oilworld
Более 70% украинского рынка альтернативного растительного масла составляет соевое масло.
Рынок альтернативного масла в Украине экспортоориентирован, главный фактор влияния на данное явление высокий спрос на внешнем рынке. Главным потребителем украинских альтернативных масел являются страны ЕС.
2. Производство альтернативного масла в Украине
Из-за ограничения ресурсов соевых бобов, производства соевого масла и шрота в 2020 г. сократилось.
На сокращение производства рапсового масла также повлияло сокращение производства рапса в 2020 г., однако в 2021 объемы сбора рапса приобрели положительный характер.
Динамика производства кукурузного масла напрямую зависит от объемов производства кукурузы, поскольку кукурузное масло является отходом производства кукурузного крахмала. При этом масло из кукурузы пользуется спросом во всем мире, что влияет на активное развитие рынка.
Негативная тенденция в производстве также возникла в сегменте льняного масла. Главная причина – уменьшение посевов и снижение урожайности льна. Низкий объем посевных площадей под льном обусловлен тем, что его выращивание для переработки в техническое масло не конкурирует на мировом рынке. Из-за вышеназванных негативных факторов влияния главный производитель льна переориентировался на подсолнух, который из-за эффекта масштаба приносит больше прибыли.
Динамика производства остальных видов масла также имеет негативную тенденцию. Крупные предприятия все чаще и больше сосредотачивают свою деятельность на более выгодные и популярны в мире виды масла.
3. Внешняя торговля
Наиболее наглядное представление о рынке дают показатели экспорта, поскольку это экспортоориентированная отрасль.
Экспорт исследуемой продукции из Украины демонстрирует рост до 2019 г. и спад в 2020 г., что связано с карантинными ограничениями связанные с пандемией во всем мире, которые повлияли на приостановку внешнеэкономической деятельности и производства. Еще одним важным фактором влияния на спад экспорта является снижения производства рапсового масла из-за низкого урожая и снижения посевных площадей
Диаграмма 2
Динамика экспорта, исследуемых видов растительного масла из Украины в 2018-6 мес. 2021 гг., в натуральном выражении, тыс. т
Источник: по данным Таможенной службы Украины, оценка Pro-Consulting
В 2020/21 маркетинговом году (июль-февраль) экспорт рапсового масла из Украины снизился на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщает ukragroconsult.com. Китай сократил закупки украинского рапсового масла на 62%, снижение экспорта в страны ЕС было менее значительным – на 2%, что позволило ЕС снова стать первым импортером в рейтинге.
В первой половине 2021 года главным импортером украинских рапсового и соевого масла являлся Китай и Польша, льняного масла - страны ЕС и Китай, кукурузного – Турция и Австрия, тыквенного – Россия и Страны ЕС, облепихового – страны ЕС, масла из виноградных косточек – Турция и Иран, конопляного – страны ЕС, кунжутного – Литва и Чехия.
Соевое, рапсовые, кукурузное и льняное масла экспортируется в основном в флекси танках в контейнерах наливом. Для пищевых или косметологических целей используют стеклянную тару (бутылки или флаконы), поэтому тыквенное, облепиховое, виноградное, конопляное и масло авокадо экспортируют именно в такой упаковке.
В целом динамика объемов импорта исследуемых видов масла позитивная. Только в 2020 г. из-за сбоя в поставках внешней торговли, что связано с карантинными ограничениями, наблюдался небольшой спад на 3,4% по сравнению с 2019 г.
Диаграмма 3
Динамика импорта, исследуемых видов растительного масла в Украину в 2018-6 мес. 2021 гг., в натуральном выражении, тыс. т
Источник: по данным Таможенной службы Украины, оценка Pro-Consulting
В структуре импорта 2018-6 мес. 2021 гг. доминирует рапсовое масло, которое используется в пищевой промышленности. Остальные виды масла занимаю около 16% в 2020 г., объёмы поставок которых незначительные, поскольку предназначены для конечных потребителей и расфасованы в небольших бутылочках по 100-500 мл (если для применения в пищу) и флакончиках по 20-100 мл (для проведения косметических процедур).
Среди всех остальных видов масла, кроме рапсового, наибольшую доли занимают масла с виноградных косточек и авокадо, что связано отсутствием или очень незначительного производства их в Украине вследствие отсутствия сырьевой базы.
В первой половине 2021 года рапсовое масло импортировалось в основном из Польши и Чехии, масло из виноградных косточек – из Италии, соевое – из Швеции, Германии и Франции, кукурузное - из Италии, кунжутное – из Китая, Италии и Японии, масло из авокадо – из Италии, льняное – из Латвии, Италии и Германии, тыквенное – из Австрии и Бельгии, конопляное – из Германии, облепиховое – из Турции.
4. Потребители альтернативного масла и их предпочтения
В Украине существует слабый сбыт исследуемой продукции, поскольку промышленные потребители мало заинтересованы. В основном нишевые масла находятся в фокусе внимания ритейла и покупателей, заботящихся о своем здоровье.
Потребление нишевых масел пока значительно ниже в Украине по сравнению с европейскими странами, которые в значительной степени формируют тенденции потребительского спроса в нашей стране в кратко- и долгосрочной перспективе.
Основными потребителями нишевых масел являются люди, которые заботятся о своем здоровье или имеют проблемы с ним, поклонники ЗОЖ, вегетарианцы. Масла используются ими как в косметической, так и в лечебно-профилактической целях.
В секторе B2B главными потребителями исследуемых растительных масел являются производители продуктов питания, ритейлеры, фармацевтические компании, производители косметики и средств по уходу за телом и волосами
Среди самых популярных нетрадиционных масел по данными AgroPortal производители в первую очередь назвали льняную и тыквенную. Также покупатели выбирают подсолнечное, кукурузное, соевое, облепиховое, амарантовое, горчичное, масло из грецкого ореха.
Самым популярным нишевым маслом среди украинцев является льняное. Льняное масло в Украине часто используют из-за его положительное влияние на работу сосудов. Основными покупателями льняного масла являются женщины, которые используют его для приготовления здоровой и полезной пищи для себя и/или семьи. Также покупают для ухода за волосами и кожи.
Украинский потребитель тыквенного масла — это родители или опекуны, которые покупают масло для своих детей для отладки роботы кишечника и других лечебных свойств.
Конопляное масло потребляют в основном для лечебных целей. Покупают в основном женщины для себя и своей семьи. Используют для приготовления салатов, комбинируют с кефиром, а также используют для ухода за волосами м кожей.
Другие виды альтернативных масел имеют схожих потребителей и аналогично применяются ими. Некоторые масла такие как, из виноградных косточек, авокадо чаще применяться в комбинации с ежедневным уходом за кожей и лицом.
Внутренний потребитель альтернативных видов масел мало осведомлен, поэтому на внешних рынках тыквенное, льняное, конопляное и другие масла ценятся больше из-за полезного влияния на здоровье человека и высшей покупательской способности потребителей. В Украине же главной причиной популярности подсолнечного и оливкового масла является именно его дешевизна.
Так анализ поисковых запросов показал, что потребление и осведомлённость, а также желание потребителя узнать о характеристиках новых для украинского потребителя видах масел, в целях потребления в пищу, выросли
Диаграмма 4
Динамика поисковых запросов исследуемых видов масла в Украине за 2018-6 мес. 2021 гг., тыс. шт
Источник: по данным GoogleAds, оценка Pro-Consulting
Динамика поисковых запросов альтернативных видов масел характеризируется сезонность, где пик приходится на январь и февраль. Это связано с сезонностью производства, объёмы которого начинают снижаться с июня по сентябрь, в период, когда прошлогодние запасы семян масличных культур заканчивается. А новые запасы появляются после сбора нового урожая.
Самой большой популярностью в поисках в Google пользуются льняное, облепиховое, тыквенное и масло из виноградных косточек, которые используются украинскими женщинами зачастую целях ухода за волосами, кожей тела и лица и т.д.
Диаграмма 5
Сегментация рынка исследуемых масел по сферам применения
Источник: оценка Pro-Consulting
Выводы
На рынке альтернативных растительных масел функционирует более 150 предприятий, которые занимаются производством, при этом также присутствует большое число частных компаний, которые не отчитываются в службу статистики.
Украинские производители исследуемых видов масел ориентированы на экспорт, поскольку там существует высокий спрос, что вызвано большей покупательской способностью потребителей, например, в странах ЕС.
Более 96% производства исследуемого рынка занимает соевое и рапсовое. Производство других видов растительных масел присуще более маленькому семейному бизнесу.
Больше всего альтернативного масла экспортируется в европейские страны (Польшу, Швейцарию, Великобританию др.)
У украинских производителей нишевого масла есть весомые конкурентные преимущества, например, высокая производительность, что заключается в таких внешних факторов, как цена на энергоресурсы, логистика, особенности климата, система налогообложения. Эффективное ведение бизнеса позволит выигрывать эту конкуренцию. Внутренние реформы со стороны государства также могут помочь отечественным производителям.
Спрос на альтернативные виды масла в мире высокий и ожидается, что будет расти в развитых и развивающихся странах, а также увеличение использования в различных сферах использования в автомобильной промышленности и промышленности потребительских товаров, фармацевтических товарах и в средствах по уходу за кожей приведет к росту рынка льняного масла.
Прогнозируется, что рынок пищевых альтернативных растительных масел будет демонстрировать положительную динамику в течение прогнозируемого периода как в розничном объеме, так и в стоимостном выражении, на что влияет тенденция оздоровления и утонченности потребительского спроса.
Заместитель Министра экономики Украины — Торговый представитель Украины Тарас Качка считает, что в ближайшие 10 лет на украинском рынке растительных масел будет расти нишевое производство. Об этом он сказал во время онлайн-конференции "Fat-and-Oil Industry - 2021". Он отметил, что масличный рынок в целом также будет расти, поскольку потенциал страны в этой сфере еще не раскрыт.